Большое литературное

Jul 31, 2024 23:56

Поскольку я в кои-то веки стал писать литературные произведения не в стол "и уже читал на себя критики"©, то решил покритиковать и сам. Причём от души так, не отстёгивая сабли. И, естественно, маститых литераторов *далее должна идти строчка про Моську, которая сильна, раз лает на слона*.

Попался мне в тг под горячую руку пост следующего содержания: "Из пропущенного - книга "Каменный Мост" Терехова - русский закос под Реверте и сериал "Волк" Режиссер Геннадий Островский. В главной роли Денис Шведов" и ответ на него от некоего Вадима Левенталя: "Сериал не смотрел, но «Каменный мост» это не закос под Реверте, это великий русский роман, по сравнению с которым Реверте просто мальчик, хотя и талантливый мальчик". Учитывая, что за Артуро Перес-Реверте я кого угодно на кожу для барабана порву, то стало мне интересно, что же это за маститый критик позволяет себе звать Реверте "просто мальчиком" и что же это за каменный мост такой. Пять минут нездорового гугления выявили следующее:

1. "Каменный мост" - это, похоже, всё-таки дошедший до экрана сценарий ебанутой gleza на основе книги Терехова, совершенно замечательный в своей блевотности. Кажется, Глеза пыталась всучить его Герману-младшему. Тот, получив полную панамку народной любви за фильм "Бумажный солдат", к сценарию которого тоже приложила руку Глезарова, от проекта отказался. Сама книга Терехова тоже, видимо, интересная: "при всех своих странностях, - очень сильная книга. Сильная прежде всего серьезностью вопросов и решительностью ответов. Возможно ли воскресение, хотя бы в форме восстановления истории? Сумеет ли старшее поколение изжить травму под названием "СССР"? Поймут ли люди, что прошлое - не мусор на Измайловской барахолке? Можно ли одолеть заговор против человечества, если в нем участвует само время? В романе-трагедии все эти вопросы получают однозначно негативный ответ: всех ожидает одна ночь, и недолго осталось".

2. Вадим Левенталь - это, оказывается, известный русский пейсатель. Ну как известный: строчит в канале у себя много, а книгу - полноценную, а не сборники рассказов - написал всего одну. Да-да, номинант на Русский Букер с одной большой книгой одиннадцать лет назад вполне имеет право звать Перес-Реверте снисходительно "мальчиком". Интеллигенция не даст соврать.

Собственно, на этом можно было бы знакомство с поциэнтом заканчивать, но я объективности ради полез читать opus magna гражданина Левенталя - роман "Маша Регина". Дескать, надо ж быть объективным и всё такое. Может, там новая "Анна Каренина" (которую я, признаться, нежно ненавижу), пламенеющая классика русской литературы, а я весь такой серый и не в курсе.
Оказалось, что я приоткрыл крышечку во АдЪ:

