Родина - это алтарь, а не пьедестал. Памяти Хосе Марти. Часть 2-я.

Aug 19, 2014 04:21

Оригинал взят у tiropolk в Родина - это алтарь, а не пьедестал. Памяти Хосе Марти. Часть 2-я.



В конце 70-х гг. Хосе и Кармен поженились. В 1878 г. в их семье появился крохотный Хосе, которого счастливый отец называл не иначе как «маленькое облачко». Однако счастье - понятие эфемерное. Постоянные скитания и неустроенный быт приводили к тому, что романтическая влюблённость Кармен всё более ослабевала. Оставалась лишь любовь к «маленькому облачку», и наконец, взяв его с собой, в 1884 г. она покинула Марти.

Увы, личная жизнь поэта не сложилась, да и вряд ли могла сложиться. Его душа была отдана прежде всего прекрасному острову Куба.

Знаменитое стихотворение Марти «Родина и женщина» стало своеобразной исповедью его как поэта и патриота, как человека и революционера.

Когда речь заходила о Кубе, он всегда был непреклонен:

«Нет такого горя, унижения, лишения, наглости, которых бы я не вытерпел для Родины».


Марти интересен и значителен не только в поэзии, но и в прозе, и в литературной критике, и на ниве исторических исследований. И сколько ещё ярких работ было бы написано им с его удивительной работоспособностью и творческим горением, если бы не обречённость изгнанника, если бы не тяготы быта и необходимость зарабатывать на жизнь то в качестве корреспондента ряда латиноамериканских газет, то в качестве консула Уругвая, Парагвая и Аргентины в США; если бы, наконец, говоря его словами, рука его с негодованием не отбрасывала перо, ибо жаждала «оружия более действенного, задач более мужественных и трудных».



Максимо Гомес и Хосе Марти.

В начале 80-х гг. Хосе Марти вместе с Антонио Масео и Максимо Гомесом становится во главе национально-освободительного движения. В это время верхушка кубинского общества, обладавшая немалыми капиталами, боясь радикальной социальной ломки, стремилась не к независимости, а только к автономии, в рамках которой она надеялась осуществлять реформы экономического и политического характера. Критикуя автономистов, Марти заявляет:

«Человек, который зовёт в бой, неизмеримо дороже человека, который лишь умоляет; права не вымаливаются, а берутся, их не выпрашивают, а вырывают».

Такая бескомпромиссная революционность приводит Марти к новой ссылке. И опять он оказывается в Испании. Однако теперь он задерживается здесь ненадолго. Вскоре начинаются его многолетние странствия по странам Центральной Америки и Карибского бассейна. Он собирает средства и сплачивает живущих там кубинцев, разрабатывает планы вооружённого восстания на Кубе. В 80-е гг. Марти подолгу живёт в США. От его проницательного взора не ускользают намерения официального Вашингтона подчинить своему влиянию латиноамериканские государства и прибрать к рукам Кубу. Захватнические устремления великого северного соседа порождают у Марти вопрос: «Объединятся ли в насущно необходимый, благословенный союз древние, неразрывно связанные между собой народы Америки?» Идеи о солидарности и общности языка, религии, культуры и истории становятся главными аргументами в пользу создания этого «союза», который Хосе Марти называет «Наша Америка».

В начале 90-х гг. подготовка патриотических сил Кубы к вооружённому восстанию вступила в решающую фазу. С этой целью Марти основал в 1892 г. Кубинскую революционную партию. Её ячейки действовали не только на самой Кубе, но и на североамериканском полуострове Флорида, где проживало много кубинских рабочих-табачников. Иллюстрацией к этому предельно насыщенному периоду в жизни Марти могут служить его собственные слова: «Как я хотел бы оседлать молнию, чтобы повсюду поспеть...»

Хосе Марти стал организатором и главным идеологом второй войны за независимость кубинского народа (1895-1898 гг.), начатой патриотами 24 февраля 1895 г. в провинции Орьенте. Современники называли его наиболее радикальным революционером своего времени, стремившимся прежде всего к тому, чтобы независимое государство на Кубе «обеспечило бы своим сынам счастливую жизнь на протяжении многих лет», как говорил сам Хосе Марти. Ради этого он боролся, ради этого готов был умереть.

Для непосредственного участия в восстании Хосе Марти прибыл на Кубу вместе с Максимо Гомесом 11 апреля 1895 г. из Доминиканской республики. Началась совершенно новая полоса его жизни в повстанческих отрядах, когда «всё имущество за поясом», когда под голову подкладывается «опасность вместо подушки», когда «пасть побеждённым в великом бою - это уже победа».

Когда-то, обращаясь к своей Музе, Марти писал:

Если есть высший суд, лишь с тобою Я предстану пред этим судом: Либо нас осудят обоих, Либо мы спасёмся вдвоём.

Он погиб в самом первом своём сражении 19 мая 1895 г.




Мавзолей Хосе Марти на кладбище Санта- Ифигения в Сантъяго-де-Куба. Возвёден в годы правления диктатора генерала Фульхенсио Батисты 30 июня 1951 года. Хосе Марти почитали и почитают как величайшего национального героя и в буржуазной и в нынешней социалистической Кубе

P. S. Самые известные высказывания Хосе Марти:

La patria es ara y no pedestal - "Родина это алтарь, а не пьедестал". (т.е. Родине надо приносить жертвы, как на алтаре, а не только ждать от неё наград, как на пьедестале).

Yo no trabajo por mi fama, puesto que toda la del mundo cabe en un grano maíz - "Вся слава мира помещается в зерне кукурузы (цитата из письма генералу Антонио Масео. Фидель Кастро в интервью телеканалу РТР в 2000 году сказал, что всё время носит листок бумаги с этой цитатой в кармане гимнастёрки.)
Previous post Next post
Up