Очень вольный пересказ письма архиепископа Нарбоннского Пьера Амьеля, виконта Аймерика Нарбоннского и Гильема, аббата Сен-Поля, а также консулов Нарбонны королю Франции Людовику IX.
1236 г.
Предупреждаю - изложение весьма несерьёзное!
Я так устал от написания серьезных текстов на разных языках, что хочется расслабиться и подурачиться.
Суть письма сводится к тому, что жители Бурга (то есть торгово-ремесленного квартала) Нарбонны - очень, очень нехорошие люди. И архиепископ даже берет на себя труд объяснить, почему - так как они защищали и принимали у себя еретиков. Поэтому преисполненный благих намерений инквизитор Феррьер, приор доминиканцев Нарбонны, взялся с великим усердием за работу.
Разумеется, говорит архиепископ, жители Бурга Нарбонны, зная, что их гнусные деяния будут неминуемо раскрыты, оказали насильственное сопротивление ему, виконту Нарбоннскому и даже самому Феррьеру, когда те возжелали забрать человека, изобличенного в ереси. Более того, вся городская коммуна, за исключением совсем немногих, взбунтовалась против деятельности инквизиторов. Разумеется, бедные псы Господни были подвергнуты всевозможным оскорблениям. Бесполезны оказались кроткие увещевания - нарбоннцы Инквизицию все равно не возлюбили, и тогда их пришлось отлучить от Церкви. Но те продолжали строить свои антиинквизиторские козни, и дошли до совсем уж непотребных действий.
Толпа, состоявшая как из мужчин, так и из женщин, вооруженных мечами и дубинами, сбежалась к дому Братьев-Проповедников, взломала ворота и принялась выражать свою горячую любовь к проповедям Любви и Добра. В письме подробно расписывается, как негодяи громили мебель, переворачивали сундуки, разграбили доминиканский сад, разогнали юных новициев, постигавших тонкости теологии в школе, и - наверное, это была самая тяжелая травма для praedicatores - не пощадили ни кухню, ни винный подвал - и доминиканское вино оказалось самым безбожным образом разлито.
Кроме того, они, как говорится в письме, выступили с оружием против "католиков" - но на самом-то деле подавляющее большинство жителей Бурга Нарбонны были католиками, а стычки у них были со сторонниками Инквизиции и архиепископа. Но логика здесь ясна - кто против Инквизиции, тот плохой католик.
Хуже того, они призвали в город графа Тулузского, который направил им на помощь "известных разбойников" Оливьера де Терма и Гираута де Ниорта (речь идёт о файдитах, разумеется), и стали грозиться взять Ситэ (часть города, где находились резиденции виконта и архиепископа) приступом. Граф же Тулузский поставил в городе своего наместника (байля), и архиепископу со компания ничего не оставалось, кроме как просить у короля Людовика помощи - ибо, как не старайся, народ Инквизицию все равно не любил и разными способами стремился от неё отделаться.
Наверное, нашлись бы желающие накатать на эту тему роман, но я пока ограничусь тем, что дам ссылку на документ:
(Layettes du Trésor des Chartes, J 307, Toulouse, IV, n° 50 original, TEULET, tome 2, n° 2456, p. 321-323)