Публикуем отрывок из книги:
Бермант-Полякова О.В., Романова И.Е. Люди и судьбы. Сондиана в психологическом консультировании. Екатеринбург, 2016.
Из предисловия
Пророк прорицает, гадалка гадает, психолог просчитывает наиболее вероятное поведение, опираясь на знание людей, психотерапевт прибегает к родительской роли как к лекарству.
Эта книга построена по принципу учебного пособия и даёт материал на знание людей от простого - к сложному. Поскольку авторы книги много лет практикуют как психологи и ведут обучающие семинары, львиную долю текста составляют практические задания.
"Люди и судьбы" можно читать и не имея психологического образования. Это стенограммы тренинга наблюдательности, тренинга проницательности и тренинга психологического консультирования, переработанные авторами в три главы книги.
Вас ждут аналитические вопросы и задания, ситуационные задания и задания по кейсам, провокативные задания, расчётные задачи, задачи с практическим содержанием, задания-наблюдения, задания на комментирование цитат, задания для работы в подгруппах, задания на запоминание и задание на сравнение и обобщение практики. Звёздочкой отмечены задания повышенной сложности.
Выбор неакадемического названия продиктован желанием помочь широкому кругу читателей, интересующихся психологией. Чтобы быть полезными молодым родителям, в первой главе про наблюдательность собраны примеры из детства.
Вторая глава рассматривает любовь и дружбу. Дети в возрасте гражданской ответственности озадачивают старших по-другому, поэтому все примеры во второй главе про проницательность - о разных поколениях в одной семье.
Третья глава рассказывает, что делать, если "что-то пошло не так". Примеры в ней адресованы психологам-профи. Применить полученные знания можно в психологическом консультировании. В книге подробно рассмотрены истории из реальной практики психолога и психотерапевта, литературно переработанные так, чтобы герои остались анонимными.
<...>
Из главы "Почему эта книга не монография"
Предлагаемое читателю учебное пособие родилось из стенограмм семинаров, которые проводились в городе Екатеринбурге в 2014-1016 годах в рамках "Русского проекта Илоны Романовой". И, хотя научная и исследовательская квалификация обеих ведущих, психологов и психотерапевтов по профессии, позволяет написать монографию, от этой идеи авторы решительно отказались.
Психология - практическая наука, направленная на эмоциональную поддержку, социальную адаптацию и укрепление жизнестойкости людей, переживающих недовольство собой, окружающими и жизнью в целом. По своему жанру книга - самоучитель. Авторы взялись за её написание в надежде помочь как можно большему числу читателей.
<...>
Из главы "Про гениев общения"
- Надо подвигаться, - заметила одна ведущая другой, когда короб с буквой m совершил круг и каждый участник зарисовал себе схему, где вокруг m семь выражений.
- Надо, - отозвалась группа.
- Тогда приглашаю всех встать, походить, почувствовать пространство и сыграть небольшую психодраматическую виньетку.
<...>
В психодраме после игры обычно идёт обсуждение: рассказ о своих переживаниях "в роли", шеринг (от английского to share - делиться, участники делятся собственным опытом по теме, рассказывают истории из своей жизни) и процессинг (от английского to process - переработка впечатлений, облечение чувств в слова, размышление о том, что происходило в группе во время игры, упорядочивание и осмысление нового общего опыта). Психотерапия невозможна без самораскрытия, и люди откровенны, рассказывая о себе и своих сильных переживаниях. Этот час семинара авторы решили оставить за кадром, чтобы рассказанное участниками на группе осталось в группе, и заменили несколько страниц стенограммы на кейс "Детские игрушки".
Детские игрушки
- Мои все играют в мороженое, если что, дочке шесть, сыну четыре, но племяннику не понравилось, он не понял, - рассказывает одна мама.
- Моя и в 8 лет фанатеет от их печенек, - делится другая.
"Их" это о производителе игрушечных наборов. Дети с сильным m, и мальчики, и девочки, с удовольствием играют в наборы Play Doh - делаем мороженое из пластилина плэй-до, фабрика пирожных из пластилина плэй-до. Лучшее место в комнате у такого ребёнка отведено под игрушечную кухню.
Дети с сильным h обоих полов с удовольствием играют в парикмахерскую и делают причёски из пластилина Play Doh.
