Майская прогулка от Крутиц до Зарядья. Часть 3-я

Mar 30, 2023 11:24

Приветствую вас, дорогие друзья!

Как и обещал, сегодня у нас третья и заключительная часть майской прогулки прошлого года от Крутицкого подворья до Зарядья. В прошлом выпуске мы с вами погуляли по территории Новоспасского монастыря, осмотрели его окрестности и дошли по набережной до Большого Краснохолмского моста. Теперь идём дальше и до победного. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. И начнём мы там, где вчера остановились. А именно у Большого Краснохолмского моста, где начинается Гончарная набережная, получившая своё название по соседней Гончарной улице, которая в свою очередь так называется по дворцовой Гончарной слободе, располагавшейся на левобережье реки Яузы, вблизи её устья.



2. Набережная здесь довольно симпатичная. Много зелени, сохранилось некоторое количество малоэтажной исторической застройки XIX века. Это ансамбль домовладения, расположенного на территории, до середины 1810 г. принадлежавшей небольшой фабрике по производству набивных ситцев. Домик на переднем плане - бывший «ночлежный дом», 1810-е гг., перестраивался в середине XX века - объект историко-градостроительной среды, элемент ансамбля городской усадьбы И.С.Быковского - К.В.Морозова. Далее также идут середины и начала XIX века.


3. Жилые дома на противоположном берегу (Космодамианская набережная). 1963 (слева) и 1953 (справа) гг. соответственно.


4. Далее идёт огромный, состоящий из трёх корпусов сталинский жилой комплекс, построенный в 1940-1948 гг. по проекту архитекторов Д.Ф. Фридмана и В.А. Бутузова. В настоящее время это здание имеет особый охранный статус - ценный градоформирующий объект.


5. Одно из зданий упомянутого выше ансамбля с фото № 2. Сейчас там расположен какой-то банк.


6. Мощная сталинка на высоком берегу - «Дом Инжкоопстроя Наркомлегпрома». Проект разработан в Мастерской Моссовета в 1935 г. Руководитель проекта Даниил Федорович Фридман, главный архитектор Иосиф Игнатьевич Ловейко. Построен в 1939-46 годах.

После революции набережная стала преобразовываться. В 1920-х годах по ней были расставлены железные мачты для подачи в Москву электрического тока с пригородных станций. В 1935 году были сломаны почти все старые дома, и стали строиться большие, многоэтажные здания. По концепции Генплана 1935 года, в Москве каждый квартал, каждый отрезок улицы, вся улица, площадь и город в целом должны были оформляться как ансамбль, как архитектурный комплекс, единый по замыслу и выполнению. Таким должен был стать и масштабный ансамбль застройки Котельнической набережной (тогда Гончарная являлась её часть), однако проект этой застройки почти не был осуществлён: построен только данный дом № 25 для работников Инжкоопстроя Нарколегпрома (народного комиссариата лёгкой промышленности). Как и прочие дома, спроектированные И. И. Ловейко, это крупное для своего времени здание, отличающееся монументальной уравновешенностью форм, торжественной представительностью фасадов, украшенных ордерными деталями.

Изначально, в доме жили работники Нарколегпрома, в большинстве квартир находилось по три комнаты (большая гостиная-столовая, спальня и маленькая комната для прислуги), большая кухня, окна которой выходили на Кремль, отдельные туалет и ванна, потолки до 3,5 метров, дубовый паркет, который сохранился и по настоящее время. Часть дома, выходящая на набережную, была сдана в эксплуатацию в 1939-м году, перпендикулярный объём в 1946-м году. После войны в доме сделали коммунальные квартиры. В одной квартире жило по 3 семьи, каждой семье по комнате. Здесь могли, в одно и то же время, соседствовать и чемпионка СССР по плаванию, и сотрудница «Моссельпрома», и заведующая аптекой «Ферейна». В 1990-е годы, постепенно, комнаты выкупались, приватизировались и становились собственностью одной семьи. В настоящее время, большинство квартир выкуплены, но в некоторых до сих пор сохранились коммуналки.


7. Вид обратно к Большому Краснохолмскому мосту со смотровой площадки у воды.


8. Здание штаба Московского военного округа. На рубеже XVII-XVIII вв. на участке его расположения находилась усадьба, так называемый дворец Бирона. В середине XVIII в. она перешла к военному ведомству, построившему здесь Кригскомиссариат - учреждение, ведавшее снабжением армии (образован в 1731 г.).

