Два Алексея

Sep 08, 2013 22:02



Есть мнение, что в этот раз «Справедливую Россию» снимут с выборов после выборов. То есть, как и в прошлый раз, люди проголосовали, но сделанный ими выбор не будет принят во внимание при распределении мандатов депутатов облдумы. Кто следил за ситуацией, помнит: в период проведения партийных конференций в адрес этой партии были выдвинуты некие претензии. Никаких последствий они тогда за собой не повлекли, но, поговаривают, после подведения итогов голосования о нарушениях могут вспомнить и использовать их для снятия с выборов партийного списка «эсеров». Распространители этого слуха готовы увидеть в таком развитии событий руку Алексея Островского. При всем уважении к амбициям кандидатов из списка «Справедливой России», думаю, что Алексей Казаков заинтересован в этом никак не меньше губернатора.

Общеизвестный факт: вскоре после обретения Алексеем Островским статуса губернатора Смоленской области у него состоялась встреча с депутатом Государственной Думы Алексеем Казаковым. Существует две официальные версии рассказа о ней: одну изложил в СМИ один участник саммита, другую - второй. Есть еще народная версия: будто бы Островский и Казаков подрались, но относиться к ней всерьез не стоит - с момента прихода к власти в Смоленске «команды молодых и сильных» разговоры о мордобое в присутственных местах не прекращаются.

Мне кажется, что в действительности эта историческая встреча прошла совершенно иначе, чем о ней рассказали участники. Мне кажется, что два молодых и красивых Алексея обсудили складывающуюся в Смоленской области общественно-политическую ситуацию и договорились, что вот с этого самого момента начинают в публичном пространстве обоюдно выгодную непримиримую борьбу.

*****
Тем, кто давно наблюдает за Алексеем Казаковым, прекрасно известно, что как политик он в состоянии существовать только в оппозиции, что ему как воздух нужен объект, который можно подвергать критике и осмеянию. Мирная жизнь не для него: вступив в «Единую Россию» и обретя статус депутата облдумы, он, по-моему, пережил самый страшный период в своей политической карьере: ему пришлось сидеть на заседаниях и… молчать! И его тут же просто не стало, он растворился, прошел месяц такой жизни - и о Казакове уже никто больше не вспоминал!

Конечно, существовать так долго он не смог. Это коммунисты Кузнецовы могут для вида критиковать режим и при этом получать у режима бешеную по смоленским меркам зарплату - просто потому, что они старые и никчемные. У Алексея же Казакова все впереди, вот почему он ушел из «Единой России» в оппозицию. Оппозиция, конечно, та еще, но произносить жаркие речи она худо-бедно позволяет, а поскольку Алексей Казаков научился делать это хорошо, он вскоре стал депутатом Государственной Думы. Собственно, на этом и остановиться не грех: за пять лет в парламенте вполне можно подыскать себе нормальную сферу деятельности, завязать с политикой самому и близких от необходимости ею заниматься избавить. С другой стороны, какие его годы? И если Алексей Казаков видит для себя перспективы в сфере политики, ему нужна крепкая основа в виде парторганизации в Смоленской области, нужна ожесточенная борьба с действующей властью, нужны победы в виде хороших результатов на местных и региональных выборах. А еще лучше, чтобы эти результаты были несостоявшимися, то есть всем очевидными, но отобранными у «эсеров» действующей властью.

Ну, какой прибыток от того, что несколько соратников получат статус депутатов облдумы? Они окажутся в меньшинстве, слова им никто не даст, так и просидят пять лет, не сумев даже толком попиариться (ну, разве кто-то устроится работать на постоянной основе и тем поправит свое материальное положение). Зато на следующих выборах они уже не сумеют эффективно противопоставить себя действующей власти: «Что ж вы за пять лет в облдуме ничего не сделали?» - спросят избиратели, и будут правы. В общем, не попасть в облдуму, устроить по этому поводу вселенский хай и потом пять лет вспоминать, как Островский до дрожи испугался «эсеров» и снял их партию с выборов, куда выгоднее, чем получить несколько мандатов.