Дети с сильным s любят играть в стоматолога и лепят из пластилина плэй-до зубы Мистера Зубастика.
- Как всегда, всё зависит от конкретного ребёнка, - совершенно справедливо замечает третья. - Мой с двух лет признаёт только паровозы. Сначала толкал деревянные руками, сейчас играет в паровозики на батарейках.
- А что ему нравится в игре?
- То, что паровоз тащит за собой десять вагонов. Правда, он медленно едет, и сын не выдерживает, начинает психовать, что медленно ползёт.
- А моего паровоз с крутящимися колёсами был, и сейчас любит играть в железную дорогу, где по рельсам по кругу поезд бегает.
Дети с сильным s любят играть в технику, которая может поднимать или тащить тяжести: экскаваторы, самосвалы, паровозы-тягачи.
Дети с сильным е- любят играть в технику, где есть крутящиеся механизмы: бетономешалки, вертолёты или поезда, движущиеся по кольцу.
Дети с сильным d влюблены в мусоровоз. Они любят складывать в банку мелкие предмеры, загружать кубики в грузовик, доставать и снова складывать мамину бижутерию в шкатулку, словом, неравнодушны к любым ёмкостям. Некоторые подбирают на улице то, что кажется им очень ценным и тащат палки, верёвки, гвозди, - то, что взрослые называют "всякий мусор" - в дом, где живут.
Единственное средство поладить с ребёнком с сильным d, - договориться и выделить ему ящик в коридоре, где он будет хранить то, что принёс с улицы. Договор действует до поры до времени. Взрослым он или превратит полдома, антресоли или гараж в склад добра, которое когда-нибудь пригодится, или соберёт в компьютере горы полезной информации, которая когда-нибудь, как он думает, ему понадобится.
- А мой упоролся по трансформерам Resque Bots. Играют вместе с папой.
Дети с сильным h любят играть в куклы, разных размеров, от больших до пупсиков (кормить, поить, прижимать к себе, баюкать). Робот-трансформер это тоже h, человекоподобная игрушка, как и солдатики.
- А мои дочери вообще ни в какие куклы не играют. В коляске с большими колёсами возят своих плюшевых зверей и почему-то паровозы.
Катать в коляске это работа влечения е-.
- А у моей любимица классная кукла, которая пахнет ванилью.
Кукла сама по себе это h, приятный запах сам по себе это h. Если действуют два "ключевых слова" одной буквы, то это надо показать в записи с помощью восклицательного знака как h!
Иногда два устремления действуют совместно, - это называется аккордом влечений, потому что два звука звучат согласно, как аккорд. Игра куклами в доктора добавляет s, игра в войну солдатиками или роботами добавляет s, шитьё и вязание одёжек куклам h (записывается h!), игра в чаепитие кукол или приход кукол в гости добавляет m, игра в меблированный кукольный домик добавляет d.
Детям с сильным h нравится играть с волосами: заплетать косы, делать причёски людям и куклам. Желание нежно гладить рукой, прижимать к себе мягкую игрушку это тоже h. Любовь к кремам, духам и маслу для массажа, косметике и парфюмерии это тоже работа h. Подросткам нравятся бьюти-блоггеры и бьюти-ютьюберы (это юные девушки, которые рассказывают о своей косметике и духах в Инстаграмме или на канале Youtube).
Детям с сильным d нравится лепить из пластилина. А ещё им нравится играть в песке, рисовать и клеить поделки, но больше всего - смешать краски с клеем или слепить разноцветный пластилин вместе так, чтобы разлепить было уже нельзя. Ребёнок с сильным d, если начал собирать серию игрушек, хочет иметь её полностью. Подросток хочет зарабатывать собственные деньги, чем больше, тем лучше.
Детям с сильным s нравятся деревянные забивалки - такие скамеечки с колышками основных цветов и молотком и боулинг. А ещё им нравится играть в войнушку, гонять за рулём на аттракционе "Автодром" и быть болельщиками на спортивных соревнованиях. Подросткам нравится ходить в тренажёрный зал.
