(no subject)

Apr 14, 2011 12:53


Решусь высказать несколько мыслей по поводу современных детских книг.

Не так давно в сообществе публиковался пост со списками рекомендуемой литературы для чтения. Высказывались разные мнения - «за» и «против». Этой же проблемой озадачены и многие родители - http://www.rustoys.ru/index.html?action=article&arttip=book&from=790. Энтузиасты составляют краткие рецензии и размещают фото наиболее ярких страниц. Остальные могут на основании отзывов составить впечатление и принять решение о необходимости наличия именно этого произведения в домашней библиотеке. Желание читать детям книги, запомнившиеся по собственному детству, вполне понятно. Однако многие из классических произведений или не переиздаются, или выполнены весьма посредственно - не последнюю роль играют иллюстрации к произведению, качество бумаги и формат книги. Для меня это важно, потому что я отношусь к той категории людей, которые до сих пор предпочитают бумажный, а не электронный вариант текста, особенно для детского чтения. Книгу можно ощущать пальцами, улавливать запах типографской краски, учиться бережно перелистывать странички и безошибочно находить наиболее запомнившиеся эпизоды.

Но речь сейчас пойдет даже не о классических произведениях (их многие родители помнят и разыскивают всеми доступными способами - от покупки наконец-то вновь изданной книги (например, Григорий Остер Петька Микроб http://888.nx.uz/mikrob.html) до торгов за потрепанный, кем-то извлеченный на свет из закромов, редкий экземляр - «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Л. А. Левинова, Г. В. Сапгир Издательство: Педагогика, 1975 г.). Я обратила внимание, что сейчас многими «нестандартными» детскими издательствами (О.Г.И., Открытый мир,  КомпасГид, Самокат) предлагаются книги шведских авторов. Их специфика в том, что книги весьма просты по форме - этакие книжки-картинки - минимум текста и много иллюстраций, но весьма психологичны по содержанию. Когда-то подобные книги нам показывали юнгианские психологи (http://www.maap.ru/) в качестве антуража для оформления кабинета. И мне кажется, что это действительно неплохое средство для работы с ребенком в отношении некоторых проблем (страхов, ревности, негативизма). Их можно читать и обсуждать, а можно просто предлагать посмотреть - может быть даже взять домой для самостоятельного чтения. Принцип примерно такой же, как и в психотерапевтических метафорах «Жила-была девочка, похожая на тебя…»  Дорис Бретт (М.: Класс, 1996). Вот например, ребенок, испытывающий страх перед засыпанием может увидеть, что подобные проблемы есть не только у него: «Спокойной ночи, Веста-Линнея» (Туве Аппельгрен, Салла Саволайнен, М.: Открытый мир, 2009), «Пятая овечка» (Гарриет Грундман, Тобиас Крейтши М.: КомпасГид, 2010).  Ребенок-«катастрофа» (гиперактивный, демонстрирующий негативизм) может посмотреть на себя со стороны в «Лягушонке» (Якоб Мартин Стрид, М.: Открытый мир, 2007), «Овечке Шарлотта» (Ану Штонер, Генрика Уилсон, М.: КомпасГид, 2010)   и «Веста-Линнее и капризной маме» (Туве Аппельгрен, Салла Саволайнен, М.: Открытый мир, 2008). Также для детей с поведенческими проблемами появилась хорошая серия книг итальянской писательницы Сильвии Ронкальи (М.: Махаон, 2011) - «Вирджиния, принцесса задира» и «Принцесса Не-Хочу и принц Хочу».

Страхи и их преодоление хорошо описаны (прямо-таки терапевтически!) в «Храбрая крошка Мемули» (Мерви Линдман, М.: Открытый мир, 2009),  «Спокойной ночи, Каролина» (М.: КомпасГид, 2010), «Я, волк и шоколадки» (Дельфина Перре, М.: КомпасГид, 2010).

И еще одна тематическая серия книг  потихонечку собирается мною с подачи «уличной консультации» в детском саду. Вечером, когда я пришла забирать своего ребенка, меня остановила воспитательница, жестом указывая на чьего-то папу. Он мялся и в двух словах описал ситуацию: были с ребенком в церкви, увидели отпевание, после чего ребенок озадачился вопросом: «Что дальше?» Ощущалась сильнейшая растерянность у папы. Он ответил пятилетке, что тело в землю закопают и червяки съедят… И … пауза. Он сверлит меня глазами. Я выжидающе смотрю на него и уточняю: «В чем вопрос-то?» Он опять мнется, но проблема не формулируется. Я приглашаю на консультацию в кабинет в удобное время, но на данный момент предлагаю несколько путей (для папы, ведь у ребенка вряд ли был страх, скорее познавательный вопрос изначально прозвучал): поскольку встреча со смертью произошла в храме, то логично было бы предложить объяснение о душе, которая продолжает жить в другом измерении; раз уж не сложился разговор сразу, то можно вернуться к этому с помощью специальных книг. Вот они: «Навсегда»   (Роберт Манш, пер. с англ. Е. Канищевой, художник Юлия Валеева. - М.: ОГИ, 2007).  «Как дедушка стал привидением»  (Ким Фупс Окесон, пер. с датского М. Людковской, художник Эва Эриксон. - М.: Открытый мир, 2008).  «Звезда по имени Аякс»   (Ульф Старк, пер. со шведского М. Людковской, художник Стина Вирсен. - М.: Открытый мир, 2009).  «Самые добрые в мире»  (Ульф Нильсон, пер. со шведского А. Поливановой, художник Эва Эриксон - М.: Самокат, 2007).

Особенно мне понравился «А дедушка в костюме?» (Амели Фрид, Джеки Гляйх, М.: КомпасГид, 2010). Все детские мысли и переживания поэтапно описаны и прожиты героем (отрицание реальности / невозможность осознания,  гнев, боль / грусть, разрешение быть себе счастливым). Еще одна книга Ульфа Старка «Черная скрипочка» описывает борьбу с безысходностью, с самим господином Смертью с помощью воспоминаний о сильных совместных чувствах - Скорби, Радости, Любви к жизни (М.: Издательский дом Мещерякова, 2011). Теперь нет-нет, я читаю эти книги своей старшей дочери (7 лет), но надеюсь, также, что через некоторое время они послужат для работы и с чужими детьми.

родителям

Previous post Next post
Up