Психотерапия и древнегреческая мифология

Oct 03, 2011 14:11

Пожалуй, именно к древнегреческой мифологии чаще всего обращается современная психоте­рапия..... Э.Берн при создании своей системы сценарного анализа охотно использует примеры из древнегреческой мифологии. Он описывает шесть сценариев: «Никогда», или сценарий Тантала; «Всегда», или сценарий Арахны; «До», или сценарий Геракла; «После», или сценарий Дамокла; «Снова и сно­ва», или сценарий Сизифа; «Открытый конец», или сце­нарий Филемона и Бавкиды. Давайте рассмотрим их. Но поскольку не все хорошо знакомы с древнегреческой мифологией, расскажу мифы подробней, чем Э.Берн. При этом я буду опираться на «Легенды и мифы Древней Греции» А.Н.Куна.

Сценарий «Никогда» основан на мифе о Тантале. Его суть - запрет на самое желанное.Тантал был лю­бимцем богов и возгордился этим. Стал высокомерным и начал сомневаться во всеведении богов, с которыми нередко пировал. Он убил своего сына и под видом пре­красного блюда преподнес богам его мясо во время пира. Боги тотчас постигли умысел Тантала. Никто из них не коснулся ужасного блюда. Боги положили все мясо и кости сына Тантала в котел и с помощью чар оживили мальчика. Но преступление Тантала переполнило тер­пение богов, и они свергли его в подземное царство, где обрекли на вечные муки; там он и несет наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде, которая доходит до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами сухая черная земля. Над головой Тантала - ветви пло­дородных деревьев; сочные фиги, румяные яблоки, гра­наты, груши и оливы висят низко над его головой: почти касаются его волос тяжелые спелые гроздья винограда, Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за пре­красными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Но не только голод и жажда терзают Тантала - вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, гро­зит ежеминутно свалиться и раздавить своей тяжестью Тантала.

В клинической практике не очень часто встречаются пациенты с таким типом сценария. Обычно мы наблюда­ем его при психологическом консультировании. У лю­дей, находящихся в этом сценарии, воспитанием нало­жен запрет на любовь или на секс. Тем, кому запрещена любовь (первый вариант сценария), испытывают Танта­ловы муки из-за ее отсутствия и, чтобы избежать их, неосознанно выбирают профессии, связанные с частыми командировками, становятся моряками дальнего плава­ния. Их можно встретить среди представителей преступ­ного мира. Частая смена сексуальных партнерш по ме­ханизмам порочного круга усиливает разочарование в противоположном поле вообще. По механизмам проек­ции и идентификации всех женщин они считают способ­ными на измену и предательство. Нарождающуюся лю­бовь уносит порыв бурного ветра ревности, подозритель­ности, скептицизма. Вечный страх надвигающегося оди­ночества, заражения венерическими заболеваниями и осложнений, связанных с разоблачениями и преследо­ваниями со стороны прежних партнеров теперешних пассий, заставляет таких людей забыться с помощью алкоголя. Это может привести к импотенции и лишить их последнего удовольствия в жизни. Есть от чего сойти с ума. Запои и самоубийства - их удел. А ведь «счастье было так возможно, так близко».

Второй вариант сценария связан с запретом на секс, но с разрешением на любовь. Такие люди выбира­ют профессии, налагающие запрет на секс, но разреша­ющие любить. Это монахи и монахини, священники ка­толической церкви. Их Танталовы муки хорошо описа­ны в художественных произведениях. Э.Берн подчерки­вал, что иногда от такой жизни хочется броситься с не­боскреба. Нередко запрет на секс нарушается, но ничем хорошим это не кончается. Танталовы муки продолжа­ются. Мужчина, находящийся в этом сценарии, не мо­жет открыто пройтись со своей любимой, обнять своего сына и услышать, как он называет его «папа». И кроме того, все время беспокоят муки совести и страх разо­блачения. Еще раз прочитайте «Овода» и «Поющую в терновнике». В «Оводе» епископ должен был утвердить смертный приговор своему сыну, а в «Поющей в тернов­нике» главный герой отказался от своей возлюбленной ради карьеры.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

Источник: М.Е.Литвак "Из ада в рай"

мифология, психология, литература, внутренний мир

Previous post Next post
Up