Что нам ещё надо знать обязательно, смотрим за деталями... КАК развивались события интересно, кое-что я нарочно прожирнил...
21 апреля 1763 года родился Франсуа Атанас Шаретт де ля Контри (иногда у нас ставят 2 мая 1763) в местечке Куффэ близ Анжени в Бретани, в небогатой бретонской дворянской семье. Его род ведет своё происхождение с XII века, когда его основал итальянский маркиз Галеас Каретто, сопровождавший короля Филиппа Августа в путешествии на Святую Землю, и после возвращения обосновавшийся в Нормандии. В 1370 м. году, Жан Шаретт ,его прямой потомок, был посвящён в рыцарское достоинство самим Дю Гескленом на поле боя под Серизи .
Отец героя, Луи Мишель Шаретт де Ля Контри был вынужден добиваться себе положения в обществе военной карьерой, преждевременная кончина застала его в чине пехотного лейтенанта. Франсуа был третьим ребенком в семье. После смерти отца, его дядя Луи Шаретт де-ла-Гашери, бывший в то время старейшиной парламента Бретани (одновременно являясь представителем короля в этом учреждении) определяет Франсуа на учебу в в иезуитскую ораторию города Анжера, по окончании которой он решает связать свою судьбу с морем, в 1779 году поступив на службу в королевский военно-морской флот.
Начав службу в звании аспиранта (aspirant) в 1780 году, Франсуа заканчивает её в 1790 году капитан-лейтенантом (lieutenant de vaisseau), проведя за эти 10 лет 11 морских кампаний, в том числе и в условиях военных действий. Ему довелось служить под началом таких знаменитых адмиралов, как де Грассе, Вандрой, Ла-Мотт-Пике и самому командовать двумя небольшими кораблями: Dauphin и Vigilant. В составе экипажа l‘Hercule он принял участие в операциях французского флота против англичан в районе Санто-Доминго во время войны североамериканских колоний за независимость.
Известен случай, когда в 1786 году, он ,будучи командиром Dauphin, задержал недалеко от Сен-Пьер-де-ла-Мартиник судно контрабандистов, которые предложили ему отпустить их за денежное вознаграждение.
:"Я - французский офицер, господа, и служу только ради чести!"-прозвучало в ответ. Контрабандисты были арестованы и сданы в руки правосудия.
Кроме того, Франсуа отличала большая набожность.
Наступил 1789 год.
Вот как описывает французский поэт Ламартин положение в армии в то время,-
« Накануне угрожающей внешней войны, офицеры флота, преследуемые инсургентами на бортах кораблей и убийцами в гаванях, столько же должны были страшиться своего экипажа, сколько и неприятеля. Стр.366
Такие же раздоры были посеяны во всех гарнизонах между солдатами и офицерами. Инсурбординация солдат, в глазах клубов, была добродетелью армии. Народ повсюду становился на сторону недисциплинированного войска. Офицерам беспрестанно угрожали заговоры в полках. Военные города были постоянной ареной воинских мятежей, которые кончались безнаказанностью солдат и заточением или насильственной эмиграцией офицеров. Стр.367» Ламартин Жирондисты т.1 СПБ 1911г.
25 мая 1790 года Шаретт женится на богатой вдове Мари-Анжелике Жоснэ-де-ла-Дусэтьер, что была значительно старше его и выходит в отставку. Но спокойная жизнь помещика не для него. Как непримиримый враг революции он вскоре едет в Саксонию, в Кобленц, в стан эмигрантов. Однако 10 августа 1792 года он, как и многие будущие герои Вандеи (Лярошжаклен, Лескур, Бошамп..), окажется в числе защитников королевского дворца в Тюильри. Ему удалось избежать резни и спастись.
Запомним иконостас 1793 года... Он нам ооочень понадобится в дальнейшем.
Франсуа возвращается домой в Пуату, в свое поместье Фонтеклоз (Fonteclause,) в двух лигах от Машекуля (Machecoul) где он зажил тихо и незаметно. 11 марта 1793 года вспыхнуло восстание местных жителей в округе городка Машекуль. Крестьяне пришли к нему и предложили стать их вождем.
Но получили отказ, Шаретт был возмущен той расправой, что повстанцы устроили в Машекуле над республиканцами.
Знаменитое полотно, изображающее эту резню - причём республикакушки на голубом глазу уверяют будто на нём сам шевалье Шаретт... - это называется "вали на мёртвого", как известно...
