Давно собирался написать пост, объясняющий, почему считаю администрацию Алексея Островского самой никчемной и бесполезной из всех, за деятельностью которых наблюдаю с 1996 года, служа в различных редакциях. События последних дней - и пятничное умереть-не-встать-определение «эффективный варяг», и сегодняшнее известие о досрочных выборах заставили меня-таки побороть лень.
Сразу хочу отметить: считал и считаю, что для оценки деятельности власти нужно не по телевизору про ее успехи смотреть, а столкнуться с ее работой лично. Я с ее работой сталкиваюсь много, могу много чего рассказать, начиная примерно с мая 2012 года, но читатели не всегда поймут журналистские тонкости, они ничего не знают о наших буднях и особенностях работы. Поэтому здесь пойдет речь о проблеме большого общественного значения, но незначительной - лично для меня. Этот текст - выше, и ниже - из серии «Испытано на себе», и он несомненно, если кто не обращает внимание на тэги, является оценочным суждением.
Примерно год назад,
в апреле 2014 года, в кабинете губернатора Алексея Островского состоялась встреча с «руководителями ведущих региональных СМИ», на которую за компанию позвали и меня (я даже рубашку надел). В ходе разговора губернатор с чувством рассказал, как мечтает добиться, чтобы горячую воду у жителей Смоленской области отключали летом на две недели, а не на много месяцев, как в последние пять лет. На тот момент в моем доме на улице Коммунистической, 6, горячей воды не было год.
Почему так получилось? На каком-то этапе, еще до моего переезда в этот дом, в период правления в городе Владислава Халецкого, жильцы почувствовали, что теплопункт дома, где стоят насосы для подкачки горячей и холодной воды на верхние этажи, может уйти в частные руки, хотя по всем документам эта пристройка является неотъемлемой частью дома. И в результате во дворе начнется точечная застройка. Они обратились в суд и добились, чтобы теплопункт был признан общим имуществом дома. Более того, суд обязал мэрию перед передачей этого имущества отремонтировать здание, которое под опекой городской администрации износилось донельзя (а насосы внутри новые и мощные стоят, их жильцам депутат подарил).
В результате «Жилищник», не предприняв никакой попытки обсудить с жильцами увеличение объема общего имущества дома, совершенно незаконно отключил теплопункт от электроэнергии. Преступление? Бесспорно! Но всем наплевать. А еще «Жилищник» столь же злонамеренно заделал проход по двору между двумя половинами дома, так что теперь мой сосед, старейший смоленский журналист Владимир Венгржновский, который живет на той стороне дома, носит свой мусор по Коммунистической на глазах у туристов и губернатора Алексея Островского, фланирующего по Блонье, в помойку, которая в моей части двора. Описанные преступные деяния были подлой местью администрации Смоленска за потерю козырного имущества, хотя, отмечу тут же, обжаловать решение суда мэрия даже не попыталась.
Насосы перестали работать в феврале 2013 года. Летом того же года губернатору было направлено коллективное письмо о беспределе у него под носом, но, разумеется, никаких мер принято не было. Это письмо я уже как собственник подписывал, хотя лично от всей этой истории не переживаю: у меня электронагреватель, рассчитанный на нужды моей семьи, и обходится такой подход к делу еще и дешевле, чем платить по тарифу. Но дом старый, здесь живут старики, инвалиды, мамки с малыми дитями, в результате подлости руководства города они лишены горячей воды, и выходят сейчас из положения, как могут - кто-то ходит в баню, кто-то греет воду в тазиках. Ну, и никто, конечно, за горячую воду не платит. Думаете, кого-то волнует недопоступление средств в бюджет муниципального предприятия? Дудки!
В-общем, письмо ушло, и как бы там не распоэзивался губернатор о своем трепетном отношении к просьбам смолян, не изменилось ничего. Так вот на той вышеупомянутой пресс-конференции я внимательно выслушал трогательный спич Островского о том, какую заботу он проявляет по отношению к людям, и сказал: «Справедливости ради, Алексей Владимирович, вот там напротив, через Блонье, находится жилой дом, шесть подъездов, четыре этажа, из окна вашего кабинета его видно, так вот, там уже год нет горячей воды - несмотря на личное обращение к вам».
Губернатор такого не ждал, но, конечно, тут же пообещал немедленно дать распоряжения и проч., и проч. Дальше начался чиновный цирк: решать проблему было получено первому вице-губернатору Медведеву, который сначала встретился со мной и вице-мэром Захарцовым, потом послал своих людей изучать состояние теплопункта и все там фотографировать, а потом снова встретился со мной и Захарцовым, и мы вместе, качая головами, разглядывали удручающие картинки.
Тут хочу отметить, что с Медведевым раньше вплотную я не сталкивался, и его действия поначалу даже вселили в меня какие-то надежды - вот, вроде, мужик, о деле говорит, не амеба какая… Но, как вскоре выяснилось, все эти красивости - фотографии, суровые взгляды и поручения - просто стиль поведения. Тем же летом мне рассказали историю про совершенно другую проблему, решение которой также было поручено Медведеву, так там все было то же самое - и фотографирование, и совещания, но результат все равно оказался нулевым.
Потом - в мае - у нас с соседями было совещание в мэрии у Захарцова, там были УЖКХ, «Жилищник», «Теплосеть», еще какие-то люди… Едва мест за столом хватило! Там была выстроена такая цепочка проблем. Нашего дома нет в тарифе на горячую воду, поэтому мы в этом (в 2014 году) должны будем платить за нее дополнительно: за 6 месяцев - 280 тысяч рублей. Мэрия до осени сделает ремонт теплопункта, а мы проведем общее собрание, включим теплопункт в общее имущество дома и пересмотрим соответствующий платеж «Жилищнику», если он сумеет представить убедительные доводы.