"Маша не спит. В ушах у нее играет тревожная музыка. Она представляет себе, что у нее нет дома, что она одна идет в темноте по дороге. Тело ноет от усталости, и все бы отдала за теплую постель и покой. Машины ноги кровоточат, звезды безразлично горят, облака проносятся по небу зловещими птицами. Она смотрит с тоской на окна домов: занавешены. Никто не ждет к себе Машу. Ей становится жалко себя, идущую, сердце сжимается, но вот же она: дома - на ней ночная рубашка, а одеяло хранит ее тепло. Плеер вдруг садится, и музыка перестает играть. Становится тихо, и Маша слышит стук своего сердца. Маша знает, как успокоить его. В темноте она идет на кухню, доски под ее нежными ногами скрипят, но тихо скрипят - родители не проснутся. На ощупь Маша находит холодильник, открывает его, и бледный желтый свет выхватывает из темноты тени стола, плиты, стульев, и ее саму - тонкую девочку в ночной рубашке, с медными пружинками волос, которые, когда она наклоняется к освещенным полкам, падают чуть не до пола.
Она берет тарелку, закрывает дверцу и в темноте ест вилкой ледяной, восхитительно вкусный холодец. Спать она теперь не хочет - слишком вкусный холодец и слишком сладка жизнь, чтобы теперь спать. Она отставляет тарелку и нерешительно берет отцовские сигареты. Она не курит, но пару раз пробовала, и теперь ей хочется попускать клубы серого дыма, который так задумчиво перекатывается и уплывает. Тихо, чтобы не порвать тишину, она надевает в коридоре ботинки. На крыльце холодно и темно, но тем слаще ей будет вернуться. Маша зажигает сигарету и, не вдыхая, отправляет дым тонкой струйкой вперед. Он поднимается вверх, забирается в нос и кусает глаза. Маша играет с дымом, выпуская его то клубами, то струйками, и ей радостно, что она будто бы не одна, будто бы дым тут с ней тоже курит. Ей хочется плакать или смеяться, но от полноты жизни - наполнить мир собой. Когда сигарета ей надоедает, она тушит ее об землю и запихивает в щель под крыльцом. Потом добегает до забора, садится на корточки и, подождав, пока утихнет журчание, бежит обратно к дому. Тихо закрывает дверь, снимает ботинки и скользит в свою комнату, чтобы скорей забраться под одеяло, сесть, обхватив ноги руками, и испытывать счастье. Маша счастлива".

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА!!!!!!!11
Чудовищная бессмысленная графомания. Буквы ради букв, бред ради бреда. Маша, у которой волосы ЧУТЬ ЛИ НЕ (явно у Перумова позаимствовано) до пола, не спит ночью и для того, чтобы успокоиться, идёт пожрать холодца и перекурить это дело батиными сигаретами. Экзистенциальная хуйня as is. Где хоть какая-то логика в действиях гг, хоть намёк на оную? Нет и не будет его. Это ж Большая Книга, не хер собачий. За вот такую хероту её и дают.
А дальше - ещё веселее:

"В соседней комнате спят, разметавшись на постели, Машины родители. Они спят крепко и не помнят, что в эту самую ночь, шестнадцать лет назад, они зачали свою дочь. Было это так" - спать можно исключительно "разметавшись" и никак иначе. Оба родителя спят звёздочкой, а кровать у них ради такого четырёхспальная. Но это ещё не всё: "Лена гуляла с Пашей, взявшись за руки, и держаться за руки им было хорошо. Паша курил в ясное блескучее небо, а Лена жмурила глаза. Они целовались (Поручик, когда Вы меня целуете, извольте вынимать сигарету изо рта!©) Лена прижимала ладони к Пашиной спине, а Паша одной рукой обнимал ее шею, а другой нерешительно гладил Лену в сторону попы".

Я ржал как ненормальный на весь вагон метро. Кажется, на меня косились. Но серьёзно воспринимать эту идиотскую камасутру после Холодца Счастья я уже не мог: вот банально как можно одной рукой обнимать шею? Вадим Левенталь, а Вы хоть раз с женщиной любовью занимались?..

И что в итоге? А в итоге - безвкусная окололитературная жвачка, графомания с идиотскими псевдоглубинными пассажами - один эпизод с холодцом чего стоит. Дутый и нечитаемый пафос. Но за такую вампуку и номинируют на Букера и прочую Большую книгу. Так что да, не Левенталю критиковать Перес-Реверте. Потому что Левенталь никогда не напишет что-то близкое к, например, "Фламандской доске". Потому что Левенталь сер, уныл, глуп и ограничен. Dixi

P.S.: а потом чёрт меня дёрнул ознакомиться с творчеством Евгения Водолазкина. После этого я понял, откуда тискала вдохновение на свою "розовую мякоть берёзы" Гузель Яхина.

непорно, интернет, есть мнение, персона, из жизни рукожопых, блядский цирк, Россия, интеллигенция, литература, искусство, в цепких лапах, смехуёчки, культура

Previous post Next post
Up