Станция Канатчиково и окрестности: история и современность. Часть 2-я

Jan 11, 2023 13:22

Приветствую вас, дорогие читатели!

Как и обещал, сегодня продолжаем созерцать моменты из прошлого и настоящего железнодорожной станции Канатчиково Московской окружной железной дороги, также известной как Малое кольцо МЖД или МЦК. В первом выпуске цикла я закончил прогулку у бывшего жилого дома для работников станции на Канатчиковском проезде, теперь осмотрим исторический вокзал и прилегающие постройки и многое другое. Напомню, что за основу похода я взял собственные фотографии мая 2022 года, фотографии прошлых лет, а также исторические фотографии и материалы из других источников, на которые я указываю ссылки. Воспоминания, дополнения и уточнения в комментариях всячески приветствуются! Ну, а теперь усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и поехали!

1. Канатчиково сразу же пленяет гостеприимством и зеленью. Проход к историческому вокзалу абсолютно свободный (никаких тебе заборов!) а на территории очень уютно. Даже не верится, что это это владения РЖД.



2. Возле дорожки к зданию вокзала расположен мемориал работникам станции Канатчиково, погибшим на Великой Отечественной войне.


3. И вот перед нами главная жемчужина станции - историческое пассажирское здание вокзала Канатчиково. Построено в 1903-1908 гг. по проекту архитектора А. Н. Померанцева, а также инженеров С. Карейши и А. Д. Проскурякова. Объект культурного наследия регионального значения.


4. Фотография здания 1907-го года. Сравнив, можно сделать вывод, что здание в целом дошло до нас в практически первозданном виде за исключением труб на крыше (источник). Ну и, конечно же, не уберегло его время от дурацких пластиковых стеклопакетов.


5. Само здание имеет переменную этажность, т.к. находится прямо на склоне рукотворной выемки, в которой расположена станция. Со стороны Канатчиковского проезда здание одноэтажное, со стороны путей оно имеет два этажа. В отличие от большинства построек Окружной, которые являют собой образцы модерна, у вокзала станции Канатчиково чётко прослеживаются классические черты: арочные окна, карнизы, наличники и пилястры. Вход в здание со стороны путей охраняют две львиные головы.


6. 15 лет назад здание имело несколько иное чередование цветов в окрасе. Тогда же ещё были на месте оригинальные деревянные окна. Лето 2007 г. Автор: Котов Олег (источник).


7. К 100-летию дороги какому-то "гению" взбрело в голову выкрасить все постройки МОЖД в голубой цвет и они оставались таковыми вплоть до запуска МЦК, когда им вернули первоначальный окрас. Кстати, Канатчиково единственная станция, где сохранились оригинальные фонари (во всяком случае, сами опоры). Также на фото видна и ажурная металлическая ограда, которая отделяла перрон от палисадника, но в 2016-м году её демонтировали. Январь 2008 г. Автор: Илья Семёнов (источник).


8. Когда мы гуляли там летом 2015-го года, РЖД уже "украсили" исторические фонари своими фирменными цветами.


9. К счастью, сейчас фонарям вернули первоначальный облик. Но вот ограды уже не вернуть...


10.


11.Здесь я хочу вновь процитировать замечательный путеводитель Юрия Егорова по МОЖД, который был издан в 2016 году:

Сохранились надписи с названием станции, выполненные фирменным шрифтом в стиле модерн, а над входом - табличка с указанием высоты станции над уровнем моря - 66,30 сажени (141,46 м). Речь, вероятно идёт об уровне Балтийского моря, так как строительством Окружной занималась Николаевская железная дорога, управление которой находилось в Петербурге. Таким непростым путём - через две железные дороги - Балтийское море «попало» в Москву.