Тогда они пошли под командованием Маркиза де Вие на приступ Порника (Pornic. ), но были разбиты, а их командир схвачен и казнен.
Они вернулись и во второй раз попросили Шаретта возглавить их, и, опять получили отказ. Маркиз де Лярош Сен Андре стал их командиром и повел их на штурм Порника. Город был взят, но когда повстанцы рассредоточились и стали прочесывать улицы, республиканцы вернулись и атаковали их, полностью отомстив за свое поражение.
Вандейцы обвиняли во всем своего командира. Маркизу с трудом удалось успокоить их, он повел восставших в Анжу, где и впоследствии погиб.
Тогда в третий раз крестьяне вернулись к Шаретту и уже грозили зарезать его, если он не станет их командиром. Франсуа согласился на условиях беспрекословного подчинения его приказам, которые должны были выполняться без обсуждения. И что бы никто не смел выражать сомнение в его руководстве и компетенции.
30 апреля 1793 года Шаретт одерживает победу над республиканцами под Леже(Lege).
Эта победа принесла ему славу, к нему стекаются люди, его отряд увеличивается и вот уже 11 июня 1793 взят Машекуль. Шаретт присоединяется к только что сформированной Великой Королевской и Католической Армии Вандеи. Не собираясь первоначально становиться военным лидером всей округи, Шаретт, базируясь в Машекуле, постепенно распространяет своё влияние на область Ретц, со временем взяв под контроль весь Нижний Пуату (le Bas Poitou). 13 октября 1793 года его отряды захватывают Нуармутье. В качестве признания достигнутых успехов 9 декабря военный совет присваивает ему звание "генерал-аншефа Католической армии Нижнего Пуату"(le general en chef de l'armee Catholique du Bas Poitou).
Натиск республиканцев усиливается, революционные войска во главе с генералом Вестерманном начинают упорно преследовать вандейские отряды, истребляя всё на своём пути. После бойни, устроенной ими 22 декабря 1793г. в местечке Савенэ, Вестерманн напишет в своём донесении Конвенту:"...Вандеи больше нет...я передавил детей копытами лошадей, вырезал женщин, которые по крайней мере здесь не нарожают больше бандитов... у меня нет пленных, отягощающих меня, я уничтожал всех..."
2 января 1794 года «синими» взят Машекуль. У Шаретта осталось 500 человек, он скрывается в лесах. «Адские колонны» генерала Тюро " проходят всю Вандею, огнём и мечом осуществляя намерение своего полководца превратить эту мятежную провинцию в "национальное кладбище".
Но результатом усилий республиканцев становится массовый приток добровольцев в отряды повстанцев. Все, кто ещё не принимал участия в войне, возмущённые этой резней ,влились в ряды роялистов и дали возможность Шаретту, как и другим «белым» генералам, развернуть полномасштабную герилью (la guerilla) против «синих» 2 февраля им удаётся нанести очередное поражение революционным войскам под Сушэ, закончившуюся разгромом армии Тюрро. Теперь уже республиканцы вынуждены были перейти от наступления к обороне. Мужчины женщины и дети охотно помогали восставшим заставать врага врасплох и скрывать следы. Для республиканцев весь Бокаж был пустыней -без провизии ,без жилья. Шаретт же не испытывал нужды и надежно был укрыт от шпионов Конвента.
Конец декабря 1794 года. В это время республиканская дивизия под началом генерала Карпентера покидает Машекуль для помощи генералу Аксо, что готовится занять Нуармуатье. В городе остается только гарнизон из 250 человек под началом гражданина-капитана Ноди. Грех не воспользоваться такой ситуацией, и 31 декабря в 4 часа пополудни город оказывается в руках Шаретта.
Рассказывают, что капитан Ноди беседуя с женой, высказал желание.
-Хотел бы я увидить Шаретта!
-Да вот он, посмотри в окно! Ответила жена. И действительно, перед окном гарцевал на коне сам Шаретт во главе колонны всадников.
Ноди заявил, что он и его гарнизон не собирается воевать против вандейцев и сложил оружие, его люди были просто отпущены ( только 15 человек оказали сопротивление при входе в город и были естественно смяты всадниками). Вечером того же дня был новогодний бал в зале нотаблей города, что открывал Шаретт с супругой капитана Ноди.
Однако 2 января 1794 республиканцы опять заняли Машекуль, и шевалье, ценя жизнь своих соратников, не стал упорствовать в обороне города против превосходящих сил республиканцев, с боем удалился в Граласский лес. Этот лес, как и леса Тювуа, Гатса и Гранланда станут прибежищем вандейев на время всей войны, их арсеналом и госпиталем.
