О возвращении памяти в целом и о Фредерике Скотте Арчере в частности...

Jul 26, 2010 00:58

 
 1-го мая 2010 года, в ничем в общем-то непримечательный день (за исключением общего выходного по случаю дня трудящихся), на тихом пригородном кладбище Kensal Green в Лондоне (UK) собралось порядка 20 человек, включая и автора сих строк...
О событии, послужившем причиной сбора всех этих людей (знающих друг друга в основном по Интернету и лично, за редким исключением, никогда не встречавшихся), не писали в газетах и не показывали по телевидению (да что говорить, даже радио промолчало). Но тем не менее для всех, кто любит фотографию (а особенно - её историю), событие это было, без сомнения, историческое.

Дело в том, что 1-го мая 2010 года на этом тихом лондонском кладбище было заново и, более того, торжественно открыто место упокоения одного из тех людей, которые оказали самое значительное влияние на фотографию 19 века: г-на Фредерика Скотта Арчера (Frederick Scott Archer), подарившего (в буквальном смысле) миру так называемый мокроколлодионный процесс фотографии (больше известном как фотография на мокром коллодии).
Чтобы проникнуться историчностью момента, надо немного вернуться назад в историю и рассказать о Ф.С.Арчере чуть поподробней. Знающих английский отсылаю на Википедию (где об Арчере совсем коротко), на сайт астрофотографов (где весьма подробно рассказано о том, кто такой был г-н Арчер) и на сайт фотографа-коллодиониста Шона МакКенны, где об Ф.С.Арчере информации немного, но есть пара интересных документов и фотографий и рассказано, почему его могилу пришлось заново открывать спустя более 150 лет после его смерти.



Фредерик Скотт Арчер 
Для нежелающих тратить время на перевод (хотя гугл им в помощь) вкратце упомяну, что Ф.С.Арчер родился в 1813 году в семье мясника из города Bishop's Stortford (что в Хертфордшире в Англии), по одним данным, или из Хертфорда (что там же), по другим. Рано осиротев, он, воспитывавшийся в семье дальних родственников, позже перебрался в Лондон, где поначалу попытал счастья в качестве серебряных дел мастера, специализируясь на оценке монет (кстати, стал известным в своих кругах нумизматом). Считается, что именно восхищение профилями царствующих особ, отлитых на попадающих к нему монетах, и привело его сначала в скульптуру, а потом и в фотографию, которую он использовал для фотографирования своих моделей, с которых он делал скульптуры (что-то вроде "скульптура по фотографии"). Для получения фотографий Арчер использовал единственный доступный ему процесс калотипии, разработанный Генри Фоксом Тальботом (можно возразить, что дагерротипия тоже была вполне доступна, но калотипия была дешевле и позволяла делать копии, что для Арчера было, полагается, важным). И так его эта фотография очаровала, что он даже стал одним из первых членов "Калотипного клуба", однако вскоре он стал недоволен ограничениями этого фотографического процесса, позволяющего делать копии, но, из-за использования бумаги в качестве основы негатива, весьма нерезкие. Второй из двух существовавших в то время фотографических процессов - дагерротипия, отличался от калотипии весьма резким, "брильянтным" изображением, но каждый дагерротип был уникальным снимком. Столкнувшись с такими недостатками обоих фотографических процессов, Ф.С. Арчер в 1848 году начал эксперименты со стеклом в качестве прозрачной основы и с коллодием в качестве эмульсии. Потратив на эксперименты почти три года, он в марте 1851 года опубликовал в журнале "Химик" (The Chemist) рецептуру и описание изобретённого им нового фотографического процесса, буквально потрясшего практикующих фотографов большим удобством, большей светочувствительностью эмульсии (по сравнению с обеими калотипией и дагерротипией) и возможностью делать отпечатки на альбуминной бумаге, не уступавшие по резкости дагерротипам. Новый процесс Арчера оказался настолько популярным, что к концу 1850-х годов уже никто не пользовался калотипией и дагерротипией (в Европе процесс прошел быстрее, к середине 1850-х годов, дольше всего дагерротипия продержалась в Америке, но исключительно из-за снобистских предпочтений публики). Для самого же Арчера небольшой период славы быстро закончился, и никаких прибылей от своего изобретения он не получил, отказавшись патентовать (вопреки совету друзей) свой процесс. Посудите сами, его предшественники получили хоть какой-то доход (Ж.Л.М. Дагерру была положена пожизненная пенсия от Правительства Франции, а Г.Ф. Тальбот запатентовал свой калотипный процесс и продавал лицензии на её использование), а Ф.С. Арчер остался практически ни с чем.
После публикации своего изобретения Ф.С.Арчер патентует несколько своих "дополнительных" изобретений (не принесших ему, в общем-то, никакого дохода), создаёт специальную фотокамеру, позволявшую обрабатывать калотипные (а позже, коллодионные) снимки внутри самой камеры, и пытается её продавать (см. рекламу на сайте астрофотографов), но без особого успеха, разъезжает по Англии и Уэльсу, фотографируя архитектуру и виды, а также участвует в фотографических выставках.
К сожалению, судьба отпустила ему совсем немного времени, и 1 мая 1857 года в возрасте 44 лет Фредерик Скотт Арчер умирает в жуткой бедности в своём доме в Лондоне, оставляя свою семью практически без средств к существованию. Примечательно, что в свидетельстве о смерти (см. копию на сайте Шона МакКенны) указано, что причиной смерти стала "кистозная болезнь печени", которая в общем-то не является смертельной болезнью. Однако, есть подозрения, что фотографические эксперименты со всякими вредными веществами (напр. хлоридом ртути) могли внести существенный вклад в приближение конца Ф.С. Арчера.
Впрочем, друзья Арчера, Роджер Фентон (один из знаменитейших фотографов XIX века) и Джон Мэйалл учредили "Арчеровский Фонд" с целью собрать средства для вдовы и трёх детей Ф.С. Арчера. Однако, вдова Арчера, Фрэнсис Гарретт Мэнчин ненадолго пережила своего мужа и умерла меньше чем через год после его кончины. Фонд был закрыт в 1859 году, собрав всего 757 фунтов стерлингов (по тем временам невеликие, но вполне неплохие деньги) и обеспечив детям Арчера небольшую пенсию. Однако, после 1861 года никаких данных о двух дочках Арчера обнаружить не удалось, а его третья дочь Джанет прожила всю жизнь и умерла в старости, так и не выйдя замуж (получается, что прямых потомков у Ф.С. Арчера не осталось).
Ф.С. Арчер был похоронен в фамильном склепе на кладбище Kensal Green, и через некоторое время могила Арчеров (а он похоронен вместе с сестрой и братом) оказалась заброшена, а потом и забыта. Среди фотографов про Арчера тоже мало уже кто помнил, наверное, потому что изобретённый им процесс не носил имя изобретателя (Дагерра мы помним как изобретателя дагерротипии, а Тальбота - как тальботипии/калотипии).
К началу 1880-х годов мокроколлодионный процесс уступил место сухим бромжелатиновым пластинкам, потом верх взяла фотоплёнка, потом пришёл черед "цифры". В результате имя Арчера и его достижения остались лишь в виде нескольких строчек в энциклопедии Британника и книжках по истории фотографии.
И вот, к концу первого десятилетия третьего тысячелетия группа энтузиастов-мокроколлодионщиков из неформального общества Collodion Collective, ведомые Квином Джейкобсоном (www.collodion.com), Карлом Рэдфордом и Джоном Брюэром, решила восстановить историческую справедливость и воздать честь изобретателю одного из основных процессов в фотографии XIX века.
Место погребения Арчера было известно, но выглядело оно вот так (черными линиями выделено место могилы):


