Духовность, нравственность, закон

Mar 30, 2012 23:58



Часовня Иверской Иконы Божьей Матери была построена в центре Томска в 1858 году. Практически сразу за часовней закрепилось поэтическое звание «Духовные врата Томска». В 1933 г. Томская часовня повторила судьбу своей московской старшей сестры близнеца и была разрушена. Вместо неё, в 1959 году, площадь украсил памятник Ленину. В 2002 году началось восстановление Иверской часовни.

О восстановлении часовни я узнал в октябре 2001 года. Сразу возникло сомнение, что это будет «восстановление». Восстановление предполагает, в том числе, и расположение нового объекта на том же месте, где стоял предыдущий. Дело в том, что на месте предыдущей часовни сейчас находится проезжая часть самого оживленного проспекта города. Перед восстановлением, необходимо было провести работы по изменению транспортного потока на центральной площади, в том числе и троллейбусов. Позвонил нескольким знакомым и постепенно выяснил, действительно, восстановление будет, но чтобы не менять дороги, часовню поставят в «мертвом» треугольнике. Кроме того, появление часовни на старом месте, приблизит вплотную её к памятнику Ленину. Это сближение объединит оба объекта в единый ансамбль с общей территорией. Что бы, хоть как-то, привязаться к разрушенной часовне западная стена будет возводиться на фундаменте восточной стены разрушенной часовни.
Да-а-а! - подумал я - Вот ведь восстановление! Но городу же нужны «Духовные врата» как воздух. Исходя из вышеизложенного, и говоря формальным языком, новое строительство Иверской часовни не является восстановлением. А является новоделом в прямом смысле этого слова.

Сама площадь, впоследствии названная именем Ленина, сформировалась, как часто бывает в старинных городах, на месте обширного кладбища. Кладбище это возникло в 1630 году, при Богоявленской церкви. То есть, на кладбище, с большой степенью вероятности, первыми были похоронены отцы-основатели Томска. В 1784 г на месте церкви был воздвигнут Богоявленский собор. Ликвидировали кладбище по указу Екатерины II. Удаленность от центральной власти позволяла хоронить томичей на кладбище еще как минимум четверть века. Постепенно кладбище превращалось в пустырь, а к середине XIX века начало приобретать очертания площади. В центральной части старинного кладбища и в центральной же части новоиспеченной площади решили томичи в 1858 г. воздвигнуть Часовню в честь героев Крымской войны.

Итак, после небольшого экскурса в историю вернемся к событиям осени 2001 г. Узнав про «восстановление» часовни я связался с канцелярией епископа и предостерёг, о возможном «выходе» гробов при копке котлована, так же я настойчиво объяснил о необходимости первоначального обследования археологами участка под котлован. На что мне ответили, что так, возможно и сделают, но одновременно и рассказали, что решение о «восстановлении» часовни принято высшими томскими церковными иерархами совместно с высшими областными чиновниками и часовню необходимо построить к предстоящему визиту Патриарха, т.е. к лету 2002 г. В общем, стало понятно, рыпаться не стоит. О нормальных археологических работах речи быть и не могло. Но я тогда и не знал о том цинизме, с которым столкнусь в феврале 2002 года.

Перед работами, чтобы не травмировать психику мимо проезжающих томичей, участок строительства огородили внушительным глухим забором. Проход на стройплощадку ограничили.

15 февраля во всю начала работать техника. Трактор с фрезой пилил на квадраты асфальт и промерзший грунт. Из-под фрезы начали вылетать мелкие щепки. На предупреждение о том, что щепки могут иметь отношение к гробам представители церкви и рабочие бурно выразили недоверие. Ответственным за строительство от церкви был отец Алексей.

Такое же бурное недоверие застройщики выразили и к обнаруженной крышке гроба. Эта крышка примерзла к грунту и была вытащена вместе с очередным кубом земли. Строители настойчиво начали убеждать, что это простой кусок дерева и имеет отношение не к гробу, а к старому водопроводу.



Вслед за первой примерзшей крышкой вытащили и вторую. Вытаскивая очередной куб, прихватили и часть разрезанного гроба. Примерзшая верхняя часть не "хотела" расставаться с нижней частью и содержимым в ней. На определенной высоте, все-же, связь прервалась, и вниз полетели человеческие останки.


Первая «ответственная» крышка была не единственная, за ней последовали и другие. Но разве, могут крышки сопротивляться церковно-административной машине в виде экскаватора? Практически все они сдавались на определённой высоте, усеивая человеческими костями дно котлована. Разбросанные на дне котлована человеческие кости не оставляли сомнений в то, что работы проводятся на месте захоронений.



Все кости, и разрезанные гробы были  второпях свалены в грузовик и увезены, как было сказано - «На кладбище для перезахоронения». Действительно ли на кладбище, а не на свалку, не знаю, не проверял. Так же не проверял и как производили «перезахоронение», «оптом» или по отдельности.



width="400" />

16 февраля 2002 года. К предупреждению о том, что за первым рядом гробов должен последовать второй отнеслись менее скептически. На месте экскаватора появились люди с лопатами, большинство из которых были семинаристы. До второго ряда докапывались вручную. Второй ряд гробов был менее изуродован, чем первый. Большинство из них не были распилены фрезой. Весь день поднимали гробы с помощью крана и грузили сначала на край котлована, а потом на машину. Машина с гробами уезжала в сторону кладбища.

Около 15 часов на место стройки прибыл епископ Томский и Асиновский Ростислав. Разговаривать с ним смысла не было. На всё у священников есть ответы « Всё в руке Божьей», «Бог все видит», «Всё происходит по воле Божьей». О чем разговаривали епископ с отцом Алексеем, об этом история умалчивает. Сожалели ли о содеянном, искали ли оправдания своим действиям, а может, видели в случившимся, происки дьявола? Об этом нам никогда не узнать.


Во второй половине дня все столкнулись с новой проблемой. Что делать с гробами, торчащими, на половину, в восточной стенке котлована? Мнения разделились: Отец Алексей настаивал распилить выступающие части гробов, прораб предлагал менее радикальный способ - попробовать зацепить стропами и вытащить при помощи крана. Возобладало второе мнение. Всю вторую половину дня возились с восточной стенкой котлована. Всего за этот день было поднято 30 взрослых и 20 детских гробов.



width="600" />

В связи с тем, что на 17 число назначено освящение котлована и закладка первого камня в основание часовни, оставался не решённым вопрос, как поступить с третьим рядом гробов. Прораб выдвинул предположение: в связи с тем, что глубина котлована уже достаточна, третий ряд вынимать не будут, а сделают гравийную подушку, на которую положат плиты фундаментного основания.

17 февраля прикрыв один не вытащенный гроб столом, и завесив неудобные дыры в восточной стене, в которых виднелись гробы, была проведена торжественная литургия по освящению фундамента новой часовни.

18 февраля подтвердилось предположение прораба о том, что третий ряд гробов оставят и на нём возведут фундамент.

P.S. Когда «духовные врата» города стоят на гробах отцов-основателей, а котлован под эти «врата» вырыт с таким варварством и цинизмом стоит ли удивляться тому, что в томском медвытрезвителе насилуют до смерти железным прутом? А сам медвытрезвитель располагался между школой, детским приютом и детским садом? Что памятник мировой литературы томичи обвиняют в экстремизме? И ещё многому другому.

P.S. 2. После этой истории, я надеялся, что со временем все забудется. Прошло 10 лет - не забылось.

ПС: немного добавлю еще фоток, после редактуры.










Previous post Next post
Up