Вандейская чаша, весна

Apr 08, 2020 23:02



Ещё важные даты.

25 ФЕВРАЛЯ 1796 ГОДА В АНЖЕ БЫЛ РАССТРЕЛЯН ГЕНЕРАЛ КАТОЛИЧЕСКОЙ И КОРОЛЕВСКОЙ АРМИИ ВАНДЕИ ЖАН-НИКОЛЯ СТОФФЛЕ.


"У меня нет сокровищ и имущества, кроме моей крови и моей жизни. И то, и другое после Бога принадлежит моему Королю".


"25 февраля 1796 года, в десять часов утра Жан-Николя Стоффле с соратниками были доставлены к месту расстрела в городе Анже. Между двумя рядами солдат национальной гвардии и толпой революционно настроенного населения города, собравшегося, чтобы увидеть смерть героя, который совсем недавно заставлял их трепетать, Стоффле шёл с высоко поднятой головой, как он всегда ходил в боях, проявляя невозмутимую твердость.

Прибыв на Марсово поле, напротив мануфактуры, которая два года назад служила ему редутом для нападения на город, он обнял своих друзей, товарищей по победам и испытаниям.
Они молились говоря, что умирают за своего Бога и своего Короля, призывая к молитвам и окружавших их людей. Они простили своих судей, своих палачей и тех, кто их предал.

На мгновение их сердца обратились к любимым и близким, и простились с ними. В душе Стоффле промелькнуло воспоминание о родной провинции. Он спросил, нет ли Лоррена среди войск, составлявших мрачную процессию. Из рядов вышел человек, и генерал подарил ему часы - единственный предмет, которым он мог распоряжаться.

Ему хотели завязать глаза. Стоффле оттолкнул повязку искалеченной рукой и воскликнул твёрдым и уверенным голосом: "Знайте, что генерал Вандеи не боится пуль!"
Затем, спокойно стоя и поддерживая рукой одного из соратников, а другой показывая на свое сердце, он командовал, крича: "Огонь!" и "Да здравствует религия! Да здравствует Король!" Два слова, подытоживающие всю его воинскую жизнь...."


Аббат Дэнио, "История войны в Вандее".

Про этого кадра я уже писал здесь https://rainhard-15.livejournal.com/491891.html и он упомянут здесь https://rainhard-15.livejournal.com/491891.html, один из главных персон, оболганных Викторией Ларошжаклен, см. здесь об этом https://rainhard-15.livejournal.com/506995.html.

29 МАРТА 1796 ГОДА БЫЛ РАССТРЕЛЯН ГЕНЕРАЛ КАТОЛИЧЕСКОЙ И КОРОЛЕВСКОЙ АРМИИ ВАНДЕИ ФРАНСУА ШАРЕТТ ДЕ ЛА КОНТРИ.


29 марта 1796 года, Франсуа-Атаназ Шаретт де ла Контри, последний главнокомандующий Великой Католической и Королевской армии Нижнего Пуату и Реца, был расстрелян в Нанте, на площади Виарм, в возрасте 32 лет, после долгой и мужественной борьбы с войсками безбожной революции.

Захваченный в плен 23 марта 1796 года в лесу усадьбы Ла Шаботери республиканским генералом Траво, Король Вандеи (как называли Шаретта) был доставлен в Нант.
По окончании судебного процесса, который состоялся утром во вторник, 29 марта, Шаретт прождал два часа, прежде чем выслушать вердикт, объявлявший ему смертный приговор. Было одиннадцать часов утра.
Не проявляя никаких эмоций, он вышел из зала под крики "Да здравствует Республика! " и был возвращён в свою камеру, где его ждала сестра Мари-Анна и республиканский священник Гуибер, предложивший ему свою помощь.

Около четырех часов пополудни Шаретт вышел на крыльцо Буффе вместе со священником. Толпа замолчала, за исключением человека, который оскорбил его. Вандеец бросил на него неподвижный взгляд, от которого оскорбитель исчез. Генерал спустился по лестнице, чтобы встать в ряды жандармов, ожидавших его внизу, и начал свой последний путь под раскат барабанов.

На площади Виарм стояло около десятка генералов со своими штабами, народные представители, два военных оркестра и взвод из 18 человек, выстроившихся перед стенами. По-прежнему следуя за аббатом Гуибером, осужденный подошел к группе генералов, некоторое время поговорил с ними, а затем подошел к одной из дверей, пробитых в стенах в глубине площади.

Вверив себя Богу, за которого он сражался, Шаретт произнёс: "Господь, в твои руки я отдаю мой дух".


Отказавшись встать на колени и завязать глаза, он попросил командира взвода не стрелять, прежде чем сам не подаст сигнал. Шаретт отдал солдатам свой последний приказ словами: "Пока не закрою глаза, стреляйте в сердце". Когда разряды винтовок грубо нарушили оглушительную тишину, воцарившуюся на площади, генерал Шаретт бросился вперёд в последнем усилии.

Несмотря на заметные сходные детали, это отличается сильно от того, к чему привыкли русские уже после 20-х годов 20 века... А вот история того же времени, но иного характера - и как думаете, почему здесь всё ещё мрачнее?

ТОМА ДЕ МАИ, МАРКИЗ ДЕ ФАВРА.