В пассажирской зоне «было три больших зала - 1-го, 2-го и 3-го классов, сильно отличавшихся друг от друга. В первом классе в углу поблёскивал огромный иконостас, стояли мягкие диваны в белых полотняных чехлах. Во втором классе диваны тоже были, но жёсткие, деревянные. В зале третьего класса совсем не было мебели. Хочешь присесть - садись на пол» (автор цитирует издание «Московско-Окружной 50 лет», 1959, с. 18). Однако «Альбом исполнительных типовых чертежей» даёт несколько другую планировку здания: залы I и II классов объединены и находятся на втором этаже вокзала со стороны путей. Вероятно, это связано с первоначальным предложением автора проекта П. И. Рашевского объединить залы I и II классов и с последующим решением, принятым уже на стадии строительства, вернуться к прежней системе из трёх классов. Зал III класса выходил окнами на современный Канатчиковский проезд, рядом, в выступающем в сторону проезда ризалите, располагался главный вход в здание с широкой лестницей перед ним - ныне он заложен, а лестница утрачена. В части первого этажа, врезанной в склон выемки, находился водяной насос и при нём нефтяной двигатель. Всё это оборудование относилось к так называемому пневматическому водоснабжению системы Гантке. Весьма занятно описывается причина появления этих устройств на станциях Окружной: «Ввиду того, что водоснабжение для питания паровозов устроено на четырёх станциях, и на одной станции (Серебряный Бор) устроено водоснабжение для продовольственного пункта, для снабжения водой восьми станций (Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Лефортово, Андроновка, Кожухово, Канатчиково и Кутузово и двух остановочных пунктов (Потылиха и Военное Поле) было решено применить пневматическое водоснабжение по системе Гантке; устроить водоснабжение являлось необходимым потому, что во всех жилых домах устроены ватерклозеты, и устройством водоснабжения значительно уменьшается излишняя затрата при эксплуатации. Водоснабжение по системе инженера Гантке было впервые применено на ст. Скаржинск Привислинских железных дорог и рекомендовано для применения на русских железных дорогах заключением инженерного совета от 23 июня 1907 года» (автор цитирует «Альбом исполнительных типовых чертежей», 1909, с. XXVI).

Рядом с вокзалом, на платформе, сохранились два малых служебных здания: отхожее место с ламповой и пожарный сарай, стоящие симметрично слева и справа от него. Первое здание квадратное в плане, с маленькими окошками и четырёхскатной крышей. Когда-то оно отапливалось печкой. Пожарный сарай построен с изменениями относительно типового проекта: вместо предусмотренного бревенчатого здания построено такое же, но из кирпича.


12. Платформа. Вид в сторону о.п. Площадь Гагарина. За цветущей яблоней как раз виднеется отхожее место с ламповой.


13. Пути станции. Вид в сторону о.п. Крымская.


14. А вот и само упомянутое отхожее место крупным планом.


15.


16. Примерно тот же ракурс. 1969 год. Итальянская кинодива Софи Лорен на съёмках советско-итальянско-французского фильма «Подсолнухи» (1970, реж. Витторио Де Сика). Недавно она уже была героиней моего рассказа про эскалаторную галерею на Воробьёвых горах (источник).


17. Очень уютный палисадник. Эх, хорошо в мае!


18. День был не сказать чтобы очень знойный, но при взгляде в телевик станция плавала в мареве словно в жарком июле.


19. Портал Гагаринского тоннеля. Он, как уже упоминалось в прошлом выпуске, был построен в конце 90-х - начале 2000-х вместе с одноимённым тоннелем ТТК и транспортной развязкой.


20. А в прошлые времена пути от Канатчиково в сторону бывшей станции Воробьёвы Горы шли в этой искусственной выемке, которая доходила до самого Андреевского моста. 1982 г. На заднем плане - ныне несуществующий путепровод Ленинского проспекта. Также в кадр попало строящееся здание РАН, известное в народе как «Золотые мозги» (источник).


21. Вновь 1982 г. Бывший путепровод Ленинского поближе (источник).


22. А вот бывший путепровод улицы Вавилова, 1985 год. Теперь примерно на этом месте располагается портал Гагаринского тоннеля (источник).


