5 июня 1967 года началась самое необычное в истории торгового мореплавания пленение судов разных стран, случившееся в ходе боевых действий. Оказавшись в не то время и не в том месте, 14 "торговцев" восьми разных стран не были ни интернированы, ни взяты на абордаж, ни арестованы и отведены в порт. Четырнадцать судов оказались заперты в Суэцком канале, который оказался перекрыт затонувшими в ходе ударов израильской авиации судами. Очередная война Израиля с Египтом длилась всего шесть дней, но запертые в Большом Горьком озере на трассе Суэца четырнадцать торговых кораблей оказались в блокаде на восемь лет.
Теплоходы "Agapenor" и "Melampus" под бдительным взором израильского пограничника
Нёсший утреннюю вахту 5 июня 1967 года на мостике торгового теплохода "Agapenor" третий помощник Питер Флэк не мог и предположить, что к вечеру жизнь его круто изменится. Капитан, у которого Флэк принял вахту, приказал своему молодому сменщику: "Если случится что-то необычное - звони мне в каюту" - и, устало зевнув, спустился спать.
Необычное случилось в 9 часов утра. Флэк заметил самолёты, летевшие низко над горизонтом со стороны солнца. Они пересекли трассу канала и углубились в египетское воздушное пространство. Через пару минут тишину суэцкого утра нарушил отдалённый гул взрывающихся бомб и поднимавшиеся в чистое небо столбы жирного чёрного дыма. Израильтяне уничтожили египетскую базу ВВС в Исмаилии.
Флэк сорвал трубку телефона и доложил об увиденном капитану. Немедленно проснувшийся капитан, на ходу надевая фуражку, примчался на мостик и поднял к глазам бинокль. Далеко впереди над трассой Суэцкого канала продолжали кружить израильские самолёты, слышались частые взрывы, поднимались новые столбы дыма от разгоравшихся пожаров. Идти дальше, прямо в пекло очередной войны евреев и мусульман было бы чистым самоубийством.
"Стоп машина!" - приказал капитан. "Agapenor" остановился и бросил якорь.
Всего в июне 1967 года в результате военных действий Израиля на Большом Горьком озере, расположенном в районе Суэцкого канала, вместе с "Agapenor" оказались блокированы 14 судов разной национальной принадлежности. Вот их список:
"Nordwind" (ФРГ).
"Münsterland" (ФРГ).
"Killara" (Швеция).
"Nippon" (Швеция).
"Essayons", бывший "Sindh" (Норвегия; ранее принадлежал Франции).
"Agapenor" (Великобритания).
"Melampus" (Великобритания)
"Scottish Star" (Великобритания)
"Port Invercargill" (Великобритания)
"African Glen" (США)
"Джакарта" (Польша)
"Болеслав Берут" (Польша)
"Василь Левски" (Болгария)
"Леднице" (Чехословакия)
Попавшие в ловушку суда. На переднем плане - "Леднице"
Суэцкий канал был заблокирован из-за преднамеренного затопления в фарватере нескольких кораблей израильскими войсками - таким образом Израиль накапливал политические козыри, которые мог применить в грядущем дипломатическом сражении с Египтом. По берегам канала окопались противоборствующие стороны, недобро поглядывавшие друг на друга в прицелы. В такой напряжённой обстановке ждать скорой расчистки трассы канала не приходилось, поэтому в октябре 1967 года все 14 капитанов и команды, собравшись на борту британского теплохода "Melampus", основали "Ассоциацию Большого Горького озера". Её главные цели состояли в поддержании и развитии дружеских отношений, взаимопомощи, а также в проведении совместных мероприятий. Люди разных национальностей из государств с различным политическим строем, оказавшись в центре конфликта Египта и Израиля, смогли создать удивительное сообщество, поражавшее стороннего наблюдателя своим интернационализмом, жизнелюбием и высоким моральным духом.
Западногерманское судно "Nordwind"
Сухогруз "Джакарта"
Сухогруз "Münsterland" торгового флота ФРГ
Болгарский теплоход "Василь Левски"
Шведский контейнеровоз "Killara"
Британский транспорт "Port Invercargill"
Сухогруз "Scottish Star" после выхода из озера в ожидании ремонта
Польский теплоход "Болеслав Берут"
Команды ставших жертвами обстоятельств торговых судов постоянно навещали друг друга, проводили совместные мероприятия, конкурсы, устраивали киноночи (до того, как это стало мейнстримом), отмечали вместе праздники - и всё это на виду у египетских и израильских пограничников, постоянно изматывавших моряков досмотрами.
