В сей знаменательный день - 15 Липеня (июля) 1410 (6918) года, ровно 600 лет назад состоялась решающая битва «Великой войны» 1409-1411 годов, в которой победу одержали объединённые силы королевства Польского и Великого Княжества Литовского и Руского, гражданами коего были предки нынешних беларусов(литвинов), украинцев(русинов) и русских людей. Плечом к плечу стояли в этом сражении и одержали такую важную победу родноверы и православные христиане, и правоверные мусульмане...
Это была величайшая битва Средневековья, которая определила Будущее восточных славянских стран...
Грюнвальдская битва
(Танненбергская битва, 15 Липеня (июля) 1410) -
решающее сражение «Великой войны» 1409-1411
между Королевством Польша, Великим Княжеством Литовским и Руским, с одной стороны,
и Тевтонским Орденом -с другой. Битва закончилась полным разгромом войск Тевтонского ордена.
Произошла близ Грюнвальда и Танненберга (Пруссия), откуда и получила своё название.
Предыстория
«Великая война» 1409-1411 возникла из-за стремления Великого Княжества Литовского и Руского вернуть находившиеся под властью Тевтонского ордена Жемайтию (сейчас Lietuva). Королевство Польша выступало союзником Великого Княжества Литовского и Руского в этом конфликте.
3 липеня (июля) 1410 года соединенные польско-литвинские войска под командованием правителя Великого Княжества Литовского и Руского Витовта Кейстутовича и польского короля Ягайло Ольгердовича (Владислава II Ягеллона) двинулись к границе владений Тевтонского ордена, навстречу им из столицы Тевтонского Ордена Мариенбурга (современный Мальборк) вышла армия под командованием великого магистра ордена Ульриха фон Юнгингена. Среди тевтонцев, кроме собственно членов ордена и их вассалов, были рыцари из Германии, Франции и Англии, а так же наёмники швейцарцы, англичане и др., всего 51 знамя (хоругвь), общей численностью 27 тыс. человек.
Польское войско включало собственно польские полки, полки наемников (чехов и влахов), а так же полки «земли Леопольской», «земли Подольской, которая имела три знамени, ввиду многочисленности своего населения», «земли Галицкой». В литвинской армии, которой командовал великий князь Литовский и Король Руси Витовт Кейстутович, двоюродный брат Ягайло, находились Гродненская, Ковенская, Лидская, Смоленская, Мстиславская и Оршанской (под командованием князя Смоленского Семена Лингвена Ольгердовича), Полоцкая, Витебская, Киевская, Пинская, Новгородская, Брестская, Волковыская, Дрогичинская, Мельницкая, Кременецкая, Стародубская хоругви... На стороне союзников выступала также татарская(лёгкая) конница. Всего польско-литовская армия насчитывала 91 хоругвь, 32 тысячи человек.
15 ЛИПЕНЯ (июля) противники сошлись на равнине в треугольнике между селами Грюнвальд, Танненберг (ныне - Стембарк) и Людвигсдорф (ныне - Лодвигово).
Войска ордена выстроились фронтом в 2 км между Грюнвальдом и Таннебергом (в западной историографии сражение обычно называют битвой при Танненберге) в две линии. Правое крыло первой линии возглавлял Конрад Лихтенштейн, левое - Фридрих Валленрод, вторую линию - сам великий магистр Ульрих фон Юнгинген.
Поляки и литвины выстроились в три линии на протяжении 2,5 км между Грюнвальдом и Людвигсдорфом. На левом крыле находились поляки (совместно с чехами, русью и др.) под командованием коронного маршала Польши Збигнева из Бжезя, третья линия - во главе с самим Владиславом, на правом - литовские войска под руководством Витовта Кейстутовича, на крайнем правом фланге - лёгкая татарская конница Джелал-эд-Дина, старшего сына хана Тохтамыша.
Сражение началось в полдень с наступления легкой (татарской) конницы Витовта на левый фланг тевтонцев.
Атака была встречена артиллерийским залпом . Следом за легкой конницей в бой пошли остальные хоругви, коим уже не угрожала опасность пушечных выстрелов и лучников. В ответ началось контрнаступление тяжелой кавалерии Валленрода. Потом в бой втянулись первые польские войска первой линии и правый фланг Ордена.
Легкая конница не смогла противостоять тевтонцам и начала отступать. Валленрод начал ее преследование, однако тяжелая конница Ордена не могла двигаться по пересеченной местности быстро за лёгкой конницей, что дало время Витовту перегруппировать войска. Одновременно Валленрод столкнулся с сильным сопротивлением литвинской пехоты. На помощь этим полкам Витовт выслал несколько хоругвий.
Этот шаг изменил ход битвы.