23. Март 1994 года. МОЖД у площади Гагарина (источник). Раньше входной светофор Канатчиково располагался здесь.


24. 1987 год. Горловина Канатчиково, вид в сторону Андреевского моста (источник). На заднем плане виден кусочек дома по адресу Ленинский проспект, 30. Это один из домов, обрамляющих площадь полукругом (левый, если ехать из области в центр).


25. 80-е годы. Автор: Лебедевский (колл.). Ещё существует станция Воробьёвы Горы и соответственно перегон Канатчиково - Воробьёвы Горы. Прямо перед Андреевским мостом стоит входной светофор Воробьёвых (источник).


26. 1991-1992. Вид в сторону Андреевского моста с путепровода Ленинского проспекта. Путь слева тупиковый, использовался для маневровых работ на станции Канатчиково (источник).


27. И ещё одно интересное фото 1938-го года. Видны старые опоры ЛЭП справа и телеграфная линия слева (источник).


28. 1999 год. Уже началось строительство ТТК, движение по перегону перекрыто, пути занесены снегом. Перед Андреевским мостом всё ещё стоит входной светофор станции Воробьёвы Горы, которая была закрыта в начале 2000-х годов одновременно со строительством Третьего транспортного кольца (источник). Станционные пути Воробьёвых Гор были разобраны, на месте станции появился прямой перегон Канатчиково - Кутузово. Официально приказом Росжелдора станция была закрыта 15 ноября 2016 года. Тогда же в 2016-м Кутузово стало парком Пресни и с тех пор существует перегон Канатчиково - Пресня.


29. Дорожка от Ленинского в Нескучный сад вдоль выемки в 1996-1997 гг. На старых столбиках от ЛЭП повесили фонари (источник).


30. Ну, а теперь немного про Андреевский мост, который ныне также является частью станции Канатчиково. На фото примерно 1906-1907 гг. Ведётся его строительство (источник).

Первые поезда Малого кольца прошли от Канатчикова до станции Воробьёвы Горы по временному деревянному мосту длиной 278 м, с ферменными пролётами по 32 м (на фото слева). Этот мост «системы Лембке», с полноценными русловыми устоями, стоил всего 100 000 рублей. К 1907 году на его месте был выстроен постоянный стальной мост, прослуживший до 1999 года. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о великом князе Сергее Александровиче, павшим от эсеровской руки. В 1917 г., после Февральской революции, переименован в Андреевский - по имени Андреевского монастыря (впоследствии закрытого и заново открытого в 1996 г.), расположенного недалеко на правом берегу Москва-реки.


31. Андреевский (Сергиевский) и однотипный Краснолужский железнодорожные мосты были построены в 1905-1907 по проектам инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. При постройке Андреевский мост имел один главный пролёт, перекрытый серповидной аркой длиной 135 м и высотой 15,14 м, и два береговых пролёта по 18 м. Вне арок, на консолях, были устроены пешеходные тротуары. Устои моста опирались на основание из деревянных свай. Перед перестройкой 1999 года они всё ещё оставались в отличном состоянии.

На фото 1908 года уже действующий мост (источник). Судя по масштабному разливу реки, снимок сделан во время знаменитого московского наводнения апреля 1908 г.


32. 9 мая 1997 г. Паровоз Су213-58 с поездом Победы (источник).


33. Ещё одно фото 1997 года (источник).


34. Просто красивая фотография уже нового моста с набережной, датируемая мартом 2009 года (источник).


35. При строительстве Третьего транспортного кольца, проходившего параллельно трассе Малого кольца МЖД, потребовалось проложить вблизи старого Андреевского моста два новых: автомобильный (не менее восьми полос) и железнодорожный. Для этого железную дорогу переместили к северу от её исторической трассы, что и потребовало строительства как новой арки, так и новых опор моста - в 22 м ниже по течению, чем старый Андреевский мост (в отличие от Нового Краснолужского моста, сохранившего прежние, померанцевские опоры). Анализ состояния конструкций моста показал, что перенос старой арки на новое место - нецелесообразен. Старый мост переместили баржами на полтора километра вниз по течению, ныне это Пушкинский пешеходный мост, а на его месте старого железнодорожного были выстроены Андреевский автомобильный мост и новый Андреевский железнодорожный (первым был сдан автомобильный мост). Главный инженер проекта - С. С. Ткаченко («Трансмост», СПб).