В 1778-80 гг. после сломки старого здания по проекту архитектора Н.Н. Леграна было возведено ныне существующее. Оно включает как конторские, так и складские помещения, что и определило объёмно-пространственную композицию сооружения: не замкнутое со стороны Садовнической улицы каре состоит из трехэтажного административного корпуса и двухэтажных крыльев, где размещались склады.

Все части постройки связаны воедино угловыми башнями. Разворот главного корпуса вдоль набережной, куда ранее выходили лишь задворки усадеб, свидетельствует о новом этапе градостроительного мышления (Легран принимал участие в разработке плана реконструкции Москвы 1775). Строгость пропорций, мощные скругления башен, дорические портики речного и дворового фасадов определяют монументальную внушительность здания.

Одновременно фасадному декору свойственна тонкая графичность, характерная для раннего классицизма. Основной декоративный мотив - плоские ниши - в главном корпусе дополнен лепной арматурой. Круглые окна с наличниками-гирляндами в верхней части башен, их сложные купольные кровли придают постройке особое изящество.

В 1797 г. Кригскомиссариат был переведён в Петербург, в Москве осталась Кригскомиссариатская контора (помещалась в том же здании). В 1864 г. Кригскомиссариат был упразднён, здание занимали различные учреждения военного ведомства. В советский период склады были надстроены, на месте ограды со стороны Садовнической улицы возведён новый корпус. От Кригскомиссариата происходит название Комиссариатского моста через Водоотводный канал, Комиссариатского переулка и бывшей Комиссариатской набережной (ныне - часть Космодамианской набережной).


9. Вид в сторону Большого Устьинского моста с ещё одной монументальной сталинкой.


10. Это одиннадцати-четырнадцатиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом, построенный для Московского Электродного завода в 1954 году, архитектор Л. Фридман.


11. Тут мы свернули с набережной в 1-й Котельнический переулок. До 1954 г. он назывался просто Котельнический. Это самое старое название (возникло в конце XIX в.) из тех, что сохранили память о дворцовой Котельной слободе (она же Котельники), где жили мастера, изготовлявшие котлы. Впервые слобода упоминается в 1547 г. Порядковый номер получил при образовании других Котельнических переулков. Ведёт на Швивую (или Вшивую) горку. Это название, по утверждению российского историка XIX века И. М. Снегирёва, впервые упоминается («на Вшивой горке, на Шивой, на Горе») в летописях 1476 года и в Филаретовой рукописи 1611 года.

Этимология названия Вшивая горка недостаточно ясна. В путеводителе 1831 года можно прочесть: «Сия же самая гора носит название Вшивой или Швивой горки; не можем пояснить причины сих странных наименований и оставим сие на догадку самого читателя». Почти век спустя в путеводителе 1917 года: «Старинное название целого урочища Швивая горка очень трудно объяснить <…> В народе она всегда зовётся Вшивой горкой, может быть потому, что местность эта исстари была заселена нечистоплотной городской беднотой».

Возвышенность Вшивой горки не ограничена склонами со всех её сторон, так что на самом деле она не гора и даже не холм: в русских народных говорах горой может называться любая возвышенность или склон, в том числе и высокий речной берег.

На северо-восточном крае этой возвышенности проходит Николоямская улица, далее к юго-востоку через неё проходит Яузская улица, переходящая в Верхнюю Радищевскую. По её вершине проходит Гончарная улица, которую Большой Ватин переулок соединяет с набережной Яузы и Яузской улицей. Верхняя Радищевская и Гончарная улицы на юге выходят к Таганской площади. На западе возвышенность ограничена Котельнической набережной.

Возвышенность Вшивой горки соседствует с другими историческими урочищами: на юго-востоке - Таганка, на востоке, через Николоямскую улицу, небольшой холм Лыщикова гора. На юго-западе, ниже по течению Москвы-реки её высокий берег - Красный холм, в свою очередь переходящий в урочище Крутицы - всё то, что теперь называют Таганским холмом.

Вид на Вшивую горку считался одним из самых живописных в Москве и в то же время сама горка являлась великолепной обзорной точкой. Но те времена давно минули и сейчас былое величие теряется среди хаотичной застройки этой исторической местности.

Слева можно увидеть храм святителя Николая в Котельниках.


12. Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного Никольского храма относятся к 1547 году. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь Святой Троицы в Старых Кузнецах. В 1625 году, на месте сгоревшей Троицкой церкви строится деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Согласно архивным данным, в 1657 году купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Строгановы на тот момент являлись крупными купцами и промышленниками, их усадьба была расположена на соседней Гончарной ул. В 1688 году на средства Строгановых Никольская церковь вновь перестраивается, в ней появляется придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В последующие годы при церкви были похоронены многие известные члены семейства Строгановых.

К началу XIX века церковь обветшала. В 1812 году пострадавший во время большого московского пожара Никольский храм был приписан к храму Косьмы и Домиана Старого. В 1822 году на средства Сергея Михайловича Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы О.И. Бове и Д.И. Жилярди. 24 августа 1824 года Никольский храм был освящён митрополитом Московским Филаретом.


13. Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма - четверик на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями - «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней. В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой в трапезной был устроен придел великомученицы Евдокии, к новому приделу и колокольне пристроены входные лестницы.

Никольский храм был закрыт в 1932 году. Небольшая часть церковных ценностей была передана в Коломенский музей и в один из храмов в Коломенском, всё остальное было разграблено или уничтожено. С храма были сняты кресты и глава, сбиты рельефы, разрушена церковная ограда. После перестройки в здании храма разместилась химическая лаборатория Управления геологии. В 1970-х годах Никольский храм частично реставрируется и ставится под охрану государства как памятник архитектуры. В это же время были уничтожены располагавшиеся в храме семейные захоронения Голицыных и Строгановых.

В 1992 году Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а его настоятелем стал иерей Михаил Жуков. В этом же году состоялось малое освящение храма и начались активные реставрационные работы. Сразу после открытия в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Образ Божией Матери «Феодоровская» тайно сохранялся дома в семье протоиерея Николая. Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках. В 1998 году в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма.

На фото - памятник Святой мученице Людмиле Чешской (2012 г.). Справа - дом причта при Никольском храме (1840 гг.).


14. Очень люблю такие крутые переулки.


15. Вид сверху.


16. Доходный дом Шиховых (1899 г., архитектор Н.П. Марков).


17. Главный дом городской усадьбы Шапкиных - В.П. Щукина - М.Ф. Михайлова. Построен в XVIII в., перестроен в 1860-1880-е годы. В основе здания палаты XVII в. Гражданский инженер Н.Г. Фалеев. На заднем плане торчит кран - строится очередной БЦ. Даже в таком месте умудрились впихнуть да ещё и на месте снесённого (2018 г.) исторического дома причта церкви Космы и Дамиана Нового. Сама церковь Космы и Дамиана Нового XVII в. была закрыта в 1930-е г. и перестроена до неузнаваемости в шестиэтажный конструктивистский дом (Гончарная ул., 20/1, строение 1).


18.


19. А это уже Гончарная улица. Новодельное с попыткой закосить под модерн здание министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа.


20. Сама улица довольно красивая. Малоэтажная с доминантой в виде высотки на Котельнической набережной на заднем плане. Слева - территория бывшей городской усадьбы М.П. Клаповской (XIX век).


21. Домик справа - бывшая городская усадьба В. М. Кулакова - М. И. Хлебникова. Построена в 1821 году. Перестроена в 1874 (архитектор Васильев) и в 1880 году (архитектор И. Ершов).


22. Далее идёт ещё одно здание усадьбы XIX века, которое в разное время принадлежало разным владельцам, а за ним - особняк Я.С. Филевского, построенный в 1870-е гг. архитектором В. Г. Сретенским. Перестраивался в 1880-е гг. и в 1899 г.


23. Деревянный дом построен на высоком полуподвальном этаже, украшен резьбой в стиле сельского жилья. Красивый. Сейчас внутри вроде бы какой-то кабак.


24. Рюмин переулок. Известен с XVIII в. как Сахаров, позже Вшивогорский (Швивогорский) переулок. Название Сахаров и более позднее - Рюмин - по фамилиям домовладельцев. Слева бывший главный дом городской усадьбы Д. Ф. Беляева конца XVIII в., перестройка 1902-1903 гг. Архитектор А. А. Галецкий.


25. В конце улицы на углу с Большим Ватиным переулком расположено подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI в. Современное здание храма было построено в 1595 г.

В советское время приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в 1936 г. В 1957-1960 гг. в здании храма были проведены реставрационно-восстановительные работы.

В 1991 г. здание храма передано для размещения подворья Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне при Патриархе Московском и всея Руси.


