21 мая 1982, спустя почти месяц после начала горячей фазы Фолклендского конфликта, английский флот наконец провёл полноценную высадку сухопутных сил на остров Восточный Фолкленд. Десантная операция, получившая кодовое название "Саттон", началась с зачистки плацдарма у посёлка Сан-Карлос в одноимённой бухте силами 3-й бригады коммандос и подразделением Парашютного полка. Оборонявший побережье 25-й аргентинский пехотный полк вовремя заметил десантные боты и открыл по британцам ураганный огонь из 81-мм миномётов и 105-мм безоткатных пушек. В ответ заговорила артиллерия вошедших в бухту кораблей Королевского флота. Бой случился весьма напряжённым: аргентинские пулемётчики убили пилота одного английского вертолёта (Sea King). Пехотинцы автоматическим огнём сбили второй вертолёт (Gazelle), превратив его кабину (а заодно и экипаж) в решето. Расчёт ПЗРК Blowpipe лейтенанта Серхио Фернандеса из 601-й роты коммандос сбил британский самолёт Harrier GR3 и взял в плен катапультировавшегося пилота Уильяма Гловера.
Несмотря на сильное сопротивление аргентинцев и существенные потери в технике, британцы всё-таки закрепились на побережье и выбили врага из Сан-Карлоса и соседнего Фаннинг-Хэда. Плацдарм для развития наступления вглубь острова был захвачен, в бухту Сан-Карлос вошли десантные суда и прикрывавшие их боевые корабли Королевского ВМФ.
Естественно, аргентинское военное командование не собиралось мириться с наличием на острове плацдарма британских вооружённых сил. Численность аргентинских подразделений на Восточном Фолкленде была невелика, так что концентрация британцев в Сан-Карлосе ставила под угрозу удержание спорного архипелага за Аргентиной. Англичан нужно было выбить из Сан-Карлоса. Разделаться с вошедшим в залив английским флотом поручили авиации.
"HMS "Antelope" Explodes off Port San Carlos, 23 May 1982"
Joe Beetham (1918-2012), Royal Marines Museum
Начиная с 10:15 21 мая аргентинские лётчики начали регулярно вылетать на бомбардировку британских кораблей. В Сан-Карлосе на тот момент находились фрегаты HMS Antrim, HMS Argonaut, HMS Broadsword, HMS Brilliant, HMS Ardent, HMS Brilliant. На них аргентинцы в течение семи часов совершили семнадцать налётов, щедро забрасывая англичан неуправляемыми бомбами времён Второй Мировой войны. Маневрирование в условиях узкого залива Сан-Карлос было затруднено, так что потенциально британские корабли представляли из себя не самую сложную мишень. Успеху аргентинцев помешала особенность сбрасывавшихся на врага боеприпасов: у многих бомб от старости просто отказали взрыватели. Разрывы на водной глади залива были нечастым явлением, зато кинетической энергии бомб хватило, чтобы нанести ощутимые повреждения фрегатам "Ардент" и "Аргонавт". "Ардент" получил две бомбы в вертолётный ангар, где немедленно начался сильный пожар. Также тройка "Скайхоков" от души причесала фрегат автопушками. От полученных повреждений на следующий день "Ардент" затонул.
Фрегат "Ардент" после взрыва двух бомб
"Аргонавт" избежал гибели чудом: 1000-фунтовая бомба угодила прямо в ЗРК Sea Cat. Ракеты комплекса взорвались, погубив двух моряков "Аргонавта" и нанеся фрегату значительные разрушения. Британские "Си Харриеры", отражая налёты, сбили восемь аргентинских самолётов.
Пожар на "Аргонавте" после детонации ракет ЗРК Sea Cat
22 мая материковые аэродромы аргентинских ВВС в Патагонии оказались в полосе низкой облачности, дождя и сильного ветра. Однако особо отчаянные пилоты самолётов A-4 Skyhawk всё же рискнули вылететь на бомбардировку англичан. Британский флот в Сан-Карлосе для отражения атаки приготовился использовать ЗРК Rapier, но контактов с противником в тот день так и не произошло
23 мая аргентинцы снова прилетели проведать, как там поживают их английские визави. В 13:30 четвёрка аргентинских "Скайхоков" 5-й эскадрильи вывалилась из облаков на бухту Сан-Карлос. За штурвалами трёх машин сидели опытные лётчики, имена которых в течение месяца Фолклендской войны приобретут узкоспециализированную, но всё же мировую известность: капитан Пабло Карбальо, первый лейтенант Лучиано Гуаданьини, лейтенант Карлос Ринке. Четвёртым "Скайхоком" управлял энсин Гомез, для которого вылет 23 мая был чуть ли не самой первой боевой операцией. Коллективным позывным звена было имя Nene.
