Драма гипертимного ребенка 34/36

Aug 04, 2017 17:03

Драма гипертимного ребёнка. Психологический разбор повести В.А. Осеевой "Динка"
© Бермант-Полякова О.В., 2015

В реальной жизни, когда не действуют социальные регуляторы приоритетности привязанности или лояльности, в их конфликте возможны четыре исхода:
1) "свой своему поневоле брат", пожертвовать собственными убеждениями ради сохранения родственной привязанности;
2) "вечный спорщик", вести бесконечный мировоззренческий диспут, сохраняя родственное "мы";
3) " принципиальный", разорвать отношения и пожертвовать родственным "мы", сохраняя верность собственным идеалам;
4) "юродивый", избежать конфликта через апелляцию к наивысшему уровню обобщения: любит всех людей и приемлет все точки зрения, не привязан ни к кому настолько, чтобы быть "мы" только с ним.

В них усматривается сходство с описанными в психологии практиками (поведенческими стилями привязанности): безопасная привязанность, амбивалентно-сопротивляющаяся, избегающая и дезорганизованная соответственно.

Примером конфликта лояльностей может быть любая ситуация ценностного выбора в социальном контексте. Речь идёт о принадлежности большой группе людей, которая вырабатывает собственную мировоззренческую позицию и считает себя вправе отстаивать свои ценности. Идеи "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" и "Умри ты сегодня, а я завтра" проводят водораздел между людьми мира и антимира, законопослушными и криминальными слоями общества. Идеи "Помогать нужно только своим" и "Помогать нужно всем", прецедентным именем для которой является добрый самаритянин, проводят водораздел между ветхозаветным и новозаветным мировоззрением. Идеи "Гений и злодейство несовместны" и "Цель оправдывает средства" проводят водораздел между психологически здоровым (этичным) и психологически уязвимым (неэтичным) социумом. Подробнее об этом можно прочесть в работе Бермант-Полякова О.В. Проблема выбора в конфликте лояльностей.

В повести "Динка" есть эпизод, где Костя привлекает Алину к организации побега Николая из тюрьмы. Для Кости и Николая социум, который поддерживает работу государственных институтов, - "чужие", а революционеры, мечтающие уничтожить государственные институты, - "свои". Едва ли Алина осознаёт антиобщественный характер задуманных действий и последствия вседозволенности. До публикации романа Уильяма Голдинга "Повелитель мух" (1954) пройдёт ещё почти полвека.
Previous post Next post
Up