Но январь 1794 был тогда ужё чёрным - о том я писал вот здесь
https://rainhard-15.livejournal.com/482402.html . Погиб не только Морис д’Эльбе со всем гарнизоном на острове Нурмуатье, пропал без вести - так хочется думать Шаретту! - Анри Ларошжаклен. "Может, ещё вернётся, он же всегда возникает из леса когда его никто не ждёт!"
8 и 9 февраля им и Стоффле взяты Леже и Шоле. Франсуа удалось отомстить за смерть Мориса д’Эльбе уничтожив войска республиканского генерала Николя Аксо , сам генерал был убит 19 марта 1794 года.
Удача сопутствует герою; то он нападает на арьергард республиканцев, то захватывает их конвои, атакует их отдельные отряды,- и всегда и везде он был там, где меньше всего ожидали встречи с ним!
В июне 1794 года Шареттом разгромлены три республиканских лагеря ,в сентябре в битве под Фрелине(bataille de Fréligné) погибнет республиканский генерал Альберт Мерме (Albert Mermet). Это триумф Шаретта. Его имя гремит в Европе. «Синие» боятся Франсуа. Миновало 9-е термидора.
Республика начинает задумываться о мире. Шаретт был одним из первых, кто согласился на мирные переговоры со своими противниками, которые состоялись 12-17 февраля 1795 года в замке Жонэ, неподалёку от городка Вертон. Результатом их стало заключение соглашений между представителями восставшей провинции и революционных властей. Последние признавали право местных жителей на свободу вероисповедания, право священников не присягать в тех районах, где большинство населения придерживалось традиций римско-католической церкви, отсрочку рекрутских наборов на многие годы и гарантировали амнистию всем участникам сопротивления. Мир был подписан 17 февраля1795 года.
26 февраля 1795 года, Шаретт с триумфом въезжает в Нант. Он почетный гость, посещает театр, с равнодушием слушает овации устраиваемые в его честь. На другой день он возвращается в свою штаб квартиру в Бельвиле.
Ни одна из сторон не была довольна условиями заключенного мира. К тому же новая власть постоянно нарушала его условия, арестовывала вандейцев и предавала их трибуналу.
8 июня 1795 года в заключении, в Тампле ,умирает сын короля-мученика, малолетний дофин Луи-Шарль (Людовик XVII) в возрасте 10 лет и 2-х. месяцев. Сюзерен Нормандии, о нём я упоминал здесь
https://rainhard-15.livejournal.com/514707.html Роялисты возмущены и рвутся в бой. Франсуа распространяет манифест с обоснованием возобновления борьбы и берет в руки оружие. Укрепленный лагерь «синих» Эсарт (Essarts) был атакован и взят. Республиканская армия сосредотачивает свои силы в Бретани для противодействия десанту на Кибероне.
8 июля 1795 года король Людовик XVIII посылает ему из Вероны письмо, в котором называет его "генералом Королевской Католической Армии" (le general de l'Armee Catolique et Royale).
Десант на Кибероне был разбит, но ожидался новый, под командованием графа д’Артуа. 12 октября Шаретт подходит к месту высадки принца во главе армии 15000 человек. Но …адъютант принца сообщает, что высадка не состоится!
-Вы привезли мне смертный приговор,- говорит он адъютанту, - Вы видите со мной 15 000 человек, утром я не буду иметь и 300!
В последний момент, перенеся время высадки до лучших времен, принц добился того, что люди потеряли веру в него.
Но Шаретт никогда не впадал в отчаяние,- он продолжал борьбу!
Конец сентября 1795 года. Шевалье Шаретт наносит несколько поражений республиканцам. Под его рукой 9000 пехотинцев и 300 всадников. 25 сентября республиканцы разбиты под Сен-Сир-ан-Тальмонде ( в этом бою погибнет юный Гуэрин, сраженный двумя пулями в грудь.)
30 сентября разбиты 8000 человек Гроши посланные Гошем на Бельвиль.
В это время имя Франсуа-Атанаса звенит по всему миру, он получает письма со всех концов Европы, в том числе и из России от Александра Васильевича Суворова, и даже в Новом Свете, на берегах Гудзона знают о борьбе Шаретта.
