2 июля на общественном совете при мэре Москвы решилась судьба подземного пространства Пушкинской площади - транспортный узел с тоннелем и паркингом под Тверской был принят, а торгово-досуговый центр мэр решительно отклонил, чем вызвал овации зала. Другим ключевым вопросом совета был район Олимпийского проспекта с башней Первого канала. Также одобрили: музей авиации на Ходынском поле и дом в начале Якиманки
Проект транспортного узла на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров с устройством тоннеля под Тверской и торгово-досугового центра с подземным паркингом существует уже около пятнадцати лет. За это время он обзавелся и защитниками, и противниками, и не только среди населения окружающих домов. Сегодня проект рассматривался на совете повторно и был подан как «подарок инвестора городу». По проекту все движение транспорта, которое идет по бульвару и сейчас пересекает Тверскую улицу, будет спрятано в подземные тоннели, что позволит выезжать из центра города по Тверской улице почти беспрепятственно. Одновременно с этим под землей планируется 4-уровневый торгово-развлекательный центр (площадь - 34 тыс. кв.м.) и паркинг, который позволяет убрать с поверхности 800 машин, что, по словам главного архитектора Москвы, освобождает улицу для полноценного движения. Под землей станция метро Чеховская будет связана с двумя другими - Тверской и Пушкинской. По замыслу проектировщиков памятник Пушкину останется на своем нынешнем месте (где раньше был Страстной монастырь), а на противоположной стороне, где с 1880 по 1950 стоял памятник - планируется «вывести транспорт и соединить скверик вокруг бывшего пушкинского места с Тверским бульваром.
Главным оппонентом проекта выступили члены ЭКОСа, которые назвали его не вполне правдоподобным. В частности, они сказали, что такого «пушистого бульвара», который показан на макете - никогда не будет, так как в ходе строительства вырубят 301 дерево и баскетный куст, вместо которых собираются проложить асфальт и газоны. Также они отметили, что проект подробно показывает движение транспорта, но совсем не учитывает пешеходов, которых здесь намного больше. Наибольшей критике подвергся подземный торговый центр, который планируется разместить на месте памятников археологии и культуры 16 и 17 веков - белокаменных стен и фундаментов Страстного монастыря, снесенного в 1937 году. ЭКОСовцы предложили провести тщательный анализ территории, который возможно вообще остановит стройку, так как археологические открытия часто попадают под федеральную охрану, и воссоздать если не весь Страстной монастырь, о чем сейчас многие говорят, то хоть указание на него, например часовню. Также участники ЭКОСа заметили, что реализация подземного проекта кардинально изменит весь ландшафт площади и ее геометрию, а торговый центр, проект которого появился в начале 90-х, когда город был бедным, сейчас вообще сложно назвать подарком, а скорее просто хорошим расчетом. Все выступающие сошлись во мнении, что проект транспортной развязки столь локален, что не решит проблему перегрузки центра и нужно к нему добавить перекресток у Никитских и Петровских ворот.
В итоге Юрий Лужков, отметив, что место очень спорное, вынес решение в пользу развития транспорта, и согласился с необходимостью продолжить проект в районе Петровки, Трубной и у Никитского бульвара. Помимо тоннелей был одобрен и подземный паркинг на 800 машин. По поводу пешеходных зон решено было развивать их не больше не меньше, а равноценно с транспортными. А вот Страстной монастырь «восстановить не получится» и в качестве компенсации мэр предложил сделать открытыми для посетителей «элементы прошлого», которые будут обнаружены. Что касается самого критикуемого момента - торгового центра, то он был окончательно отклонен мэром: «зачем нам тут торговый центр? Нам он здесь совсем не нужен».
Вторым был показан проект развития Олимпийского проспекта и строительства на нем башни «Первого» телеканала («Моспроект-4», арх. Ю.В. Калмыков). Проект рассматривался повторно и на сей раз площадь офисов в нем, согласно рекомендациям, сокращена на 185 тыс. кв.м. Речь идет об общей концепции застройки места прямо перед спорткомплексом «Олимпийский» - одним из заметных, если не сказать знаковых, сооружений 1970-х гг. Участок строительства башни приблизительно совпадает с небольшим газоном-холмиком, сразу за перекрестком Олимпийского проспекта и улицы Дурова - сейчас на этом газоне обычно выкладывают разные картинки и надписи из цветов. Газон хотя и приподнят, но место это низкое, так как расположено недалеко от бывшего берега одного из Самотечных прудов на реке Неглинке.
Однако несмотря на сравнительно низменное положение, башня собирается стать главным высотным акцентом района. Ее высота - около 46 метров, внутри планируется разместить «не столько офисы», сколько студии и медиа-парк, где каждый желающий сможет посмотреть, как делается ТВ. Впоследствии должен быть проведен отдельный конкурс на архитектуру башни.
Помимо башни, на другой стороне Олимпийского проспекта и напротив театра им. Дурова проектируется объемный многофункциональный центр с небольшим комплексом «Храм детства» при нем, а также - многофункциональный комплекс над существующим гаражом на Олимпийском, 10. Также рядом с театром Советской армии должна открыться новая станция метро, от нее до комплекса будет проложена пешеходная зона и сделаны два пешеходных мостика. При ТВ-башне планируется на 4 тыс. машин, из него для телецентра по расчетам нужно только 900.
Мэр Москвы одобрил проектную концепцию и решил по мере необходимости выносить на Общественный совет ее отдельные элементы. А башня телецентра была названа присутствующими важной вертикалью, со-масштабной огромному Олимпийскому стадиону.
Быстро был принят проект комплекса Национального музея авиации и космонавтики на Ходынском поле («Моспроект-4», арх. А.В.Кузьмин), который входит в состав градостроительного комплекса Северной части территории Ходынского поля. Проект представляет собой торгово-выставочный центр, с доминантой в виде высотной башни музея, силуэт которой не без намека напоминает форму первых космических ракет В.П. Королева. Авиационная тема будет отражена и в интерьерах музейного здания. Комплекс включает в себя трехуровневый подземный паркинг на 800 машиномест.
Также приняли проект застройки многофункциональным комплексом участка на Большой Якиманке, вл. 2-4. Проект рассматривался неоднократно и сейчас он предлагает увеличение подземных этажей торгово-общественного комплекса с двух до трех и создание перекрытия, соединяющего пешеходный мост через Водоотводный канал на Б. Якиманку с самим комплексом. Многофункциональный комплекс (общая площадь с паркингом - 22 700 кв.м.) будет включать апартаменты, зоны отдыха и эксплуатируемую кровлю 3-го этажа со сквером. Ю.М. Лужков поддержал проект, отметив, что «для гостиницы выбрано хорошее место, на спуске с моста, откуда открываются видовые места».
Первоисточник