Команды помогали соседям поддерживать их корабли в порядке: одалживали запчасти и инструменты, перебрасывали кабели, делились водой, помогали чистить палубы от наносимого ветром из пустыни песка (из-за песчаных наносов появилось второе название Ассоциации - "Жёлтый флот") Норвежский корабль "Essayons", ранее ходивший под флагом Франции, прославился на всё Большое Горькое озеро великолепным буфетом с французской кухней. Шведское судно "Nippon" открыло для всех моряков свой гимнастический зал, а контейнеровоз "Killara" - плавательный бассейн. Немецкое судно "Münsterland" оказалось в озере с грузом охлаждённого австралийского винограда и щедро делилось им с коллегами, особенно - с командой болгарского теплохода "Василь Левски", гнавшей из винограда недурное бренди (то есть банальную ракию). На немецком же судне "Nordwind" проводились богослужения. Польский сухогруз "Джакарта" имел на борту штатного врача и превратился в бесплатный плавгоспиталь для всей Ассоциации. Глядя на такую странно возникший, но исправно функционирующий союз своих кораблей, моряки шутили, что создали свою Организацию Объединённых Наций, которая более работоспособна, чем настоящая ООН. С таким утверждением поспорить трудно.
Стармех теплохода "Scottish Star" Аллен Джонстон в машинном отделении
Капитан Брайан МакМанус вспоминал: "Единственное, что есть у моряка любой национальности - умение ладить с коллегой по профессии. Это необходимость морской жизни, где люди разного воспитания, иногда цвета кожи, безусловно, очень долго живут и работают вместе. Одна вещь, которая ценится гораздо выше среди моряков, чем у людей на берегу - это общение!"
Пленники Суэца и израильский пограничник
Владельцы судов, отчаявшись получить хоть какую-то помощь от политиков, решили сами поддерживать своих работников. Во-первых, составы команд постоянно ротировались, численность экипажей сокращалась вплоть до того, что упоминавшийся выше капитан Брайан МакМанус стал ответственным сразу за два судна ливерпульской компании Blue Funnel Line - "Agapenor" и "Melampus". Во-вторых, судовладельцы за свой счёт обеспечивали своих моряков всем необходимым. Наиболее яркой иллюстрацией такого снабжения стало Рождество 1967 года, когда Blue Funnel Line прислала стратегический запас индейки, а заодно и кучу новогодних украшений, хлопушек, костюмов и прочих атрибутов праздника.
Первые Рождество и Новый Год в заточении матросы отмечали на широкую ногу. Экипаж с "Port Invercargill" умудрился втиснуть в спасательный бот пианино из кают-компании и самая оригинальная труппа трубадуров всех времён и народов нарезала круги вокруг товарищей по политической обстановке, распевая во всю глотку рождественские гимны и серенады.
Команды весьма оригинальным образом устроили традиционный хоровод вокруг новогодней ёлки: четырёхметровое творение очумелых ручек польских матросов с "Джакарты" торжественно водрузили на понтон и экипажи плавали вокруг него на шлюпках!
Суэцкая новогодняя ёлка, сделанная поляками из швабр, палок и ветоши. Её украсили настоящей светящейся гирляндой, а у основания красовалась надпись "Wesołych Świąt!" - "Весёлого Рождества!"
После такого оригинального праздника на свежем воздухе (на озере царил полный штиль) матросы в новогодних костюмах начали плавать в гости к соседям, у которых всегда был накрыт новогодний стол. Объектом поклонения стала единственная женщина на озере - шведская стюардесса, которую романтично настроенные по случаю праздника англичане немедленно удостоили титула "Леди Озера" из легенд о короле Артуре.
Новогодний карнавал на Большом Солёном озере. Фото Джека Спенсера
Английский моряк Джордж Уортон вспоминал: "Мы все были посреди озера в пустыне, а над нами были лишь звёзды. Каждая команда пела гимны на своём языке. Самым эмоциональным моментом для нас стало выступление немцев - они громко затянули "Silent Night" [Видимо, имеется ввиду немецкая версия этого старинного гимна - "Stille Nacht, heilige Nacht"]
Джордж Уортон (крайний справа) в шлюпке с коллегами на фоне судов компании Blue Funnel Line
Самым известным мероприятием пленников Суэца стал их собственный вариант Олимпийских Игр. В 1968 году Летняя Олимпиада проходила в Мехико, а экипажи решили устроить своё спортивное соревнование и лишний раз напомнить миру о своём бедственном положении.
Флаги "стран-участниц" Олимпийских Игр Большого Горького озера
Для проведения своего праздника спорта моряки основательно подготовились. Был учреждён яхт-клуб Ассоциации Большого Горького озера, выработавший правила гонок на парусных шлюпках. Большая плоская палуба сухогруза "Port Invercargill" превратилась в полноценное футбольное поле. По бортам натянули сети, чтобы мяч не улетал в воду, а судья заливисто свистел в боцманский свисток. Проводились соревнования по прыжкам в высоту, тяжёлой атлетике, спринту и даже стрельбе из лука. На Олимпиаде матросы соревновались в 14 видах спорта, причём все снаряды делались своими руками!
Олимпийские соревнование проходили при усиленном наблюдении египтян. Третий помощник Питер Флэк вспоминал: "Один раз наши лодки слишком близко подошли к берегу. Египтяне настолько разнервничались, что стали нас фотографировать!"
В итоге победителями Олимпиады в общекомандном зачёте стали поляки, вторыми - немцы, а третью ступень пьедестала заняли англичане.