Однако в октябре шевалье получает известие о том что русский лейтенант, что привозил ему письмо Суворова, которого, кстати, едва не убили поприбытии в Бретань люди Стоффле - по всей видимости, убит и на поддержку русского царя будет сложно рассчитывать, скажем так. Двойной удар - кидалово д’Артуа и почти одновременно - эта потеря отважного бойца...
Силы вандейцев таяли день ото дня. А Стоффле вовсе не спешил помогать, хотя в декабре официально взялся снова за оружие. От имени графа Прованского (будущего Короля Людовика XVIII) Стоффле получил звание маршала. Типа жутко крутой стал этот сын мельника - вот только отчего-то не спешили к нему бойцы снова... Не вызывал он уже прежнего доверия, и по свидетельствам воевавших с ним, "был начисто лишён человеческих качеств". Интересная аттестация, не правда ли? Мы к ней ещё вернёмся, придётся... Но 23 февраля с этим дитём сумрака разобрались другие дети сумрака, в синих мундирах... 1796 год не щадил никого уже.
Ровно месяц шевалье Шаретту оставался на продолжение борьбы.
По приказу Гоша день и ночь; идет охота на Шаретта. Отряды республиканцев переодеваются в одежду убитых гвардейцев ( та униформа, что была прислана из Англии) и рыщут по селам и весям Вандеи. Награда за голову шевалье удвоена, повсюду республиканские шпионы и информаторы.
Оставшись с несколькими преданными людьми, Франсуа сказал им ,- «Судари, я возвращаю вам вашу присягу, для обеспечения вашей же безопасности. Я меч Еванглия и не смогу жить иначе. Я умру в бою, как и должно умереть солдату и христианину». Никто не покинул героя. С ним осталось уже не больше 30 человек, когда генерал Грациан (Gratien) предложил ему свободный проезд в Англию или Швейцарию. Но словам «синих» - веры не было, после того что они учинили с семьей Мориса д’Эльбе и его гарнизоном. Франсуа отказался от предложения и предпочел сражаться до конца.
Внимание, вопрос - кто погубил парня? Вот этот манерный сноб:
"Повремените полгодика, шевалье" - редкое лицемерие, как видите...
23 марта 1796 года, окруженный, благодаря предательству проводника, Шаретт воскликнул перед боем,- «Будьте мужественны мои друзья до самой смерти! Вперед, за Бога и нашего Короля! Умрем же с оружием в руках!»
Прежде чем удалось пленить парня, его знатно покромсали... Едва не растерзали, проще говоря. Поэтому на тех изображениях что я постил раньше, его можно было видеть с перебинтованной полностью головой.
Раненый, он был взят в плен генералом Траво и доставлен сначала в Анжер,потом в Нант, где после суда был приговорен к смерти. 29 марта 1796 года приговор был приведен в исполнение.
Мне приходилось уже упоминать об этом подробно вот здесь :
https://rainhard-15.livejournal.com/516839.html Так закончил свой жизненный путь один из героев Вандеи, Франсуа Атанас Шаретт де ля Контри, не дожив всего месяц до 33-х лет. Его девизом было : «Часто сражался, редко бывал побежден, никогда не был сражен» (фр."Combattu souvent, battu parfois, abattu jamais"). Буонапарте позднее назовет Шаретта "единственным великим человеком этого восстания". Искренний он наш, Наполеонушка, сатанист в законе... да и передёргивать умеет:
"Я читал историю Вандейского восстания", говорил он, "и если детали описаний верны, Шаретт - единственный великий человек, настоящий герой этого примечательного эпизода нашей Революции, которая, хоть и принесла много несчастий, не пожертвовала нашей славой. В войнах в Вандее французы убивали друг друга, но не унижались. Они получали помощь от иностранцев, но не маршировали под их знамёнами и не выполняли их приказы за жалованье. Да, Шаретт очень впечатлил меня своим характером. Его поступки выдают в нем гения". (Эммануэль Лас-Каз, "Мемориал Святой Елены")
Ой, читал он... да слинял он с Вандеи резко, чтоб в глаза никому из этих парней не смотреть, побаивался. Генерал Дюма, резвый его дружок и бодигард, папаша известного писаки, ни разу не трус, но тоже устранился от разборок в Вандее самым резким способом - подав в отставку и укатив в родное Вилле-Котре. Там и сидел все эти годы аки мышь под веником.
И это ещё не всё, кстати... насчёт апрельских дат... У нас ещё вот
https://rainhard-15.livejournal.com/232041.html Памятник Франсуа.
Click to view