Люди анонимно рассказывают истории, а психолог-профи на канале РАБОТА ПСИХОЛОГА их комментирует.
Сегодняшняя история:
https://killpls.me/story/21945 " Было бы смешно, если бы не было так грустно. Мой сын объявил, что стал эльфом. Я понимаю подростков, но ему 33 года... К психологу наотрез идти отказывается, а силой не затащишь. Девушки нет и никогда не было, надеяться, что создаст семью -
смысла нет, уже даже не заикаюсь о внуках. У друзей все дети давно нашли себя в жизни, у кого работа хорошая, у кого семья. А этот, как оказалось, восемь лет сидит на форумах эльфийских сектантов и мечтает всерьез уплыть в Валинор. Мы с мужем стараемся подыгрывать и молчать, но сил делать вид, что все нормально, уже не хватает.
Недавно прибился к нашему дому котенок, так сын объявил, что это реинкарнация умершего нашего кота, мол его эльфийская подруга Мелиан это предвидела... Последней каплей стало то, что он хочет сменить свое паспортное имя на Кумехтара. Постоянно мучают мысли, что мы что-то проглядели в его воспитании, почему не можем ничего сделать... КМП родителей Кумехтара".
Мало данных
Это тот случай, когда начинать надо с признания "мало данных для обоснованных выводов". Мать терзается чувством вины, что что-то проглядела в воспитании мальчика (к слову, прошло уже два раза по детству после детства, влиять на него они могли лет до десяти, в подростковом возрасте, юности и взрослости влияние родителей действует в ограниченных пределах).
Работает ли мужчина? Содержат ли его родители? Как далеко зашла социальная дезадаптация? Ничего этого в описании нет. Если речь идёт о хобби и увлечении толкиенистикой, которой он посвящает всё свободное время, разговор будет одним. Если речь идёт об утрате навыков гигиены и самообслуживания, и "эльф" забывает принимать душ и чистить зубы, не убирается в доме и ест что дадут, это уже разговор с психиатром, а не с психологом.
Желание изменить имя в паспорте может свидетельствовать об остром кризисе идентичности. Так называется состояние, когда человеку не нравится ответ на вопрос "Кто я?".
Мужчина открыто заявляет о том, что своё Я (пол, возраст, социальное положение) ему неприятно. Переживание дискомфорта заставляет его убегать в не-Я (мог наряжаться женщиной, мог фантазировать о себе как о ребёнке, подкинутом в эту семью, в данном случае не-Я это не человек вообще, а эльф).
Подыгрывать не надо
Почему они подыгрывают ему? - вот главный вопрос, который задаёт себе психолог. - Информация об увлечении сына лежит в открытом доступе, "сектантской" закрытости на тему саги "Властелин Колец" и форумов, где общаются толкиенисты, никакой нет.
Предположу, что они боятся столкнуться с психопатологией.
Фраза про уплыть в Валинор, как и смена имени, имеет важный подтекст. В Валиноре эльфы Средиземья, по книге, обретут бессмертие. Иными словами, мужчина мечтает жить вечно.
Это уже отрицание реальности. Взрослые люди знают о том, что смертны и умрут. Вместе со всей семьёй. Родители эльфов не умирают и сами эльфы тоже.
Зацикленность на поисках бессмертия может быть психиатрическим симптомом, но только квалифицированный врач-психиатр может установить, идёт речь о сверхценной идее или о бредовой системе.
Сверхценные идеи
У каждого из нас есть убеждения, и большинство из них - логически обоснованные, тесно связаны с особенностями личности, базируются на реальной ситуации и обладают большим эмоциональным зарядом.
Сверхценная идея "выплатить ипотеку" так вообще овладела миллионами )))
В психиатрическом смысле сверхценная идея - это не просто доминирующая в мышлении человека мысль. Это мысль, которую человек:
1) перестал воспринимать критически (есть у героя истории),
2) побуждает деятельность человека (после смены паспорта этот пункт будет выполняться),
3) приводит к дезадаптации в социальной среде (как только начнёт случайно встреченным людям в транспорте и магазинах рассказывать, что он на самом деле эльф, критерий будет выполняться),
4) определяет узконаправленную деятельность (как только начнёт собирать вещи к отплытию в Валинор, критерий будет выполняться).
Систематизированный бред
В отличие от сверхценной идеи, в основе которой лежат реальные события и факты (книга Толкиена, фанфики по книге, кинофильмы и сериалы по книге, популярность текста и кино на этот сюжет), систематизированный бред имеет ложное содержание (например, соседи портят лодку, на которой собрался отплыть в Валинор, - хотя соседи ни слухом ни духом о лодке не слышали).
Систематизированный бред характеризуется полной утратой критики, приводит к избирательному подбору впечатлений и фактов и узконаправленной деятельности (например, услышал обрывки разговора соседей, сделал вывод об их коварных планах и начертил знаки на двери соседей, чтобы защититься от их желания повредить лодку для отплытия в Валинор).
Если сверхценная идея со временем может потерять часть эмоционального заряда и сверхзначимости (любой из нас может вспомнить неотступное желание обладать чем-то, от золотой цепочки до своего автомобиля, которое со временем теряло свою страстность и становилось просто фактом жизни), то бред только развивается, обрастает подробностями, внутренней логикой и силой.
Косвенным признаком систематизации может служить указание на то, что эльфийская подруга Мелиан предвидела реинкарнацию умершего кота. В бред как бы "вплетаются" всё новые события и факты. Без лекарств с этим состоянием не справиться.
Эльфы, по тексту, совершеннее людей. Так что именно "систематизированный бред с повышенной самооценкой" врач-психиатр и должен исключить.
Если не бред, то что?
После интервью врача-психиатра с человеком, по итогам которого у психолога на руках есть чёткое заключение, что хронического бредового расстройства в данном случае нет, наступает время психолога с его гипотезами, что же случилось с мужчиной.
Страх смерти, - своей, смерти родственников, называется в профессиональной литературе "танатофобией". Если желание вечной жизни среди эльфов - отражение страха быть простым смертным, живущим свою земную жизнь, то психолог будет работать именно с этим эмоциональным нарушением.
Если страх имеет патологическую интенсивность (очень силён), то врачи-психиатры могут помочь лекарствами, которые снимают генерализованное тревожное расстройство.
В любом случае, стрелять в автора истории не надо. Лучше рассказать ей, что хорошее лечение начинается с хорошей диагностики и убедить начать с визита частного психиатра на дом.
Источник