 
(c) 2010 by Quinn Jacobson (Thanks, Quinn!)

Ни надгробия, ни памятника, ничего. В общем - "мимо будешь проходить, не заметишь".
Впрочем памятник (оригинальный - см. фото у Шона МакКенны) был найден валявшимся в 50 метрах от места погребения. Его водрузили на место и почистили, на могилу сделали надгробие и врезали в него небольшую табличку с надписью "Здесь лежит Фредерик Скотт Арчер, изобретатель мокроколлодионного процесса в фотографии" (см. фото у Ш.МкК.).
И, возвращаясь к началу всей этой истории, 1 мая 2010 года было проведено торжественное открытие нового "старого" памятника Ф.С. Арчеру, на котором мне посчастливилось присутствовать.
А теперь сопровожу рассказ несколькими фотографиями:



Дождливый майский день. Пол-одинадцатого утра.



Карл Рэдфорд (слева) и Квин Джейкобсон (справа) снимают покрывало
с мемориальной таблички.



Организаторы мероприятия (кого знаю): первый слева Карл Рэдфорд,
третий слева Джон Брюэр, первый справа Квин Джейкобсон
со своей дочерью Саммер.



Карл Рэдфорд и Квин Джейкобсон
на мемориальной фотоссессии



Квин Джейкобсон проводит мастер-класс
по мокроколлодионной фотографии



Просто фотография...




Небольшая выставка мокроколлодионных фотографий в честь открытия памятника Ф.С.Арчеру

А также можно посмотреть небольшое видео о мастер-классе Квина Джейкобсона: http://www.vimeo.com/11508668

Немного полезной информации.
Я не агитирую за всеобъемлющее посещение места упокоения Ф.С. Арчера, но если кто, оказавшись в Лондоне, найдёт пару часов для посещения этого места, время он потеряет не зря.
Итак, станция метро Kensal Green (не так далеко на северо-западе Лондона). Оттуда пешком метров 200 до входа на кладбище (см. самая левая фиолетовая стрелочка на карте)




До могилы Ф.С. Арчера еще где-то минут пять-десять неспешной ходьбы.

Карту кладбища можно попросить у сторожа на входе, либо заранее скачать и распечатать с сайта The Friends of Kensal Green Cemetery: http://www.kensalgreen.co.uk/documents/KG_location.html, либо посмотреть и запомнить на Google Maps.

Кстати, в память о Ф.С.Арчере ежегодно 1 мая проводится так называемый "День Коллодия", в который все практикующие коллодионисты должны сделать любое фото на мокром коллодии.

That's all folks!

wpc, мокрый коллодий, арчер, фотография, wet plate collodion, archer

Previous post Next post
Up