Приветствую вас, дорогие друзья!
Надеюсь, вы хорошо провели время в праздники. Теперь я вновь хочу вернуться к летней прогулке 2022 года по трамвайной линии от Медведково до ВДНХ. В предыдущих выпусках мы с вами прошлись от кольца Медведково до платформ Ростокино (Северянин) МЦК и Ярославского направления, а конкретно в
прошлой части посмотрели расположенную рядом железнодорожную веточку от станции Ростокино к Ростокинскому заводу железобетонных конструкций ОАО «ДСК-1» и асфальтобетонному заводу ОАО «АРСП». Сегодня продолжаем прогулку собственно по трамвайным рельсам дальше к ВДНХ вдоль проспекта Мира. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и погнали!
1. Итак, ранее мы остановились в точке, где трамвайная линия проходит под путепроводом МОЖД (МЦК).
2. Там очень живописные кривые, особенно, если снимать на телевик. А также очень узенький тротуар, где даже двум худым людям тяжело разойтись. Но это обстоятельство, разумеется, не останавливает велосипедистов и самокатчиков.
3. Проходим под путепроводом. Трамвай на фоне 192-метровой громадины ЖК «Триколор».
4. Взгляд назад.
5. И вперёд в сторону остановки «Улица Докукина» и ВДНХ.
6. Знакомая нам по первому выпуску улыбчивая вагоновожатая.
7. Вид обратно.
8.
9. Остановки «Улица Докукина». Названа, как вы догадались, по одноимённой улице, которая в свою очередь получила своё название в 1964 г. в память о военном лётчике, командире эскадрильи гвардейского авиаполка, Герое Советского Союза Иване Архиповиче Докукине (1920-1943), который погиб в воздушном бою, а ранее жил в этом районе и учился в школе № 269 (ныне - ЦО № 1499). Прежнее название - Большая Леоновская улица - по бывшему селу Леоново.
10. Далее линия спускается к долине Яузы.
11. Взгляд назад.
12. На заднем плане ЖК «Дом на проспекте Мира», построенный в 2005-2010 гг. Не могу сказать, что он красив, но хочу выделить его по той причине, что его строил наш «горячо любимый» ПИК. И на фоне его нынешних коробок тут хоть какие-то архитектурные задумки были, хоть и безвкусные. В общем, я это всё к тому, что ПИК в своей архитектуре с лужковских времён идёт по пути не прогресса (если это слово вообще уместно в отношении ПИКа), а стремительной деградации. От обычной безвкусицы к безвкусице всеобъемлющей и всепоглощающей.
13. Но вернёмся к трамвайной линии. Вот и спуск в долину Яузы. Красивая кривая.
14. Вид обратно. Перекрёсток с улицей Докукина.
15. Не устану повторять, что летом хорошо!
16. В тот день было что-то около +30.
17.
18. Интересно, кстати, сколько трамваев выпускают на 17-й маршрут? Ходят как часы, один за другим.
19.
20.
21. Вид обратно в горку.
22. Подходим к Ростокинским мостам через Яузу. Прямо трамвайно-пешеходный 1-й Ростокинский мост, слева 2-й Ростокинский мост, по которому идёт автомобильное движение по проспекту Мира. Трамвайно-пешеходный мост был сооружён в 1980 г. на месте старого Ростокинского моста, построенного в 1926 году, который согласно указателю к плану Москвы 1929 г. назывался Земским.
Автомобильный мост сооружён в 1957 году на трассе Большой Ростокинской улицы (ныне - часть проспекта Мира) по проекту инженера С. М. Воронина и архитектора К. П. Савельева. В 1980-1982 гг. был расширен.
23. Очередная 17-шка.
24. И встречная с приветливой и улыбчивой вагоновожатой.
25. Яуза в сторону истока. Справа располагается парк спорта «Яуза», а слева маленький жилой квартал, а за ним наполовину живая промзона.
26. Собственно т.н. парк спорта.
27. Ещё один летний кадр с горкой. Настолько летний, что мне стало в тот момент совсем уж жарко и я решил немного отдохнуть в теньке под сенью деревьев в расположенном рядом парке «Акведук», а заодно немного поснимать там, ибо я его люблю.
28. Хорошее место с приятной энергетикой.
29.
30. Да и просто красиво.
31. Стела в честь 400-летия освобождения Москвы от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского. Именно здесь, у Ростокинской горки, в точке пересечения реки Яузы и Троицкой дороги (сегодня это проспект Мира), в 1612 году расположился путевой стан полков народного ополчения Минина и Пожарского. Отсюда войско двинулось на штурм Китай-города, в результате которого Москва была освобождена от интервентов.
Стела - 8-метровая гранитная колонна, увенчанная гербом России - бронзовым двуглавым орлом. Колонна сделана в виде шатровой формы тёмно-коричневого цвета на небольшом пьедестале. В нижней части по окружности размещены рельефные изображения сцен 1612 года: Минин и Пожарский, шатры русских войск у Яузы, поход воинов-ополченцев, стены Кремля, патриарх Гермоген. Проект выполнен авторским коллективом под руководством народного художника России А. Ковальчука. Открыта 3 ноября 2012 г.
А на заднем плане виднеется сам старый акведук.
32.
33. Ростокинская горка (среди местных также известна под названием «Миллионка» («Мильёнка») и Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских. Построен в 2015-2021 гг.
