Как немцев делали "генетическими врагами" русских.

Sep 11, 2016 14:27

Это размышления о малоизвестных обстоятельствах советской истории в 1-2 главы "Антидота".
http://www.liveinternet.ru/users/carty/post376945861/

В годы войны советские граждане в буквальном смысле пропитывались ненавистью против немцев. Люди "выжигали" внутри себя часть собственной культуры, которая была как-то связана с Германией и как-то походила на немецкую... Страны были практически едины. Об этом не принято говорить, но первый Парламент возник в Германии в 1860-е годы, за 40 лет до такого же парламента в России. Территория России была завоевана и фактически в конце 19-го века была немецкой колонией.

Это не столько про "внешнего немца", сколько про "внутреннего немца", "немца внутри каждого". Не того немца, который (в виде немецкой династии) уничтожал внутри страны любое сопротивление. А того немца, который создавал лучшие в мире науку, медицину и образование, строил передовые заводы, самые протяженные в мире железные дороги... того "внутреннего немца", стерев которого внутри себя, мы потеряли часть самих себя.
___________
"Убей немца!" - такой пропагандистский лозунг был в годы Великой Отечественной войны. Лозунг появился в июле 1942 года "для активизации ненависти к противнику". Немного странно, что потребовалось 13 месяцев - для того, чтобы сформулировать этот тезис, а песня "Священная война" появилась уже в первые дни войны. Но такова легенда. И в ней может быть ответ про возможный календарный подлог еще в самые первые годы войны.

В основу лозунга легла фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!» (18.07.1942) и публицистической статьи Ильи Эренбурга «Убей!» (24.07.1942 года). Помимо Симонова и Эренбурга, в антинемецкой кампании приняли активное участие другие советские писатели, поэты, художники.

Лозунг «Убей немца!» широко использовался в плакатах и листовках с цитатами из Эренбурга. В советских газетах были созданы специальные рубрики (одно из названий «Убил ли ты сегодня немца?»), в которых публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения.

Эренбург: Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружьё. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьёт твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьёшь немца, немец убьёт тебя. Он возьмёт твоих [близких] и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоём участке затишье, если ты ждёшь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого - нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай вёрст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! - это просит старуха-мать. Убей немца! - это молит тебя дитя. Убей немца! - это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!


По воспоминаниям Ильи Эренбурга, он хотел развеять существовавшие (у значительной части советских солдат) иллюзии о том, что, если «рассказать немецким рабочим и крестьянам правду, то они побросают оружие», что «миллионы [немецких] солдат идут в наступление только потому, что им грозит расстрел»:

"""""В начале войны у наших бойцов не только не было ненависти к врагу, в них жило некоторое уважение к немцам, связанное с преклонением перед внешней культурой. Это тоже было результатом воспитания. <…> Помню тяжелый разговор на переднем крае с артиллеристами. Командир батареи получил приказ открыть огонь по шоссе. Бойцы не двинулись с места. Я вышел из себя, назвал их трусами. Один мне ответил: «Нельзя только и делать, что палить по дороге, а потом отходить, нужно подпустить немцев поближе, попытаться объяснить им, что пора образумиться, восстать против Гитлера, и мы им в этом поможем». Другие сочувственно поддакивали. Молодой и на вид смышленый паренек говорил: «А в кого мы стреляем? В рабочих и крестьян. Они считают, что мы против них, мы им не даем выхода…» <…>

Я должен был предупредить наших бойцов, что тщетно рассчитывать на классовую солидарность немецких рабочих, на то, что у солдат Гитлера заговорит совесть, не время искать в наступающей вражеской армии «добрых немцев», отдавая на смерть наши города и села. Я писал: «Убей немца!»"""

В послевоенной немецкой прессе Эренбурга часто изображали идеологом уничтожения немецкого народа, призывавшим к поголовному истреблению немцев. У нас считается, что его высказывания вырывались из контекста и обычно не очень точно переводятся.... Потому что Эренбург был официальным лицом не только советских писателей, но и всего советского государства. И для достижения трудной Победы путем величайшего напряжения внутренних сил - надо было растопить в каждом человеке животные инстинкты.

Но про немцев это, конечно, важно.
Однако важней не про немцев...

В годы "ельцинской де-коммунизации" жители России похожим образом выжгли внутри себя - почти все, что было связано с коммунистической идеологией - и практически потеряли то ценное, что дали нам полвека существования в СССР.

Идеалы социальной справедливости из СССР - стали вызывать усмешки. Тезисы про обязательства власти перед народом - были похерены. Правящая хунта отдала своим мародерам экономическое достояние,которые было построено за несколько десятилетий общего труда нескольких поколений. Важнейшие мысли философов прошлых веков про равенство всех граждан перед законом - были растоптаны при молчаливом одобрении "новых элит".

Выводы?
наверно в том, что нужно раскопать в себе не только немца.
Но и что-то еще.
Чтобы кто-то со стороны не закопал тебя самого.

История про как в 1993-м была уничтожена конституция -
http://www.liveinternet.ru/users/carty/post397642830/
Previous post Next post
Up