26. Большой Ватин переулок. Назван в 1922 году по фамилии купца Саввы Емельянова сына Вагина, построившего там в 1595 году церковь Никиты Великомученика «что за Яузой» на подклети более раннего храма. Название закрепилось с ошибкой: Ватин вместо Вагин. Прежнее название - Большой Никитинский переулок - было дано по той же церкви. Бывший Малый Ватин переулок ныне упразднен. Слева - бывший жилой дом 1880-х гг. постройки. Ныне административное здание.


27. Ещё вид переулка в сторону Яузы.


28. И взгляд назад.


29. Далее мы заглянули во двор высотки на Котельнической набережной. Мне всегда очень нравилось, что на крыше подземного гаража корпуса А разбита футбольная площадка. Правда, я никогда не видел, чтобы там играли в футбол, всё больше гуляют с собаками или пиво пьют, но само место интересное и укромное, далеко не все про него знают даже.


30. Один из выездов со двора.


31. И двор. Слева тот самый подземный гараж постройки тех же лет, что и дом (высотка строилась как «город в городе» в 1938-1940 и 1948-1952 годах. Авторы проекта - архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский, а главный инженер - Л. М. Гохман). Ныне, конечно, машины всех желающих вместить не может по причине стремительного роста их количества.


32. И, кстати, что характерно, в отличие от многих современных якобы «элитных» ЖК, здесь вход во двор свободный для всех желающих.


33. Детали. Вообще, это моя любимая сталинская высотка.


34.


35. Приближаемся к сердцу столицы. Большой Устьинский мост. Построен в 1938 г. (инженер В.М. Вахуркин, архитекторы Г.П. Гольц и Д.М. Соболев) на месте одноименного арочного моста. Открыт 29 апреля 1938 года.

Первый Большой Устьинский мост был построен в 1881 г. по принятой в Москве трехпролётной, арочной схеме инженером В. Н. Шпейером (формула пролётов 39,5 + 44,5 + 39,5 м, ширина 19,2 м), непосредственно ниже тогдашнего устья Яузы. До того времени на этом месте не было ни постоянных, ни временных мостов.

Существующий же мост выстроен незначительно выше по течению, в рамках реконструкции московских набережных в связи с запуском Канала имени Москвы и предполагаемым продлением Бульварного кольца в Замоскворечье (cм. Генеральный план реконструкции Москвы), которому не суждено было сбыться. При этом русло Яузы было изменено, и теперь она впадает в реку Москву ниже Большого Устьинского моста (между мостом и Яузой умещается восьмиполосная дорога). Старый мост имел достаточный резерв по пропускной способности (и по сей день Устьинский мост - наименее загруженный из всех мостов в центре города), однако пересечение проезжей части моста с набережными в одном уровне было неприемлемо. Одновременно, был выстроен Малый Устьинский мост через Яузу, а несколько позже - Яузский мост.

Особенность Устьинского моста - отсутствие видимых (надземных) береговых устоев. Нагрузку принимают на себя два подземных устоя - плоские фундаменты размером 31,2×40 м. С учётом фундаментов береговых пролётов, отнесённых от пят арок на 52 м, и соединяющих их распорных плит, общий размер каждого из двух оснований - 58,3×40 м.

В главном пролёте - шесть клёпаных арок из стали СДС (Специальная, Дворец Советов) сечением 2,1×1 м. Вес арок - 2235 т, стрелка прогиба - 8,95 м при длине пролёта 134 м. Надарочная плита и проезжая часть продолжена над набережными в виде неразрезной конструкции. Верхнее строение - ортотропная стальная плита с ребрами-швеллерами.

В 1997-99 гг. мост реконструирован по проекту ОАО «Гипротрансмост» (подрядчик - итальянская фирма «Тодини», работы проведены в основном по кредитной линии МБРР). Всё верхнее строение было заменено на ортотропную плиту современной конструкции. Несущая основа моста сохранена.


36. Ещё разок высотка крупным планом.


37. И выходим на Кремлёвскую набережную. С противоположной стороны (Раушская набережная) расположен Храм святителя Николая Чудотворца в Заяицком. Построен в 1741-59 гг., предположительно по проекту знаменитого архитектора Д. В. Ухтомского. При храме действуют братство свт. Алексия, магазин «Православное просвещение» и Московский колокольный центр.