34. Ростокинский акведук («Миллионный мост») существует здесь с начала XIX века, хотя заложен он был гораздо раньше. В 1767 году Екатерина II созвала в Москве Комиссию для разработки нового законодательства страны. В наказе москвичей затрагивались проблема водоснабжения Москвы, так как эпидемия чумы в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»). 28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф. В. Бауэр провёл необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотёчного водопровода.
Строительство водопровода началось в 1780 году. Строительство несколько раз прерывалось и длилось около 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 году при Александре I.
При строительстве акведука в 1783-1784 годах архитекторами были Бауэр и полковник И. Герард (по контракту 1785 года указан Ф. Руска). Строительство акведука обошлось в один миллион шестьсот сорок восемь тысяч рублей. Эта сумма называлась в печати, она поражала воображение, из-за чего возведённый акведук и получил в народе название «Миллионный мост». В 1785 году во время посещения Москвы Екатерина II назвала его самой лучшей постройкой города, сказав, что «он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен».
«Я увидел недалеко от дороги прекрасный водовод, - пишет Н. М. Карамзин в своих путевых заметках, - и пошел смотреть его. Вот один из монументов Екатерининой благодетельности! Она любила во многом следовать примеру римлян, которые не жалели ничего для пользы иметь в городах хорошую воду, столь необходимую для здоровья людей, необходимее самых аптек. Издержки для общественного блага составляют роскошь, достойную великих монархов, роскошь, которая питает самую любовь к отечеству, нераздельному с правлением. Народ видит, что об нем пекутся, и любит своих благотворителей. Москва вообще не имеет хорошей воды; едва ли двадцатая часть жителей пользуется Трехгорною и Преображенскою, за которою надобно посылать далеко. Екатерина хотела, чтобы всякий бедный человек находил близ своего дому колодезь свежей, здоровой воды, и поручила генералу Бауеру привести ее трубами из ключей мытищинских…» Полюбовавшись водоводом, построенным над Яузой, Карамзин замечает: «Я уверен, что всякий иностранный путешественник с удовольствием взглянет на сие дело общественной пользы».
Однако москвичи недолго пользовались хорошей водой. Кирпичные водоводы и каналы уже десять лет спустя начали портиться, в них появились трещины, через них уходила вода из мытищинских ключей и проникала болотная. В 1814 году директор Мытищинских водопроводов доносил, что «из фонтанов только по совершенной нужде в воде окружные жители довольствуются оною».
К 1830 году водопровод реконструировали, кирпичные водоводы были заменены чугунными, а самотёчная система - водонапорной, для чего в селе Алексеевском была сооружена насосная станция с двумя паровыми машинами. Станция гнала воду в водонапорные резервуары, поставленные на Сухаревой башне, а оттуда она уже направлялась по трубам к городским водоразборным фонтанам. Два из них сохранились: на Театральной площади и перед зданием Академии наук на Ленинском проспекте (перенесён с Лубянской площади).
В первом Екатерининском водопроводе было 5 акведуков. Первый находился в районе пересечения Ярославского шоссе и Яузы в Мытищах, он был разобран в 2006 году при строительстве автомобильной развязки. Второй и третий - через ручьи в районе Клубной и Пролетарской улиц в Мытищах, они обрушились в 1910 году. Четвёртый - через реку Ичку, недалеко от Джамгаровского пруда, он был разобран в 2000-х годах. И, наконец, единственный, который сохранился до наших дней - Ростокинский. Объект культурного наследия федерального значения.
35. Сейчас он, конечно, выполняет декоративную функцию. Но по нему можно перейти Яузу. Впрочем, не всегда. В этот день, например, он был закрыт для прохода. Почему? Сие мне неведомо.
36. Вид на парк и окрестности с горки.
37. И виды акведука, ибо он ну очень хорош собой.
38. Над Яузой.
39. Прекрасно сочетается с природой. И ничего лишнего в кадре. Гармония.
40.
41. С другой стороны. Здесь уже влезли в кадр истуканы «Триколора».
42.
43. Памятный камень Ростокинскому акведуку. Заложен в 2004 г. Надпись на камне гласит: «Сей камень заложен в честь 200-летия московского водопровода в историческом месте Ростокинского акведука».
44. Памятник героям 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения «Плечом к плечу».
Изначально на его месте был памятный камень, заложенный 6 мая 2019 года. В мае 2021 года камень был убран для подготовки площадки под ростовой памятник ополченцам. 4 сентября 2021 года состоялось торжественное открытие памятника. Скульпторы - Вага и Микаэль Согояны.
В июле 1941 года в дивизию записались около 12 тысяч москвичей: учителя, рабочие, артисты, вчерашние школьники - в основном совсем молодые или старше 50 лет. В октябре 1941 года они участвовали в жестоких боях под Вязьмой. По слабо вооружённым ополченцам пришёлся главный удар немецкой группы армий «Центр». В Вяземском котле погибла или попала в плен почти вся дивизия, в живых осталось около тысячи бойцов. Но ополченцы сделали всё, чтобы не дать врагу прорваться к Москве.
45. Общий вид парка.
46. И двигаемся обратно к трамваям вдоль Яузы.
47. Под 2-м Ростокинским мостом.
48. Остановка «Сельскохозяйственная улица».
49. Взгляд назад.
50. Полиция в отражении.
51. И в качестве завершения выпуска - ещё один вид обратно.
Ну, а продолжение похода к ВДНХ с осмотром линии в депо им. Баумана и других окрестных интересностей - в
следующей, заключительной части цикла. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!