Основной удар крестоносцев сдержали «витязи земли смоленской» и виленская, трокская, городенская и жамойцкая хоругви. Средневековый польский историк, хронист Стрыйковский описывает это так:
«Трокская, виленская шляхта з Жамойцю стала трывалi з Вiтаутам, i палякам мужна дапамагалi.
Але ж iншыя паветы лiтоускiя разбеглiся хто куды мог у розныя бакi.
I галоунай з святым Юрыем харугвы не стала, на якую усе войска Лiтоускае глядзела.
Ужо было цяжка Лiтве, але Вiтаут на чале з Наваградцамi i з Валынцамi смела стаяу».
Кроме того, польские войска, потеснив Лихтенштейна, начали охватывать Валленрода еще и с правого фланга.
Второй этап битвы:
Уничтожение группировки Валленрода, окружение поляками правого фланга тевтонов
Чтобы исправить ситуацию, Юнгинген ввел в бой вторую линию тевтонской кавалерии.
Однако поляки также задействовали резерв, которым командовал Ягайло Ольгердович,
а литовская конница Витовта Кейстутовича успешно вернулась на поле боя и нанесла сильный удар по левому флангу Ордена, который увяз в бою с пехотой и потерял маневренность. После гибели Юнгингена и отказа части тевтонских войск продолжать сражение армия Ордена обратилась в бегство...
Третий этап битвы: Окружение поляков тевтонским резервом
Крестоносцы крепко теснили краковскую хоругвь, обрушили на землю королевское знамя и, посчитав это знаком близкой победы, они запели победный гимн: "Христос воскресе! Возрадуемся братья, о Боге, что сломал рог язычникам!" Эту песню подхватили практически все крестоносцы. Рыцари, подступавшие к обозу, ринулись за добычай.
Но не тут то было;) Рог славяне вовсе не обломали, а обломали рога сами рогатые крестоносцы:))...
Тут перед ними встали тысячи пеших ратников вооруженных цепами, кистенями, рогатинами и тяжелыми оглоблями. Рыцарей встретил такой удар, какого они не ждали и такой бой, какого они не видели. Все это мозжащее оружие обвалилось на первый ряд и прибило его к земле. Люди которые встали против них, не отступали, не щадили, не брали в плен и не знали жалости. Кто из рыцарей прорывался в табор того валили с коня рогатинами а упавшего рыцаря кололи, как колют свиней. Это оружие пробивало любые рыцарские доспехи, жележные шары кистеней с одного удара убивали лошадь, а со второго упавшего рыцаря. Почти ни чем не защищенные ратники гибли сотнями, но и крестоносцы дорого платили своими жизнями...
Перевалило за полдень. Князь был среди полков, следил за всем. Самое страшное было пережито, напор крыжаков слабел. Витовт Кейстутьевич послал в бой ещё три хоругви, и выслал гонцов к Джелаледдину и Багардину, чтоб вели своих татар, возвращал отступившие полки. Начиналось окружение тевтонцев. А сам князь стал на холме и рабовался всему увиденному. Его позиции были надежны и всегда было кем и кому помочь. А магистр Ордена, посчитал что двоюродные братья Витовт и Ягайла уже вывели все свои силы. А этого то он и дожидался. Он собрался и повёл свои 16 резервных хоругвей, считая что они довершат всё дело. Но уже вскоре, когда полки пошли и он утратил над ними силу команды, магистр понял, что повел их неверно. Надо было зайти с тыла, а тут его задержат и он без особого успеха потеряет драгоценное время. И верно, на встречу на встречу ему пошла хоругвь дворцовых чинов и из леса появились ещё 4 польские хоругви. И в довершение неприятностям, Ульрик фон Юнгинен увидел серую, несущуюся впереди колонну и понял что это татары. Он подумал что лучше не идти, остаться на холмах, но отогнал эту мысль и вознеся меч, со словами "С нами Бог!" врубился в польские ряды...
Четвёртый этап битвы:
Помощь Витовта Ягайле.
И уничтожение основных сил тевтонов и их остатков в деревне Грюнвальд
Полки Семена Ольгердовича, Гаштольды и Джелаледдина обтекали крыло Валленрода. Таким образом на поле орденские войска были зажаты в два огромных "котла", выбраться из которых рыцари не могли. Окруженные рыцари отчаянное рубились, утопая в собственной крови. Кольца сужались, уменьшилось число рыцарей. Ульрик фон Юнгинен, как опытный полководец понимал что битва проиграна, но поверить в это ему было трудно. Некоторые полки рыцарей все же вырывались из котлов и мчались к обозу, стоявшему у деревни Грюнвальд...