Детям с сильным е- нравится запускать юлу, крутить на себе обруч, нравятся заводные игрушки. А ещё они обожают велосипед, им нравится карабкаться на крыши и деревья, кататься на каруселях, качелях и аттракционе "Американские горки" (которые во всём мире "Русские горки") и восхищаться теми, кто прыгает с парашютом или с тарзанки. Подросткам нравятся велопокатушки, скалолазание и альпинизм.
Детям с сильным hy нравятся красивые изображения, они любят раскраски и паззлы. Специально для их родителей, которые замучились оттирать краски, фирмой Melissa & Doug созданы раскраски Water Wow с водным фломастером. Детям постарше нравится рисовать самим, их привлекает самодеятельный театр. Подросткам нравится сцена.
Детям с сильным p нравятся игрушки-головоломки, конструкторы, игра в 15 или "пятнашки".
- А что нравится детям с сильным e+?
- Игрушечные зверята, пони, лошадки, котята. Маджики, бабочки, единороги, - играют в них как в пупсиков, только заботятся не о младенцах, а о животных. А ещё они с удовольствием играют с живыми котом или собакой. Одним из ключевых слов для влечения е является вращение, дети с е+ любят танцевать, кружиться под музыку и водить хоровод, взявшись за руки. Но больше всего они любят играть в дочки-матери или играть в учительницу, которая учит детей. Подросткам нравится быть вожатым и заниматься младшими детьми.
- А какое влечение работает у ребёнка, который сидит в ванне и гоняет игрушки в воде? Называет это экспедиция, они что-то там преодолевают у него, сюжет целый разворачивается.
- Всё, что связано с "затевать", "сочинять", "загадывать наперёд", это работа влечения p. Дети, у которых p ещё не вступило в работу, обычно не играют сами по себе, а ищут кого-то постарше, и ждут, что за них придумают, во что поиграть. Дети с сильным p рано открывают для себя книги, всё детство читают запоем, любят слушать сказки и сами с удовольствием сочиняют истории. Подростков привлекает научно-исследовательская, изобретательская деятельность, создание алгоритмов для программ.
- Ой, у меня в детстве любимая игрушка была - конструктор. Я собирала дома, города, играла в археологов, которые раскопали древний город, в динозавров, которые живут в пустыне. Ещё у моей мамы были цепочки и браслеты в шкатулке, это были лианы в заброшенном городе, где живут динозавры. Ещё я лепила зверей для своего города из пластилина. Мягкие игрушки были вообще ни о чём для меня. Как-то мне подарили огромного розового плюшевого щенка, так я играла на нём в "доктора" и делала ему операции, вырезала аппендицит. И куклы я не любила за бессмысленное выражение лица, переодевать их было неинтересно совершенно. Зато из кукол получались отличные скалы в пустыне, где живут динозавры.
- Спасибо, что поделились.
- Вы ничего не сказали про букву k.
- Начинается работа влечения в момент, когда ребёнок понимает, как играть в сортер - развивающую игрушку, которая состоит из закрытого контейнера с отверстиями разной формы и набора фигур, соответствующих форме отверстий. А проявляет себя в полную силу в увлечении LEGO и сборкой моделей. Любые наборы из деталей, где нужно точно следовать инструкциям, чтобы собрать необходимый предмет или модель, дают удовольствие от k. Детям с сильным k нравится копировать через копировальную бумагу, точно измерять что-то в процессе черчения или эксперимента и отдавать точные команды радиоуправляемым игрушкам. Подросткам нравится программирование, когда компьютер выполняет точно заданные команды.
- А я всё жду, что скажут про книги, машинки и кубики.
- Строить из кубиков это визуально-пространственное мышление и замысел, который поэтапно реализуется, аккорд влечений hy и p. Игра в гонки машинками это сила и скорость, работа влечения s. Коллекционировать машинки и хранить их в гараже это работа влечения d. Читать книги в уединении это m-. Читать книжку вслух для кого-то это m+.
- Можно по любимым играм ребёнка в детстве предсказать, кем он будет во взрослой жизни?
- Можно. А ещё, если ведущее влечение не будет реализовано толком ни в повседневной практике, ни в профессиональной деятельности, человек будет жаловаться на несчастливую жизнь.
Если вы внимательно прочли текст, вам не составит труда выписать из него 8 разных латинских букв. Именно о них говорится в первой главе "Тренинг наблюдательности".
Конец цитаты.