38. А это территория огромного комплекса бывшей Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого. До революции это был Воспитательный дом. Построен в 1764-1770 гг. Архитектор К. И. Бланк. Воспитательный дом представлял каре с обширными внутренними дворами: западный для мальчиков, восточный для девочек, и соединяющий их центральный (корделожа) корпус. Является крупнейшим дореволюционным зданием Москвы. После 1917 года здесь разместился Дворец труда, с 1938 года - Военная Академия им. Дзержинского. В 2015 году Военную академию Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого перевели в Балашиху, на место реорганизованного Военно-технического университета и комплекс пустовал. Весь 2019 год специалисты под контролем архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» раскрывали исторические конструкции и первоначальную планировку зданий. Следующим шагом станет согласование проекта реставрации. Работы ведутся под контролем Мосгорнаследия. Зато на территории высадили целое море тюльпанов.


39. Правда, посмотреть на это можно лишь через забор.


40. А вот мы и в новомодном парке Зарядье, открытом на месте снесённой гостиницы «Россия». Храм зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены. Стена Китай-города в древности выходила к Москворецкой набережной и делала здесь поворот до Беклемишевской башни Московского Кремля. В этом углу сохранилась одна из древнейших московских посадских церквей «на каменное дело» - церковь Зачатия Анны. Угол или Острый Конец, название места, где была построена церковь. Храм впервые упоминается при описании московского пожара 1493 г., но не сказано, был ли он тогда уже каменным или еще деревянным.

Здание относится к группе храмов с крестчатым сводом и одной главой. Такой свод дает возможность решать внутреннее пространство без опорных столпов, тем самым увеличивая его внутренний объём. Среди узких посадских улиц не было места для больших зданий. У прихожан не было средств на их возведение. Такая форма решала две задачи: здание занимало мало места на улице и вмещало достаточно прихожан внутри за счет отказа от столпов. Храм был из белого камня.

В 1480 г. в память освобождения от татарского ига (татары отступили от Угры в день поминовения Св. Мины) с юга пристроили придел Св. Мины. После 1547 г. свод был выложен из кирпича. Фасады получили завершение в виде трёхлопастной арки. Около 1617 г. придел построили в камне. Он связан с именем князя Пожарского и с избавлением от польско-литовского нашествия (как и Крутицкое подворье с Новоспасским монастырём). Придел Св. Екатерины с севера пристроен в 1658 г.

Был закрыт в 1920-х гг. При реставрации в 1960-х гг. здание освобождено от поздних пристроек. Наслоения, возникшие в допетровское время, сохранены, так как они не спорят с ранними архитектурными формами.

Возвращён Русской православной церкви и освящён в 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Зарядье.


41. И вместе с высоткой.


42. Вид на высотку с т.н. «Парящего моста».


43. И на Кремль с окружением оттуда же.


44. Эти виды в представлении не нуждаются.


45. Я как-то мало гулял в этом парке, всё как-то вскользь, а тут походил, пригляделся внимательно и в целом пришёл к выводу, что мне нравится.


46. Главный корпус с машинным залом и котельными ГЭС-1 Общества электрического освещения (1886 г.). Архитекторы Н.П. Басин, Н.Н. Благов.


47.


48. Удивительно, конечно, что здесь разбили парк, а не выстроили элитный ЖК. Представляю, каким количеством слюны исходили, глядя на эту землю, застройщики.


49. Редкий случай, когда московские власти пошли против зова бабла.


50.


51.


52. Немного хипстерской архитектуры.


53. И, конечно, же роскошная сирень.


54. Начало ощутимо темнеть. Повсюду включилась архитектурная подсветка.


55. Красиво.


56. Храм Варвары Великомученицы на Варварке. Храм, давший название одной из старейших улиц Москвы, был сооружён на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» - купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож).


57. Старый Английский двор - одно из древнейших гражданских сооружений в Москве. Белокаменные палаты появились здесь в XV - начале XVI вв. и в то время принадлежали купцу из Сурожа Ивану Бобрищеву по прозвищу Юшка. В 1556 г., после установления торговых отношений с Англией, царь Иван IV Грозный пожаловал палаты английским купцам. Слева от него - храм Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке. Полагают, что первоначально немного южнее существующей церкви со второй половины XIV века здесь стояла домовая церковь купцов из г. Сурожа (Судак) с главным престолом Бориса и Глеба. В 1434 г. при ней был похоронен почитаемый на Москве юродивый Максим Блаженный. В начале XVI в. была построена каменная церковь на средства купца - сурожанина Василия Бобра. В 1568 г. церковь имела название св. Максима Исповедника, покровителя юродивого. В 1676 г. церковь горела и была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью будущего императора Петра I.