«Жилищник», сразу скажу, представил цифру - плюс 5-50 к действующему платежу за обслуживание. Позже мы посчитали, и решили: 1) 280 «штук» за полгода - это примерно по 300 рублей в месяц с квартиры, с таким согласятся не все соседи; 2) до завершения ремонта нечего и говорить, чтобы платить на 5-50 больше, поскольку насосы все равно не включат. Вот отремонтирует мэрия теплопункт, включат горячую воду, тогда и обсудим, сколько платить «Жилищнику», и начнем платить «Теплосети».
Ну, и все. Было еще два общих собрания, созванных мэрией - одно вообще бессмысленное, я даже не могу сказать, что мы там обсуждали. На второе - в самом начале ноября - явились начальник «Жилищника» Ларичев и начальник УЖКХ Швыдкин. Речь зашла о том, чтобы мы проголосовали за 5-50. При этом теплопункт мэрия не отремонтировала, несмотря на то, что в сентябре Захарцов на мой вопрос, ждать ли начала работ, принял оскорбленный вид и заявил: «Вам же сказали, что ремонт сделаем! У нас и деньги есть!».
На том собрании вот лично я спросил Ларичева: «Если мы сейчас проголосуем за 5-50, когда у нас появится горячая вода?». Тот пожал плечами: мол, теплопункт надо ремонтировать, в таком виде запускать насосы нельзя, так что вопрос не к нему. То есть платить, по его мнению, мы должны уже сейчас, а услуга появится когда-нибудь потом. На второй ключевой вопрос: «Откуда взялись 5-50, и когда «Жилищник» представит каждому собственнику соответствующие расчеты, как того требует законодательство?» Ларичев вообще ничего не смог сказать, и пообещал, что после 7 ноября его работники эти расчеты по всем почтовым ящикам разложат. Не разложили до сих пор.
Уже в этом году мне представилась возможность переговорить с Медведевым, и выяснилось, что вице-губернатор получает от Захарцова ложную информацию о ситуации с моим домом - мол, это жильцы, оказывается, во всем виноваты. Я рассказал Медведеву, как в действительности развивались события и объяснил, что, скорее всего, Ларичев со Швыдкиным обманывают доверчивого Захарцова, тот повторяет неправду вице-губернатору, а тот, вероятно - и губернатору. Единственное, чего хочет добиться Ларичев, - это выбить из нас дополнительные «бабки» ни за что и просто так, а Швыдкин ему в этом потакает. Медведев тут же заявил, что сейчас же поручит заняться всем этим вице-губернатору Пучкову, чтобы были очные ставки и так далее, на что я сказал: «Сан Саныч, да там - в мэрии, в «Жилищнике» - на вас (!) всем наплевать. Вы что - думаете, что слово Пучкова дороже стоит?». Ну, тот обиделся, стал рассказывать, что он один в обладминистрации работает, на том и расстались.
Мы вот тут недавно Ивана Александровича Аверченкова добрым словом поминали. Так вот: в период его работы начальником УЖКХ и главой администрации Смоленска невозможно было себе и представить, что в многоквартирном доме в самом центре города ДВА ГОДА - просто так, без всяких причин, по произволу местной власти - нет горячей воды. Ну, у Аверченкова совесть была.
При Халецком вице-мэр Александр Иванович Логутов решал подобные проблемы за 15 минут - он просто снимал трубку, давал поручение, и все (готов примеры привести). У него тоже совесть есть. А сейчас уже речь даже не о совести: у нас вообще нет власти. В кабинетах сидят совершенно никчемные, ни на что не способные люди, которых интересует только бабло в собственном кошельке.
При этом есть два вступивших в силу решения суда: 1) мэрию обязали отремонтировать помещение теплопункта; 2) «Жилищник» обязали включить горячую воду в доме. Так вот, гражданам судьям следует знать, что чиновники на их решения кладут с б-а-а-а-льшим прибором! Такое вот уважение к закону, к законодательству Российской Федерации царит в Смоленской области!
Какая-нибудь сердобольная журналистка-бюджетница (я даже примерно знаю, какая), чувствую, уже начала набрасывать проект гневной отповеди на этот мой пост - дескать, причем тут вообще Островский? Не суетись. Во-первых, обещание решить проблему мне дал лично Островский - у меня и аудиозапись есть, и я ее могу куда угодно выложить. Во-вторых, весь этот планктон в мэрии - целиком и полностью заслуга Островского, а ты или подобная тебе в свое время назвала никчемного Алашеева мессией, который спасет Смоленск.
Я ведь на той пресс-конференции был не один. И коллеги, уж как и за какой счет они ни существуют, то и дело спрашивают меня: сдержал ли свое слово губернатор Алексей Островский. Нет, отвечаю я, все его обещания оказались пустыми словами, и с пустяковой проблемой он не справился… То есть люди - журналисты - вроде и хотели бы сделать хорошую новость: рассказать, как благодаря губернатору Алексею Островскому в историческом памятнике в центре Смоленска была решена серьезная коммунальная проблема, но… не выходит! Система такова, что сама по себе исключает из повестки дня правдивый позитив, оставляя в информационном поле только какие-то мифы… Мифологичность которых к тому же всем ясна!
Я бы хотел, что нынешние областные и городские чиновники отчетливо понимали: вот сейчас - в мае 2015 года - в Смоленске есть уже очень много людей, которые плюнули на все попытки чего-то от вас добиться. Люди убедились, что просить о чем-то вас - просто себя не уважать, это как об стену головой биться. И эти люди ждут только одного: когда же вы, наконец, уберетесь, когда вас отправят на пенсию, когда вас пересажают.