При той же ширине пролёта, 135 м, новый мост выше - стрела подъёма арки выросла до 21,5 м. Опоры арки - на буронабивных столбах диаметром 1,5 м, всего под каждой опорой 77 столбов глубиной до 32 м. Арка повторяет контур проскуряковского моста, однако её зрительно подавляет массивная балка близко расположенного автомобильного моста (имеющая отличный от железнодорожного моста наклон).

Фото апреля 2021 года.


36. Вид с моста в сторону Гагаринского тоннеля. Июнь 2016 г.


37. Входные светофоры Канатчиково непосредственно перед поворотом линии на мост. В это время шли активные работы по сооружению остановочных пунктов МЦК. Можно было почти свободно гулять по рельсам, движения практически не было за редким исключением.


38. А теперь двигаемся обратно и посмотрим ещё пару отличных исторических кадров. Замечательное фото 1991-го года. Вид в сторону путепровода Ленинского проспекта и горловины Канатчиково (источник).


39. 1998 год. Главные пути под путепроводом уже разобраны. Началось строительство ТТК (источник).


40. Портал Гагаринского тоннеля со стороны моста. Июнь 2016 г.


41. Сентябрь 2016 г. Только что открытый о.п. Площадь Гагарина МЦК.


42.


43. Следует отметить, что в конструкциях остановочный пункт был построен ещё при Лужкове, когда возводили тоннель. В качестве задела на будущее. В итоге-таки пригодился. 2010 г. Автор: Огнев О. В. (источник).


44. И вновь возвращаемся к вокзалу станции Канатчиково. Май 2022 г.


45. А вот как вокзал выглядел без палисадника. Первая половина 90-х (источник).


46. ТЭЦ-20 величественна и прекрасна!


47.


48. Даже сквозь свежий щебень прорастают одуванчики.


49. Портал плавает в майском мареве.


50. Ещё один вид в сторону Крымской.


51. И цветущая яблонька. Красота!


52. Служебная лестница. А наверху квартал, который мы с вами осмотрим в следующей части.


53. Из тоннеля показалась Ласточка.


54. И редкий случай на МЦК, попался позитивный и приветливый машинист. Обычно на МЦК они не машут, а то ещё и гудят неприветливо, типа: "Шёл бы ты отсюда!". А этот машинист был приятным исключением, поднял настроение :)


55. Это у нас упомянутый выше пожарный сарай справа от вокзала.


56. Бросаем ещё один взгляд на платформу.


57. И пора наверх.


58.


59. Пост ЭЦ.


60. А так выглядит вокзал со стороны Канатчиковского проезда. Виден заложенный бывший парадный вход.


61. В 2006-м году окрас был несколько иным (источник).


62. А вот и бело-голубой вариант 2010 г. Так себе, конечно, цветовая гамма, мягко говоря (источник).


63. Хорошо, что вернули историческую. Хотя, признаться, вариант расположения цветов 2006-го мне больше по душе, чем нынешний.


64.


65. В общем, очень уютная станция. Впрочем, мы с ней не прощаемся. После осмотра соседнего квартала в следующей части, мы ещё вернёмся и к прошлому и к современности Канатчиково.


66. В качестве завершения повествования на сегодня хочу показать пару найденных в зарослях артефактов прошлого. Сохранившаяся деревянная опора от старой линии электропередачи.


67. И пень, оставшийся от такого же столба.


И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам понравилось. А продолжение читайте здесь. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Канатчиково, жд, Донской, архитектура, история, МЦК, прогулки, краеведение, МОЖД, Площадь Гагарина, Россия, Москва

Previous post Next post
Up