Я, кажется, еще не писал о любопытных поворотах судьбы, связанных с серией картин французского художника, автора многочисленных полотен на исторические сюжеты,
Жана-Поля Лорана (1838-1921), которые относятся к истории
Бернара Делисье.
(Кому интересно, может щелкнуть по ссылке, а кому будет еще интересней, я про последнего много могу рассказать). Эти картины широко известны и часто используются в качестве обложек и иллюстраций к работам по истории первой инквизиции. Я их уже выкладывал не раз, и сделаю это еще раз ради полноты картины, ибо дело заключается в том, что картины из этой серии представлены в Каркассоне (что логично) Тулузе (что тоже вполне логично), и внезапно
в Санкт-Петербурге, а именно в Государственном Эрмитаже.
Итак, вот эта серия:
Jean-Paul Laurens,La délivrance des emmurés de Carcassonne. 1879. Musée Des Beaux-Arts, Carcassone, France.
(Освобождение заключенных Каркассона, 1879 г. Музей Изящных Искусств в Каркассоне).
Речь идет об освобождении узников из каркассонской инквизиторской тюрьмы "Мур", те, кого заинтересует история этого в высшей степени благотворного для тела и души учреждения, могут поизучать у меня в журнале информацию по тэгам
rabies carcassonensis и
murus inquisitionis carcassonae.
Копия этой картины еще висит в каркассонской мэрии по дороге в зал свадебных церемоний, в свое время я внаглую напросился туда поснимать полотно. :-)
L'agitateur du Languedoc, 1887. Musée Des Augustins, Toulouse.
(Трибун страны Ок, 1887, Музей Августинцев, Тулуза).
И эту картину я тоже видел "живьем" не один раз.
А теперь, внимание, мое недавнее открытие (ну как недавнее, пяти- или шестилетней давности, но что это такое с точки зрения Вечности :-) Давно собирался написать и наконец собрался.
L'Interrogatoire, 1881 (Бернар Делисье перед трибуналом Инквизиции, 1881 г.). Из собрания Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург.
Посылая пеплом голову, делаю признание, что вот именно эту картину я собственными глазами пока еще не видел. По моим сведениям, она должна находиться в Здании Главного Штаба в зале французской живописи XIX в. Периодически ее вывозят на всевозможные выставки, "Лики истории" в ГМИИ, например (2013, кажется, год). Это картина из коллекции Сергея Михайловича Третьякова. Но интрига заключается в том, что существовала еще одна картина на этот сюжет, в коллекции Дмитрия Петровича Боткина (подробнее о ней можно почитать
здесь) и была написана Жаном Полем Лораном по его заказу в 1879 г. (подробнее
здесь и
здесь). То есть речь идет ещё об одной картине, нам неизвестной.
Появление этих картин связано с выходом в 1877 г. книги Бартелеми Орео о Бернаре: Barthélemy Hauréau, Bernard Délicieux et l'inquisition albigeoise. Не исключено, что она была доступна и в России, недаром же коллекционеры заинтересовались этим сюжетом.
У Жана-Поля Лорана, правда, есть еще одна картина, которая может относиться к истории первой Инквизиции:
Après l'interrogatoire (После допроса), 1882 г., частная коллекция.
Но здесь совершенно не факт, что речь идет именно о Бернаре Делисье (считается, что эта картина относится к другой серии), так что интрига сохраняется.
Так что вот, три картины, которые доподлинно относятся к серии о Бернаре Делисье, на настоящий момент находятся в Каркассоне, Тулузе и Санкт-Петербурге.