113 лет российскому подплаву

Mar 19, 2019 21:49

Сегодня - сто тринадцатый День Рождения подводного флота России. 19 марта 1906 года императором Николаем II был подписан указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок, которые успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.
Всех моряков-подводников и им сочувствующих - с праздником! Пусть количество всплытий равняется количеству погружений!

В связи с памятной датой выложу сюда недавно рассекреченные к 75-летию снятия блокады Ленинграда документы об оперировании на Ладоге подводных лодок М-77 и М-79. Эти две "малютки" были тайно переброшены в озеро весной 1943 года. Как с сожалением отметил уважаемый maxdianov, безумно жаль, что ни одно вражеское плавсредство лодки так и не потопили - в противном случа это была бы феерия - морская подлодка из состава озёрной флотилии делает фраг в пресной водице!

Решение народного комиссара военно-морского флота Союза ССР №0042 от 14 мая 1943 года о переводе подводных лодок М-77 и М-79 на Ладожское озеро. Обратите внимание, что, несмотря на явно возросший объём документооборота в годы войны, в 1943-м всё ещё используются бланки с заранее отпечатанной датой "1940 г.":



Приказ Главнокомандующего краснознамённым Балтийским Флотом №0024 от 25 июня 1940 года о передаче подлодок М-77 и ПЛ М-79 из БПЛ КБФ в ЛВФ


Перевозка замаскированных подводных лодок была осуществлена по железной дороге на специальных платформах в июне 1943 года со станции Дача Долгорукова. Во время транспортировки негабаритного груза приходилось отключать высоковольтные линии, пересекавшие железнодорожный путь, соблюдать определенный скоростной режим. Ниже представлен эскиз погрузки "малюток" на 4-хосные немоторные платформы грузоподъёмностью 60 тонн






Отчёт о деятельности отдела водных сообщений Краснознамённого Балтийского Флота за I-ое полугодие 1943 года. Информация о переброске лодок М-77 и М-79:












В отчете о боевой деятельности Ладожской военной флотилии за период с 1 июля по 31 декабря 1943 года отражено участие подводных лодок в высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника, успешное проведение двух боевых операций по высадке и съемке разведчиков в районе южнее Кексгольма и Видлицы. Всего экипажи субмарин за шесть месяцев провели двенадцать боевых выходов. Ниже дана выдержка из 440-страничного отчёта с информацией о деятельности подводных лодок в Ладожском озере:






























В сентябре 1943 года командир М-79 старший лейтенант Клюшкин получил приказ о проведении разведывательной операции в районе Сортанлахти-Кексгольм в период с 29 сентября по 2 октября 1943 года. Несмотря на неисправность материальной части и вследствие этого завершения ее раньше времени, экипажу удалось достичь цели операции в значительной части. Ниже представлен отчёт старшего лейтенанта Клюшкина о походе 29 сентября - 2 октября 1943 года:
























Калька маневрирования на позиции ПЛ М-79:




9 октября 1943 года командиру подводной лодки М-77 была поставлена задача по обеспечению высадки десанта на побережье противника: провести разведку наличия сил противника в Мусталахти, обеспечить точность подхода отряда высадки, после отхода наших катеров в течение двух дней вести наблюдение за действиями противника в заданном районе.












Калька боевого подхода ПЛ М-77 на выполнение операции по высадке диверсионного десанта в б. Мусталахти с 10-13 октября 1943 года:


Схема навигационно-гидрографического обеспечения подхода к б. Мустаниеми


Боевое донесение командира подводной лодки М-77 капитан-лейтенанта Татаринова И.М. по высадке разведгруппы на остров Валаам в период с 02.08.44 по 09.08.44 года и свободной охоте в районе подходов к Сортавала:














31 августа 1944 года приказом командующего Краснознаменным Балтийским Флотом подводные лодки М-77 и М-79 (вместе с катерными тральщиками типа "Р" №41 и №42) были исключены из состава Ладожской флотилии:


Документы взяты с сайта http://75leningrad.mil.ru/, редакторам и авторам текстов которого я бы руки пообрывал: опечатки, недописанные слова, феерические обороты и склонения, плюс ещё и номера лодок перепутаны!

Великая Отечественная война, история, Ладога, корабль, старина, разведка и шпионаж, железная дорога, Санкт-Петербург и Ленинградская область, спецтехника, флот

Previous post Next post
Up