Так мозг или не мозг? Об интеллигенции в рамках одной метафоры.

Sep 24, 2016 15:15

Оригинал взят у papuas_tt в Так мозг или не мозг? Об интеллигенции в рамках одной метафоры.


Есть метафора якобы употребленная В.И.Лениным в отношении интеллигенции покинувшей Советскую Россию. Честно говоря, для меня не суть важно было это сказано или нет. Меня интересует эта метафора, как таковая. Итак, давайте разберёмся в рамках этой метафоры - мозг или не мозг покидал свою Родину в то сложное время.

Совсем не важно происходило это в индивидуальном или групповом порядке, через Крым и Константинополь,  на пароходах, или «вплавь на веслах», или по железной дороге, или пешком, или бегом сломя голову. Не важно. Не важно даже по своему желанию покидали  или принудительно. Не важно, потому что не вернулись, потому что не захотели работать на «хама», на народ то есть. Потому, что отстранились, когда увидели, что революция, которую они ждали и желали, - это не прекраснодушные речи с трибун и прочее самолюбование, а труд. Тяжкий труд рождения новой жизни.

Давайте разберем эту метафору: « Интеллигенция мозг нации». Нация, в данном случае русская, сравнивается с организмом - человека, понятное дело, как существа в социальной, а не только биологической жизни которого мозг играет главную роль. Без мозга может жить только от природы безмозглый организм, если был таким создан природой, а это не наш случай. Человек же без мозга погибает, как и в случае сильной травмы этого мозга.
 Понятно, что покидая организм (Россию) интеллигенция (мозг) обрекала её на гибель - это если она мозг, каковым себя считала. Если же она не мозг, а субстанция прямо - органически и метафорически - противоположная,  то исход её ведёт не к смерти организма, а является закономерной процедурой очищения предусмотренной матушкой природой.

Нам осталось лишь посмотреть, что стало с организмом (Россией) после исхода интеллигенции (мозга?). А всё хорошо стало: заводов настроили, школ, институтов наоткравали, фашистов победили, ядерный щит создали, в космос первые полетели, стихи писали, романы, симфонии сочиняли, и балет у нас был лучший в мире - полный и прекрасный набор науки, культуры и искусства. Получается что организм, который можно уже назвать СССР, расцвел здоровьем, следовательно, покинувшая его в критический период, интеллигенция не мозг, а его прямая противоположность.

Этот расцвет культуры и науки обеспечила та часть старого российского образованного класса, которая осталась со своим народом, на своей Родине, и новое поколение созидателей науки и культуры, выросшее на советской почве.



Говоря о роли и месте интеллигенции, (а так уж получается, что сказав интеллигенция, неминуемо попадаешь в ловушку и начинается разговор об этих самых «судьбах её» и невольно вспоминается образ Васисуалия Лоханкина из Романа Ильфа и Петрова (см. верхнюю картинку), нельзя не сказать о роли её в разрушении Советского Союза.

Единство рабочих, крестьян и интеллигенции, которым мог гордиться советский народ в определённый период своего развития, было нарушено, и нарушила его интеллигенция, перестав давать народу то, что должна была - качественный интеллектуальный продукт.



Если бы в конце восьмидесятых переродившаяся советская интеллигенция покинула СССР, то организм государства очистился. И СССР стоял бы нерушимо. Но очищения не произошло, и переродившийся в свою противоположность мозг отравил всё и вся.

Причём от краха социализма сама интеллигенция пострадала больше всех. Но здесь уже нужна другая метафора.

--------------
Вместо P.S.



общество., образование, Ростов-на-Дону, культура

Previous post Next post
Up