Обиды и газлайтинг

Dec 04, 2017 14:09

image Click to view



Кто о ком, а я о том же, об Олеге Сатове. Стопятьсот раз я читала всякие письмена про обиды. Что такое обиды, и как с этим бороться. И всё это было заунывно правильным и идейно выдержанным. Читайте и наслаждайтесь, это не одна статья, внизу целый список. Но ничто из прочитанного не всколыхнуло мою душу так, как это сделал Олег Сатов своей лекцией «Как перестать обижаться. Психология без соплей.» Я не перестаю восхищаться этим проповедником неисповедимых истин. Пишу эти строки и одновременно по второму разу слушаю завораживающие суггестии Олега Сатова.
Но прежде, чем я вернусь к лекции Сатова, мне бы хотелось изложить свои представления о том, что такое обида. И вот сейчас возьму последнюю фразу «что такое обида» и схожу с ней в яндекс: Оби́да - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить. В отличие от укора и претензии, когда есть возможность исправить ситуацию.
В кои веки, но с определением из Вики я не совсем согласна. Возражение вызывает: «когда ничего уже невозможно поправить.» Не следует быть настолько категоричным относительно обиды. Обиды можно и нужно уметь прощать. Но их надо отличать от тех обид, которые прощать нельзя. Чувство обиды имеет свою протяжённость. Вот в это время и происходит осознание того: прощать ли эту обиду или порвать отношения с человеком, который с тобой так поступил. И конечно, протяжённость обиды не должна быть бесконечной. Именно зацикливание на своих обидах и делает их токсичными.
Тема обид и обидчивости очень хорошо представлена в сети: как они возникают, из-за чего возникают, кто подвержен обидчивости, что надо делать, чтобы избавиться от обид и обидчивости. Но что упустили почти все исследователи темы - это то, почему обида не возникает, хотя вред тебе причинён. Зато Сатов именно с этого и начал. Мол, не будете же вы обижаться на волка, если тот на вас нападёт.
Итак, в каких случаях обида не возникает: 1) если вред нам причинил враг; 2) если вред причинил чужой человек; 3) вред получен от неодушевлённого предмета; 4) от животного; 5) сумасшедшего; 6) и наконец, от ребёнка.
Обиду могут причинить только близкие, любимые и равные мне люди. Но это в норме, конечно. И обиду надо отличать от злости, гнева и раздражения. Обида может сопровождаться злостью, гневом и раздражением, а может и не сопровождаться. Точно так же злость, гнев и раздражение могут быть и безо всякой обиды. Сатов в качестве обиды приводит пример, как кто-то лезет без очереди, а вы на него обиделись. И если бы только один раз упомянул, а то на протяжении всей лекции. Возможно, что есть какие-нибудь невротики, которые именно обижаются на трамвайных хамов, но нормальный человек на подобное не обижается, хотя злится и раздражается.
Но логика Олега Сатова просто сногсшибательная. На 19 минуте и до 27 Сатов в своих рассуждениях опять выходит на эту очередь. В общем, не обязан трамвайный хам соблюдать очередь. Это вы приняли на себя обязательства стоять в очереди, а он не принял. И он же не мешает вам стоять в очереди, если вам хочется в ней стоять, так почему же вы ему запрещаете лезть без очереди, если ему не хочется стоять в очереди? Это не он агрессор, это вы агрессор. Это вы мешаете человеку жить, как ему хочется, и чего-то от него требуете. И нет у вас никаких аргументов, чтобы обосновать свои требования.
Справедливости ради, надо сказать, что дальше несоблюдения очереди Сатов в своих примерах не идёт. Но перспективу оставляет открытой. То есть, если можно лезть без очереди, то где границы наплевательства на писанные и неписанные законы и правила? Похоже, что в мыслимом мире Сатова их нет вообще. В очереди должны стоять твари дрожащие, а «право имеющие» делают всё, что им заблагорассудится. И твари дрожащие не имеют право своими обидами и злостью портить настроение «имеющим право».
И дальше начинается уже просто откровенный газлайтинг. Вам никто ничего не должен, у вас нет аргументов доказывающих, что кто-то вам что-то обязан. И так на протяжении остального времени. А конец лекции - просто алмаз чистейшей пробы. Непротивление злу насилием, Сатов, оказывается, толстовец, кто бы мог подумать! Вы должны извиниться перед тем, на кого обиделись. Опять вспомним про очередь, если вы обиделись на хама, который пролез без очереди, то пойдите и извинитесь перед ним, что посмели на него обидеться.
Капитан Очевидность меня простит, что лезу на его территорию. Но не только же Сатов считает, что, допустим, мне никто ничего не должен. Мне много кто должен. Врач моей поликлиники должен меня лечить (как? - это уже другой вопрос), продавец отдать купленную мною вещь, таксист привезти по адресу и тд. А остальные граждане обязаны и мне, и другим людям соблюдать предписанные правила, в частности, соблюдать очередь. Как впрочем и я обязана. Если кто-то демонстративно отказывается соблюдать правопорядок, он будет иметь дело не со мной и моими обидами, а с правоохранительными органами. И рассуждения на тему того, что нет у вас аргументов, доказывающих, что я должен стоять в очереди, если я этого не хочу, трамвайный хам может высказывать в полиции. Там его и выслушают, и аргументы предъявят.
Но все рассуждения Сатова не про обиды. Такое ощущение, что Сатов не знает, что такое обида. Он не отличает её от злости. Обида и злость для него синонимы. Именно поэтому в одной обойме оказываются и непоздравление с ДР, и плохая забота о детях, и пролезание без очереди.
Есть Евангелие от Иуды, в случае с Сатовым, наверное, это психология от психопата. Мне тут в моём жж френд написал, «что разбить его (Сатова) доводы не составляет труда». Но зайдите в комментарии на ютюбе, Сатовым восхищаются. Я полагаю, что это те самые 5%, которые итак всё это в голове имели, но перевести в нарратив не могли. Ну и какой-то процент просто глупых и внушаемых людей. Это для не психопатов доводы Сатова несостоятельны, а для психопатов состоятельны. Надо учитывать, что достаточно много людей мыслит так же, как Сатов.
Способ, который Сатов предлагает для избавления от обид - это просто издёвка над тварями дрожащими. И никак не практика обучения саногенному мышлению взамен патогенному. Но сами психопаты знают способ, как не обижаться. Он у них в подкорку вшит от рождения. Психопаты не обижаются. Имитировать обиды могут, как и другие чувства, но не обижаются. Потому что другой человек для них либо враг, либо чужак, либо вещь, либо животное, либо сумасшедший, либо в лучшем случае неразумный ребёнок. Но никогда другой не является близким и равным ему человеком. Психопату никто неблизок, никто неравен.
И вот когда кому-либо надо избавиться от обиды, но простить её невозможно: пусть приглядится к этому списку. Я так простила свою мать. Я поняла, что она психически больной человек, и предъявлять к ней требования, какие возможно предъявить здоровому человеку, нельзя.
Но когда надменный и насмешливый джентльмен говорит знакомой даме, что он на женщин не обижается. Пусть эта дама не обольщается, на женщин он не обижается не потому, что джентльмен, а потому что все женщины... Огласите весь список, пожалуйста (с).

автор

Previous post Next post
Up