Этерна. Часть первая

Jan 21, 2022 14:42

Отсмотрел вышедшую вчера первую часть сериала "Этерна" - экранизации фэнтезийного цикла книг Веры Камши "Отблески Этерны".
Я несколько раз уже писал о грядущей премьере этого проекта и, само собой, изрядно боялся за результат - все мы знаем, как наши киноделы снимают фантастику. Однако вчера все мои сомнения были развеяны. Если коротко, то "Этерна" - лучший отечественный фэнтезийный фильм, который я видел.

Нам демонстрируется бережно и дотошно воссозданный сеттинг Европы XVI-XVII веков, мушкетёры, рейтары, терции, дуэли, подковёрные интриги, дворцовые тайны и древняя странная магия - всё это искусно вплетено в "Этерну".
Сюжет оригинальной серии книг несколько упрощён - к счастью, не в ущерб сюжету фильма. Добавлено несколько новых моментов, отсутствующих в книге "Красное на красном" (первая книга, по которой и снят фильм).

Прекрасная игра актёров - по большей части молодых и не заезженных, многие из них играют преимущественно в театрах и потому привносят в фильм определённый сценический колорит.
Практически все исполнители ролей попадают в образ. Подлинный шедевр - Юрий Чурсин в роли Первого маршала Рокэ Алвы. Реплик у него немного, но харизму он выдаёт такую, что хоть на "Оскар" номинируй. Серьёзно, ему для попадания в образ Алвы (одного из главных героев цикла) достаточно было просто сидеть на коне и смотреть на всех как на навоз - настолько эпично Чурсин выглядит на экране.
Денис Нурулин в роли герцога Ричарда Окделла - прекрасный юный дурень с фамильной честью головного мозга. Точное попадание.
Павел Крайнов - герцог Робер Эпинэ - тоже замечательная находка для "Этерны". Крайнов наконец-то показывает подходящий ему образ вместо съёмок на второстепенных роляхв каких-то фильмах с Сашей Петровым.
Анар Халилов в роли юного принца-изгнанника Альдо Ракана - "типичный пример малолетнего дебила", каким был и книжный Ракан.
Сергей Горошко в роли Эстебана Колиньяра - эталон бретёра, дуэлянта, льстеца и аристократической скотины.
Даниил Никитин и Фёдор Мишеев замечательно сыграли братьев Йогана и Норберта Катершванцев - бергеров, плохо изъясняющихся на общеимперском языке. Парни шикарно смогли в квазибаварский акцент, смотрится (точнее, слышится) он весьма естественно и ненатужно.
Арно Савиньяк не был в числе главных героев первой книги, однако зная, какую важную роль этот персонаж будет играть в последующих событиях саги, могу стопроцентно утверждать, что Максим Метельников в его образе - отличный задел на будущие фильмы.
Капитан Арамона в исполнении Алексея Матошина, конечно, не сержант Хартман, но тоже редкостный ублюдок.

К неудачам в кастинге отнесу приглашение Вениамина Смехова на роль Вальтера Придда: увы, 81-летний Смехов ну никак не может быть отцом 25-летнего Евгения Шварца, исполняющего роль Валентина Придда. Более того, в первой книге Вальтер Придд лишь упоминается и зачем его вообще втиснули в фильм, непонятно.

Оружие, костюмы и прочий реквизит сделаны изумительно и на 99% совпадают с оригинальными историческими вещами. "Во-первых, это красиво!"
Видно, что вот это вот всё, надетое на актёров, данное им в руки и навешанное на пояс - всё оно очень дорогое. И да, горжеты в "Этерне" носят под кирасой, а не поверх неё - наверное, впервые в кино их одели правильно!

Сценическое фехтование - выше всех похвал. Ставили его братья Мазуренко (кто понял, тот понял).
Батальная сцена в фильме одна - это лишь упоминаемая, но не описываемая в книгах цикла битва на Ренквахе. Снята она весьма камерно, но красочно, сочно, со вкусом. Съёмочная группа, создавая Ренкваху, явно смотрела фильм "Алатристе" и вдохновлялась сценой битвы при Рокруа. Заодно же создатели "Этерны" не допустили ошибок, которых наворотили в сцене битвы создатели "Алатристе": явно маленький отряд пикинёров и мушкетёров не снимают сверху, кучность стоящих в кадре солдат достигается не только работой оператора, но и умелым использованием рельефа местности. За счёт большого числа реконов среди массовки терция похожа на терцию, а не на стадо пингвинов. Изумительно отснята кавалерийская атака рейтаров на ощетинившийся пиками строй пехоты. Влетающие в прореху строя рондашьеры - отдельный вин.

Съёмки велись большей частью в павильонах "Ленфильма". Это заметно, но глаз не режет. Изначально снимать планировали в Чехии и Венгрии, но коронавирус поставил крест на этих планах и пришлось снимать на кинобазе. Такой облом, по-моему пошёл фильму на пользу.
Съёмочная группа - профи. Немного хромает хромакей, но лиха беда начало - глаз не режет, как в "Мидуэе". Графоний больше похож на компьютерный, нежели на киношный.
У фильма есть проблемы со звуком, причём хронические: в комментариях к трейлерам о звуке и озвучке писали постоянно и, судя по всему, "Этерну" переозвучивали полностью раза два.

Подытоживая, смело скажу, что "Этерна" - новое слово в отечественном фэнтези и в отечественном независимом кино. Лично я после такого насыщенного 80-минутного "пилота" буду ждать выхода следующих серий. Искренне надеюсь, что "Этерна" окупится - деньги фильм вложены огромные. Потому смотреть всем!
Моя оценка на Кинопоиске - 10 из 10

P.S.: все обзоры "профессиАнальных" кинокритиков сводятся к "это наш ответ "Игре престолов" и "ой как много имён я все не запомню поэтому фильм плохой". Думается, это прекрасная иллюстрация умственных способностей наших матёрых интернетных кинокритиков. Дело Антона Долина живёт и пахнет


Топ-25

кино, интернет, персона, оружие, кавалерия, Этерна, livejournal, литература, технологии, Средневековье, армия, история, униформа и снаряжение, есть мнение, реконструкция, Россия, искусство, в цепких лапах, культура

Previous post Next post
Up