*****
Сохранение статус-кво выгодно и Алексею Островскому. Вообще, ни у одного из предыдущих губернаторов Смоленской области не было персонализированного врага. У Анатолия Глушенкова, Александра Прохорова, и Сергея Антуфьева вообще не было противников, о которых они упоминали бы в интервью. Виктор Маслов часто туманно ворчал на неких «наших оппонентов», которые якобы страшно мешают ему работать, нападал, бывало, на Виктора Деренковского и Антуфьева, которые будто бы мало делают для региона в Государственной Думе. Но именно Алексей Островский стал первым смоленским губернатором, который начал активно использовать все возможности этого инструмента - политического врага.

Конечно, с учетом перманентной борьбы Владимира Жириновского с коммунистами, Островскому было бы логично выбрать себе в качестве спарринг-партнеров Кузнецовых, но особого удовольствия и очков в глазах избирателей такая борьба, конечно, не принесла бы. Они, как было сказано выше, старые и никчемные, у них и твиттера-то нету! Нет никакого блеска в том, чтобы расправляться с убогими, лучше уж положить им зарплату и пусть себе сидят поблизости. Вот Казаков - партнер достойный: и депутат Государственный Думы, как-никак, с ним и через бумажные газеты, и в интернете брехаться можно. Весело!

Почему Островскому нужен противник? Задачи, которые вот уже второй год решает в Смоленской области губернатор, не связаны ни с социальной сферой, ни с экономикой. Основная его деятельность, если так можно выразиться, происходит «под ковром», и достигнутые успехи, говорю совершенно искренне, по-настоящему впечатляют: в Смоленской области сменился прокурор, лишился реальной власти незабвенный Анатолий Мишнев, областная «элитка» - сплоченная наша партийно-хозяйственная номенклатура - разобщена, ФПГ решительно отодвинута от бюджета. Я далек от того, чтобы связывать все эти события персонально с Алексеем Островским - в том смысле, что он такой вот хитроумный политик, так красиво все продумал и с блеском реализовал свои планы. Набор действий, в которых нуждалась Смоленская область, был очевиден еще в 2008 году, но Сергей Антуфьев так и не решился совершить шаги, которых от него ждали, надеясь со всеми договориться. Ну, Антуфьев был местный, плоть от плоти, и для того, чтобы вынуть некоторые замковые камни, понадобился варяг Островский.

Но вот ведь какая штука: рассказывать об этих успехах населению Смоленской области, телезрителям бессмысленно. Мало кто в действительности живет общественно-политической жизнью, все эти расклады в органах власти занимают во всем Смоленске человек триста, а объяснять происходящее подавляющей массе избирателей просто нельзя - себе же хуже сделаешь. А вот понятных успехов нет. Могу допустить, что пока нет, но то, как панически чиновники Островского - за редким исключением - боятся вопросов о своей работе и требуют, чтобы им предоставили санкцию Платонова на право общаться с журналистом, свидетельствует о том, что рассказывать им просто не о чем. Хороших новостей из администрации Смоленской области практически не исходит, и для губернатора, который хочет, чтобы население высоко оценивало его работу, ситуация складывается сложная. О чем говорить, например, в интервью?

О Казакове, конечно! Были примеры, когда Алексей Островский посвящал своему противнику до двух третей интервью. А это, не надо забывать, меч обоюдоострый. Кому-то нравится жесткость Островского, а кто-то, слушая эти бесконечные нападки, напротив, зауважал Казакова. Если кого-то непрестанно «мочит» сам губернатор, значит, человек и впрямь стоящий, доставляет власти много головной боли, так ведь? В общем, и одному хорошо, и второму, и такое удачное у них получилось распределение ролей, что смещать акценты просто неразумно.

*****
Словом, если в повестку дня действительно включен вопрос, снимать или не снимать, не стоит и задумываться: конечно, снимать. И совсем не обидно, что люди играют спектакль: как говорится, вы лучше оцените красоту игры!

губернатор, облдума, оценочное суждение, депутаты, власть

Previous post Next post
Up