Nov 29, 2010 17:35
"Музыканты бывают двух видов: одни играют по нотам, другие по свадьбам".
Стас Райко.
Это был эпиграф. Теперь по делу.
Довольно часто случается такая история: музыкант с консерваторским образованием играет сложнейшие произведения, но не может подобрать мелодию из мультика, в которой всего-то 6 нот и 3 аккорда. Или наоборот: как известно, Пол Маккартни сочинил "Yesterday", не зная нот.
Потому что то, что мы называем слухом, бывает звуковысотным, а бывает тембровым (или художественным). Например, со мной учился мальчик, у которого был абсолютный звуковысотный слух - то есть он слышал, на каких нотах звенит сигнализация, скрипит пол. Можно было сесть попой на рояль, и он бы сказал, на какие ноты вы сели. При этом если он играл Шопена, хотелось утопиться. Вот этот товарищ вам подберет что угодно-сразу-быстро.
А бывает наоборот: прекрасный тонкий музыкант заваливает экзамен по сольфеджио, потому что не может написать диктант (это когда играют незнакомую мелодию, раз 8, и надо записать ее нотами).
(Этот музыкант, только не прекрасный и не тонкий, - это я. Но об этом - тссс!)
Но есть и хорошая новость: слух развивается. Желательно с детства. Поэтому, проанализировав недостатки моего собственного образования, я теперь не делегирую эту функцию учителям сольфеджио и гармонии, а сама занимаюсь со своими учениками "ушами" между делом, но регулярно. Чтобы ребенок изначально учился слышать и тембры, и полифонию, и мелодию, и гармонию. А не только пресловутое "деточка, поставь пальчик". Бр.
piano pedagogy