В 1698 г. два богатых купца, московский Максим Верховитинов и костромской Максим Шаровников построили нынешнее здание церкви, которая упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. Во время пожара 1737 г. церковь почти полностью сгорела и была отремонтирована к 1742 г. В 1829 г. выстроена современная колокольня.


58. Колокольня и келейный корпус Знаменского монастыря. Колокольня была возведена в 1784-89 гг. на основании бывшей здесь церкви Иакова 1756 г. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проёмами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце XVIII в.


59. Собор иконы Божией Матери «Знамение». Первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович Романов основал Знаменский монастырь в 1629-1630 гг. на месте своей бывшей родовой усадьбы. Собор являлся центром монастырского ансамбля. Престолы верхнего храма - иконы Божией Матери «Знамение», придел - преподобного Михаила Малеина; нижнего храма - преподобного Сергия Радонежского, придел святителя. Николая.

Строительство начали в 1679 г. Строили собор по заказу И.М. Милославского крепостной из Костромского уезда Фёдор Григорьев и «боярина князя Голицына крестьянин» Григорий Анисимов «со товарищи». В 1683 г. Милославский умер, не закончив строительство собора. Закончили его в 1684 г. По указу царя строительство «сметил» боярин Василий Фёдорович Одоевский. В нижнем ярусе собора размещалась тёплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная трапезная.


60. Гостиный двор. Возник в 1791-1805 гг. в результате перестройки старого Гостиного двора по проекту архитектора Кваренги. В 1903-1905 гг. Гостиный двор был вновь перестроен при участии архитектора К. К. Гиппиуса, после чего в здании открылся Московский Учётный банк.


61. Келейный корпус Знаменского монастыря (XVII в.).


62. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Псковской горе. Другое название - храм Георгия Победоносца, что на Псковской горе.

Храм построен в 1657-58 гг. (по некоторым данным в 1626 году) на Псковской горе (поселение псковичей, переселённых Великим князем Василием III в начале XVI века. В него была включена часть его предшественника - храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание - 1462 г.). Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г.

Возобновлён в 1818 г., с запада к нему пристроена вдвое большая трапезная, с севера - паперть-гульбище и двухъярусная колокольня (конец XVIII века): всё в псевдоготическом стиле, верхний ярус колокольни - в стиле ампир. Тип посадского храма XVII в. Четырехугольный в плане. Пятиглавый. На высоком подклете, сохранившемся от старого храма, с отдельными, перекрытыми сводами, помещениями (в них хранилось имущество горожан во время пожаров и бедствий). Фасады венчает многорядный карниз из профильного кирпича с кокошниками, глухими барабанами с луковичными главами. Окна алтарных выступов украшают наличники. Зал - двусветный с сомкнутым сводом. Роспись на стенах и сводах - XVII-XVIII вв.

Главный престол - Покрова Пресвятой Богородицы, приделы: Георгия Победоносца, великомученика (1818 г.), южный - Петра, митрополита Московского (1837 г.).

После 1917 г. закрыт. Находился в запустении. Использовался под склад, в 1979 г. передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. В 1965-72 гг. проведена внешняя реставрация. В 1991 г. возвращён Русской православной церкви. Богослужения совершаются с 1995 г.


63. Взгляд назад. Музей «Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых» - единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. С середины XVI в. она принадлежала боярину Никите Романовичу Юрьеву, затем его старшему сыну Федору Никитичу Романову, ставшему в последствии патриархом Московским и всея Руси.

По преданию, в этой усадьбе 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов, ставший родоначальником новой царственной династии. В 1633 г. Михаил Федорович жалует усадьбу Знаменскому монастырю, который неоднократно перестраивал здания, но несмотря на это дом Романовых и поныне не утратил своей значимости как памятник русской гражданской архитектуры XV-ХVII вв.

В середине ХIХ в. по высочайшему повелению императора Александра II в палатах открылся один из первых музеев Москвы - «Дом бояр Романовых».


64.


65. Внезапно начал накрапывать дождик, поэтому мы быстрым шагом направились к метро. В связи с чем на этой ноте я заканчиваю повествование об этой прогулке.


Надеюсь, что вам было интересно и придало весеннего настроения, а также идей для прогулок. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Таганский, архитектура, история, фото, прогулки, краеведение, Тверской, Россия, Москва

Previous post Next post
Up