Тома де Маи, маркиз де Фавра, кавалер ордена Святого Людовика, первый лейтенант гвардии графа Прованского, родился 26 марта 1744 года в замке Фавра близ Блуа, в знатной и довольно древней семье.
С XIV века де Маи носили титул оруженосцев и некоторые из них занимали в Блуа первые места в муниципалитете и магистратуре, включая генерального адвоката и генерального прокурора при Счетной палате Блуа. В 1747 году принадлежавшая им земля Кормерэ была возведена в баронство. Его отец, Ги Гийом де Маи, барон Кормерэ (1707-1771 гг.) был генеральным сборщиком налогов поместий и лесов Орлеанского округа, графства Блуа и герцогства Вандомского.

В 1755 году, всего в одиннадцать лет, маркиз Тома де Фавра стал мушкетером Короля. В этом качестве он участвовал в кампании 1761 года и был назначен капитаном драгун в егерский кавалерийский полк Королевства Франции. Два года спустя, после кампании 1763 года, он получил чин капитана-майора и принял участие Семилетней войне, где отличился. В 1772 году он был произведен в кавалеры ордена Святого Людовика и получил звание первого лейтенанта гвардии графа Прованского, что приравнивалось к чину полковника.

В 1776 году маркиз де Фавра женился на принцессе Виктории Ангальт-Бернбург-Шаумбургской. В браке родилось двое детей, в 1782 году сын Шарль де Фавра и в 1786 году дочь Каролина де Фавра.

После взятия Бастилии Тома де Фавра начал разрабатывать план контрреволюции. 5 и 6 октября 1789 года он выступил с предложением собрать людей и лошадей, чтобы защитить Версаль и Короля от бунтовщиков, но это не удалось. Затем он сопровождал Людовика XVI и его Семью в Париж, чтобы защитить их от разъярённой толпы.
В Париже Тома де Фавра разработал план по созданию гарнизона, способного защитить Королевскую Семью в случае бунта. Он издал брошюру под названием "Откройте глаза" и поручил троим единомышленникам передать её французским гвардейцам с целью их вербовки. После доносов на него, он попал под наблюдение, и его планы были раскрыты. В ночь с 24 на 25 декабря 1789 года маркиз де Фавра был арестован вместе с супругой.

Суд Шатле обвинил маркиза в контрреволюционном заговоре с целью побега Короля и Королевской Семьи, убийства Лафайета, Байи и Неккера, восстания роялистов и блокады ими Парижа. Руководителем заговора был указан граф Прованский. Во время суда маркиз де Фавра защищался со спокойствием и уверенностью, отвечал на все вопросы с резкостью и без смущения, упорно настаивал на непричастности к заговору будущего Людовика XVIII и заявил о готовности взять на себя ответственность за подготовку побега Короля и Королевской Семьи из дворца Тюильри.

19 февраля 1790 года маркиз де Фавра, в возрасте 45 лет, был повешен в Париже. Он умер мужественно, не выдав никого из соратников.
Мадам де Фавра была выпущена из тюрьмы на следующий день. Людовик XVI и Мария-Антуанетта защитили ее и ее детей, и дали ей ренту в 4000 ливров. Однако ввиду сложившихся обстоятельств ей пришлось вместе с дочерью уехать из Франции в Австрию. Сын маркиза, Шарль де Фавра, служил в армии Габсбургов и в Русской Императорской армии. Во время Реставрации Шарль получил пенсию от Короля Людовика XVIII.

Маркиз де Фавра считается "мучеником роялистского дела" из-за его отказа привлечь к суду графа Прованского. Официальное досье по делу де Фавра о подготовке побега Короля исчезло из Шатле, но его содержание сохранилось благодаря трудам священнослужителей.

Ну, и на закуску нынче будет - 1 апреля, 1796 года,



В семь часов утра, шуаны Луи д’Адинье вышли из Шателье, и, следуя по течению реки Удон, направились на место встречи с шуанами кантона Краон для будущей совместной атаки на республиканцев.
Стоял густой туман, так что невозможно было видеть дальше, чем на десять шагов.
И надо же было так случиться, что в это же время, реку Удон переходила республиканская колонна, возле мельницы, и шуаны столкнулись с ней нос к носу. Причем, из-за тумана, было даже непонятно, что это за люди, так что на вопрос «кто идет?», был получен ответ «республиканцы».
На что незамедлительно последовал ответ, «а мы роялисты!», и тотчас шуаны бросились в атаку. Завязалась рукопашная, в густом тумане солдаты не рисковали стрелять, что бы случайно не попасть по своим. Шуан было 800, республиканцев 600, и последние были смяты и обращены в бегство. Но преследование не было долгим, так как на пути беглецов встретилась уже другая республиканская колонна, вышедшая из Краона (разбитая была из Косе).
Бой завязался снова, и на этот раз бежать пришлось роялистам, что рассеялись в лесу. Шуаны потеряли трех человек, республиканцы 60 человек убитыми.

Теперь возьмите название этой реки, Удон, и полюбуйтесь, что скажет Вам вика:
Один из видов лапши из пшеничной муки, характерных для японской кухни, как и соба. Слово происходит от южнокитайского названия вонтонов. Удон заимствован из Китая в XIV веке, в отличие от рамэна, пришедшего из Китая уже после окончания периода закрытия Японии от иностранцев в начале эпохи Мэйдзи.



Вообще бурятские филологи достали трендеть своим ученикам о том что их язык жутко похож на французский... А мониста их свадебные иной раз украшены французским монетами ходившими до конца 18 века. Но с китайцами там культурные контры... жёсткие очень.

Местность в Бретани шибко нашу Восточную Сибирь напоминает, но там гораздо теплее зимой.

image Click to view


Европа, Вандея, герои, Шуанерия, война, история

Previous post Next post
Up