Команда шведского судна "Nippon" принимает участие в олимпийской регате(фото Дэвида Кемпа)
Соревнования по прыжкам в высоту (фото Джорджа Уортона)
Разгар футбольного матча на борту "Port Invercargill"
Победители озёрного соревнования по футболу. Серебряные кубки на борт были присланы газетой "The Daily Express"
Соревнование по буксировке доски для сёрфинга с пассажиром на ней
Жизнь на озере не была тоскливой. Помимо культурной программы и соревнований, капитаны кораблей, руководившие жизнью Ассоциации, разрешали употребление алкоголя. Капитан Артур Кенсетт, принявший командование судном "Port Invercargill" в июле 1969 года, отмечал, что за борт было выброшено полтора миллиона пустых пивных бутылок! "Хотелось бы мне знать, что подумают археологи будущего, когда через пару тысяч лет найдут этот хлам!" - писал он.
На борту чехословацкого сухогруза "Леднице"
На мостике "Леднице"
Говоря об Ассоциации Большого Горького озера, нельзя не упомянуть и его почту. Инициатором выпуска и первым исполнителем марок Ассоциации считается Иржи Кудрна - капитан чехословацкого судна "Леднице". Он нарисовал и самолично отпечатал на гектографе, на фиолетовой кальке продолговатую марку, рисунок которой изображал соединённые в пожатье руки, окружённые лавровым венком. Сверху была помещена аббревиатура: "G.B.L.A.". Известно, что первый тираж этих марок составил 200 штук, и в обращение они поступили в августе 1967 года.
Инициативу чехословацкого капитана подхватили капитаны и команды других судов, создав множество различных наклеек. Известны следующие выпуски: "В память пребывания на Большом Горьком озере 14 судов", "Годовщина пребывания судов на Большом Горьком озере", "Годовщина образования Ассоциации Большого Горького озера", "В честь победителей соревнований по футболу", "В честь парусной регаты", "В честь Олимпиады Большого Горького озера", "500 дней пребывания судов на Большом Горьком озере" и так далее. На всех этих "марках" делалась надпись "G.B.L.A. Postage". Марки наклеивались на почтовые отправления на борту судов, а затем оплачивались по существовавшим в Египте тарифам в ближайшем почтовом отделении в городе Исмаилия
Только с сентября 1967 по сентябрь 1968 года было выпущено свыше 40 марок в кляйнбогенах и блоках, около 200 серийных марок, отличающихся друг от друга по цвету, способу печати и даже тексту. Тиражи их колебались от 100-200 до 2000. Издавались и конверты первого дня. Марки имели также аббревиатуры, соответствующие группировке кораблей (своеобразный вариант почтового индекса):
"Müwinikies"
Mü = "Münsterland"
Wi = "Nordwind"
Ni = "Nippon"
Ki = "Killara"
Es = "Essayons"
"Ledmelaga"
Led = "Lednice"
Mel = "Melampus"
Aga = "Agapenor"
"Djabiporst"
Dja = "Djakarta"
Bi = "Boleslaw Bierut"
Por = "Port Invercargill"
St = "Scottish Star"
Довольно много "марок" было выпущено на двух польских судах - "Джакарта" и "Болеслав Берут". Первая серия из 6 знаков была изготовлена в июне 1969 года тиражом всего в несколько десятков экземпляров. На марках имеется обозначение "G.B.L.A." и "Djakbier" (аббревиатура от названия судов). Сюжетами рисунков стали герб Польши, регата, голова кошки, высадка американских астронавтов на Луну (21 июля 1969 года). Автором серии из 11 виньеток 1971 года стал старший инженер теплохода "Джакарта" Бернар Апоногич. Рисунки были сделаны на резине и отштампованы на плотной бумаге. Сюжеты их разнообразны: еловая ветка с новогодними украшениями, песочные часы, высадка американских астронавтов на Луну (5 ноября 1971 года), верблюд на фоне ландшафта, корабль между молотом и наковальней, два сюжета посвящены спорту и другие. Ещё одним из активных художников марок был третий штурман "Джакарты" Р. Томашевский
В начале 1975 года все противоречия в отношении Суэцкого канала, наконец, были урегулированы и движение по трассе стало вновь возможным. Вынужденное сидение 14 кораблей Ассоциации Большого Горького озера закончилось и команды стали выбирать якоря. Тут и выяснилось, что покинуть озеро своим ходом могут только два корабля - "Münsterland" и "Nordwind". Остальные суда находились в не лучшем состоянии и требовали ремонта. Остающиеся на озере команды торжественно проводили уходящие немецкие корабли.
"Scottish Star" в порту Пирей в ожидании ремонта
24 мая 1975 года "Münsterland" и "Nordwind" пришли в порт Гамбург, где их встречали 30 тысяч человек. Для "Münsterland" это был конец его торгового рейса из Австралии с грузом винограда, рейса, растянувшегося на восемь лет, три месяца и пять дней
Топ-25!!!)