Этому не учат на факультете психологии.
Это не рассказывают, когда дают специализацию по психотерапии.
Этот пост даст вам то, чего у вас не было:
Знание, как продавать.
В моём
августовском посте, памятном нам всем утверждением, что к нему не наберётся и 30 корневых комментариев и похвальбой, дескать я знаю ЖЖ-отрасль, группа сорганизовалась и собрала 50+ корневых комментариев-откликов от разных участников. Время выполнять обещание и написать для rabota-psy сторителлинг о продажах психологических услуг на рынке.
Цикл постов будет объединён заголовком "Работа психолога. Стесняша и Касса". Как я уже поняла, администрация сайта Пикабу нежно любит меня и заботится о том, чтобы админ
Лиги психотерапии, психолог и психотерапевт не перетруждалась от диалогов с пикабушниками в ежедневных консультациях онлайн. Здесь
подробности ухода в двухнедельный гарантированный отпуск с сайта Пикабу. Обсуждать новый сторителлинг я буду только на площадке
rabota_psy.
Буду признательна за перепосты в социальных сетях.
© Бермант-Полякова О.В., 2017
Принято считать, что люди платят психологам за удовлетворение их потребностей в уважении и признании, умение сделать жизнь человека более ценной и значимой или за умение избавить от страха, волнений и беспокойства.
Иерархию потребностей любят объяснять по Абрахаму Маслоу, - американскому психологу, который распределил их по пяти уровням. Сытый человек, находящийся в безопасности, имеющий деньги и жильё, окружённый семьёй и друзьями, переходит, по Маслоу, к следующему уровню и начинает стремиться к успеху и престижу. А когда добился успеха - начинает остро желать самовыражения и самореализации.
Откуда берутся взрослые люди, остро желающие самовыражения и самореализации, не имея ни копейки за душой, теория не поясняет.
Впрочем, желание оставаться в тени вместе со своим финансовым успехом и обходиться без престижа, - как у обладателя склада наличности
почти в 9 миллиардов рублей полковника Захарченко, - теория тоже не объясняет.
В сондиане 98 ключевых идей, описывающих удовольствия, скрытые в повседневных практиках каждого из нас. В силу своей природы люди готовы платить вам, если вы в состоянии предложить им услугу, которая дарит желаемое удовольствие.
Первый шаг на пути к полной кассе - знать свои собственные сильные стороны, чтобы делиться с людьми избытком собственных повседневных практик, приносящих вам удовольствие.
Второй - оглядеться и призадуматься: что востребовано сейчас на рынке? Что предложить из того, что имеется в моём багаже? Если вы подумали, читая эти слова, "Я ничего из себя не представляю", вам придётся проделать над собой некоторую работу, чтобы осознать свои сильные и слабые стороны. Людей, состоящих только из слабых сторон, не бывает.
Давайте потренируемся.
Расставьте в правильном хронологическом порядке увлечения российского рынка психологических услуг новыми товарами (перечисление в алфавитном порядке) за последние тридцать лет:
Архетипы богинь в женщине
Гештальт-терапия
Гипноз по Кашпировскому
Метафорические ассоциативные карты
Нейро-лингвистическое программирование
Психоанализ
Символдрама
Системные расстановки
Тренинги личностного роста
Холотропное дыхание
Эриксоновский гипноз
Проверьте себя. Как вы думаете, в следующие тридцать лет будут десять новых увлечений, или нет, такого не будет?
Можете предложить вашим клиентам животный магнетизм или столоверчение, - говорят, эти темы были когда-то сильно популярны в кругах русских образованных людей. Как вариант, предложите им писать вам письма и отправляйте почтой в ответ бумажные страницы с описаниями аутогенной тренировки, - эти способы были востребованы в кругах советских образованных людей.
Ваш кассовый успех зависит от вашей способности меняться. Если вы не умеете адаптировать своё предложение на рынке к новой эпохе, вы разоряетесь.
Именно об этом говорит нам правило:
Обращайтесь с просьбой купить в подходящей ситуации и в благоприятное время.
В профессии я вот уже двадцать пять лет. За это время мне довелось обсуждать первые шаги в работе с десятками коллег. Поэтому все иллюстрации и истории взяты из жизни. Изменены имена действующих лиц.
История про справку
У неё пятилетнее психологическое образование и сотни часов дополнительного обучения в нескольких направлениях. Она проработана как специалист и в профессии состоялась, помогать людям у неё получается.
Она умеет консультировать (одноразовые и двухразовые встречи с клиентами), умеет делать песочную терапию (ящик с песком, выкрашенный голубой краской, горы фигурок в ящиках и на полках), умеет делать разговорную терапию (она сама ходила к психологу почти два года, и имеет в виду продолжительность встреч в год-полтора, когда предлагает терапию).
Она не умеет зарабатывать своим трудом.
Когда к ней обращается Мама и просит проконсультировать, она соглашается. На самом деле клиент хочет не понять что-то новое о себе на консультации, а получить Справку для ребёнка, потому что воспитательница в детсаду её ребёнка невзлюбила.
Стесняша предлагает поводить ребёнка на песочную терапию или самой маме походить на разговорную терапию. Мама не против того и другого, но у Папы другие планы на свободные деньги в бюджете семьи. Поэтому Мама выбирает мир в семье и уважение к желаниям папы, а не предложение психолога.
В остатке дня икс денег за одну консультацию и ноль рекомендаций Мамы другим людям обратиться к Стесняше.
Психологу не хватило опыта, чтобы обнажить потребности Мамы на приёме сразу, во время консультации. Если её подлинное желание - укротить воспитательницу в детском саду, именно с ним и нужно было работать. Стесняша волшебно укрощающие Справки не выписывает, он совершенно верно поступила, что честно сказала Маме, что таких услуг не оказывает.
Но она не выдвинула маме встречного предложения - написать в садик письмо о том, что поступила просьба родителей о включённом наблюдении за поведением ребёнка в детском дошкольном учреждении, пожалуйста, укажите условия, на которых можно придти и понаблюдать ребёнка в группе. В письменном виде в ответном письме.
Мама хотела, чтобы воспитательница подёргалась, - Стесняша могла в рамках своих умений ей это дать. Но не дала. Почему?
Потому что одним глазом видит в Маме человека, с которым можно сложить долгосрочное сотрудничество (в терапии, на своих условиях), а другой глаз зажмурен, не видит в Маме человека, с которым можно сложить долгосрочное сотрудничество, на нужных Маме условиях (защитить Маму от нападок на неё-плохую и плохо воспитывающую своего ребёнка, в детсаду).
Была ли подходящей ситуация для предложения песочной терапии ребёнку? Нет, ситуация была "дайте мне Справку".
Было ли подходящим время для предложения терапии? Да, у семьи были средства на это.
Если бы Стесняша предложила на повторной консультации побеседовать с мамой, папой и ребёнком, заинтересовался бы Папа терапией? Как знать.
Но, чтобы была повторная консультация, нужно ведь было договориться про письмо в детсад и вторую встречу для обсуждения ответа из детсада, сказала бы Касса. Открыть зажмуренный глаз, - добавлю я.