Первая пара аргентинцев под командой капитана Карбальо намеревалась ударить по фрегату "Антилопа", подлетая к нему со стороны носа. С "Антилопы" успели произвести выстрел из ЗРК Sea Cat по ведущему. Машина Карбальо была повреждена близким разрывом ракеты, капитану пришлось отворачивать и уходить на базу в Рио-Галлегос. Ведомый сбросил 1000-фунтовую бомбу на фрегат, которая предсказуемо не взорвалась, но попала в надстройку "Антилопы", где убила кока Марка Р. Стивенса.
Находившиеся на палубе моряки фрегата обстреляли сбросивший бомбу "Скайхок" из автоматического оружия. Куда в момент атаки первой пары аргентинцев смотрел расчёт штатного 20-мм эрликона, история умалчивает.
Вторая пара "Скайхоков" зашла на "Антилопу" с правого борта. Тут уже проснулись все английские комендоры и по самолётом отработали изо всего, чем фрегат мог стрелять. Ведущий Лучиано Гуаданьини был подбит 20-мм эрликоном, затем рядом с самолётом разорвалась ракета. В сторону не отворачивавших машин устремились и ракеты с фрегата "Бродсворд". Однако объятый пламенем "Скайхок", практически не маневрируя, огненным болидом мчался на "Антилопу". На мгновение показалось, что Гуаданьини решил протаранить фрегат...
В самый последний миг лётчик сбросил две бомбы, перелетел "Антилопу", едва не срезав плоскостями антенны фрегата и с грохотом рухнул в воды залива Сан-Карлос. Дым над местом падения стал недолгим памятником погибшему пилоту...
HMS Antelope после попадания бомбы
... бомбы которого тоже не взорвались!!! Когда экипаж фрегата осознал, что взрыва не произошло и кое-как обрёл дар речи, то был проведён осмотр помещений, в которые попали бомбы Лучиано Гуаданьини. Выяснилось, что одна бомба раскололась при падении и не представляла опасности. Вторая же пробила палубу и застряла во внутренних помещениях фрегата. Осознавая опасность самостоятельного удаления боеприпаса 194-затёртого-года выпуска, командир "Антилопы" коммандер Ник Тобин приказал на малом ходу уходить вглубь залива и держаться ближе к берегу. С берега были вызваны два сапёра Королевского инженерного корпуса - стафф-сержант Джеймс Прескотти уоррент-офицер Филипс, которые начали осторожно обезвреживать бомбу. Три раза сапёры пытались выкрутить взрыватель, однако бомба настолько неудачно засела в переборке, что подлезть к ней никак не получалось. Тогда сапёры попытались в четвёртый раз дотянуться до упрямой бомбы...
Мощный взрыв буквально разорвал фрегат "Антилопа" на две части. Сапёры совершили ту самую единственную ошибку, которая позволительна в их жизни. Кто-то из них случайно замкнул взрыватель и бомба взорвалась. Корпус фрегата был разрушен от киля до палубы, сам киль лопнул, корму взрывом развернуло вправо и она теперь оставалась соединена с оставшейся частью корпуса фрегата только листами обшивки.
Машинное отделение было разрушено, на "Антилопе" погас свет, предпринимать какие-либо действия по спасению корабля было невозможно, да и бессмысленно. Видя безысходное положение своего корабля, коммандер Тобин отдал единственно верный приказ: "Покинуть корабль!". Экипаж обречённого фрегата снял десантный бот LCVP Mk2 с десантного корабля HMS Fearless (L10). Всего был спасён 41 моряк.
"Антилопа" горела и взрывалась всю ночь с 23 на 24 мая.
На следующее утро к месту агонии фрегата подошли спасательные суда, однако при визуальном осмотре было решено отказаться от любых попыток эвакуации корабля. Буквально на глазах спасателей "Антилопа" переломилась и пошла ко дну, а торчащие из воды нос и корма фрегата стали одним из символов Фолклендской войны.
27 января 2002 года водолазы с фрегата HMS Montrose (F236) спустились к обломкам "Антилопы" и оставили на погибшем корабле знамя Королевского военно-морского флота. Гибель "Антилопы" стала прологом к нанесению аргентинцами целой серии чувствительных ударов по британскому флоту. Несколько дней подряд после утопления фрегата в заливе Сан-Карлос аргентинские авиаторы действовали столь рьяно, что маршал авиации лорд Крэйг сказал: "были б у них шесть нормальных взрывателей и мы проиграли бы войну!"
HMS Antelope на дне
Топ-25