Тут, загородившись повозками, несколько тысяч кнехтов пытались оборониться, но слишком силен был напор союзных войск, уже зревших свою победу. Немца сами не брали в плен и не щадили, и уж тем боле они не ждали пощады от норода который в отчаянии с оружием в руках поднялся на врага. Битвы утихла с закатом солнца, которого так ждали тевтонцы, в надежде укрыться в темном лесу. Но не дождались. Собравшись вместе хоругви ходили искать родных и друзей, смотреть кто жив и кто погиб, надеялись найти раненых. Сойдясь в табор бояре валились на телеги, прямо на землю и засыпали мертвым сном, не чувствуя ни холода, ни дождя. На рассвете хоругви построились, сосчитались и прониклись горем - каждого третьего, а то и второго не стало в рядах. Стало известно что в бою погибли великий магистр, великий маршал, великий комтур, казначей Томаш фон Мергейм, одежный Альбрехт Эбергардт, десятки комтуров, войтов и тысячи прусских рыцарей, гостей, наемников...
Итоги Битвы
Около трети армии Тевтонского Ордена полегло на поле боя, было убито практически всё руководство Тевтонского Ордена, значительное число рыцарей попало в плен. Союзники «стояли на костях» три дня, после чего начали движение к Мариенбургу.
Замок был осажден, однако уставшее и ослабленное польско-литовское войско не решилось на штурм. Витовт Кейстутьевич отвел свои войска , а польские ополченцы стремились вернуться домой до уборки урожая. В результате через несколько недель осада была снята.
Завершивший Великую войну Торуньский мир 1 февраля 1411 имел относительно мягкие для Тевтонского Ордена условия:
тот терял Жемайтию в пользу Великого Княжества Литовского и Руского, Добжиньскую землю в пользу Польши и выплачивал контрибуцию. Однако фактическое уничтожение армии, необходимость выплаты контрибуции и выкупа за пленных рыцарей подорвали могущество тевтонцев - ряд ганзейских городов отказался от союза с ними, приток наемников и рыцарей из Центральной Европы сократился..
ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА - это одна из величайших битв средневековья, в которой решающую роль сыграли полки наших предков, “разобрана” по частям современными поляками и лейтувисами(жмудинами). Даже в постперестроечных энциклопедиях белорусы не называются среди участников битвы. Это происходит потому, что сами белорусы знают о победах своих предков слишком мало.
Например, предки современных летувисов (Lietuva) - жмудь, стали гражданами ВКЛ только_В РЕЗУЛЬТАТЕ_Грюнвальдской битвы, в 1422 году. Чтобы подчеркнуть свое отличие от литвинов, они вытребовали у Витовта Великого при вхождении в состав Великого Княжества автономное название (Великое Княжество Литовское, Руское и Жамойтское). Имеющие лишь косвенное отношение к ВКЛ, современные лейтувисы вместе с древней столицей (Вильня) и гербом (Пагоня), приХватизировали нашу историю. В отличие от белорусов(литвинов), русских людей и украинцев(Русинов), они её ценят и берегут. Например, свою лучшую баскетбольную и футбольную команду они назвали “Жальгирис”, что на современном лейтувиском языке означает “Зеленый Лес” - дословный перевод слова Грюнвальд. Еще в советские времена они гордились победой под Грюнвальдом - Жальгирисом. А что мы: беларусы, украинцы и русские люди ?!?
Поляки везде, где только можно и где нельзя подчеркивают свою роль в истории и в Грюнвальдской победе в частности. Одно из свидетельств такого подхода - тенденциозный памятник в Кракове, посвященный Грюнвальдской битве. В одном ряду с солдатами стоит Витовт,_над_(!!) ним лошадь Ягайлы. На лошади сам Ягайло. Польский историк Ян Длугош настойчиво писал о бегстве литвинов с поля боя. Якобы у армии Витовта было плохое вооружение. Чтобы возвеличить роль поляков, эту глупость подхватил и растиражировал в своем романе “Крестоносцы” Г.Сенкевич. Снятые поляками фильмы точно следуют мотивам этого романа. Например, в “Хронике Великого Княжества Литовского, Руского и Жамойтского” наоборот, о поляках пишется, что они ничего не делали, пока сражались литвины. Медлительность Ягайлы после получения рыцарского вызова там мотивируется трусостью. Упоминается также о том, что в день битвы, по приказу Ягайлы, у переправы на дороге в Польшу держали запряженных королевских скакунов. На всякий случай. Что осталось бы от польского войска, если литвины на самом деле покинули бы поле боя? Существовало бы сейчас такое государство - Польша или нет?! Никто не оспаривает значение и важность роли, которую сыграли в битве польские хоругви. Но пытаясь принизить роль Великого Княжества Литовского и Руского, поляки делают повествование тенденциозным и не вызывающим доверия, тем самым принижая значимость и своего участия в битве...
Click to view
Слава Великой Победе i
Слава Русьским Славянам i
Слава Великому Княжеству Литовскому(Рускому, Жемайтскому и Иных Земель) i
Распространение и дельное обсуждение PRиветствуется:)