Читая трагедию «Фауст» И.В. Гёте (2)

Jul 21, 2016 12:27

Оригинал взят у svao_eot в Читая трагедию «Фауст» И.В. Гёте (2)


Окончание доклада Марины С., который отражает противоречивость восприятия творчества Гете и конкретно трагедии «Фауст», заложенных в нем идей и созданных образов.

* * *
Часть 2. Можно ли назвать Фауста гуманистом

На предыдущем заседании ЛИК Владимир выступил с докладом, в котором убедительно показал, что Фауст, вообще-то говоря, судя по его словам, поступкам и силам, которые он выбирает себе в помощники, далек от христианской традиции и гуманизма.
В ответ я бодро зачитала последний монолог Фауста:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил:

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной

Увидеть я б хотел в такие дни.

Тогда бы мог воскликнуть я:"Мгновенье!

О, как прекрасно ты, повремени!

Воплощены следы моих борений,

И не сотрутся никогда они".

И, это торжество предвосхищая,

Я высший миг сейчас переживаю.

На основании чего сделала скоропалительный вывод, что Фауст прошел долгий путь, пролегший и через труп Гретхен, и по пеплу мирной  хижины  Филемона  и Бавкиды, обугленным руинам анахронического патриархального быта, и через ряд сладчайших  иллюзий,  обернувшихся  горчайшими  разочарованиями. Все это осталось позади. Он видит перед собою не разрушение, а грядущее созидание, к которому он думает теперь приступить.

А значит, Фауст - гуманист. Что и требовалось доказать.

Однако некое беспокойство возникло. Все же Фауст кто?- гуманист или нет? А Гретхен - это жертва или убийца? потому что можно привести цитаты,  неопровержимо доказывающие оба утверждения.  И чувство, что все не так элементарно.
Поэтому решила прочитать «Фауста» снова. Повнимательней.
Оказалось, что свой последний монолог Фауст произносит, уже будучи незрячим. Вот досадная подробность. Т.е. в реальности «народа свободного на земле свободной» еще нет, а если бы и был-то видеть его он не смог бы по причине слепоты.
Выходит, что в решающий момент жизни Фауста все не так однозначно, как хотелось бы.
Прямо как в настоящей жизни. И в нашей современной, в частности.
Вспоминаются любимые строки Омара Хайяма:

«Все что видим мы - видимость только одна,
Глубоко от поверхности моря до дна,
Принимай несущественным явное в мире
Ибо скрытая сущность вещей не видна».

Итак, по порядку.
Театральное вступление настраивает на легкомысленный лад, следуя пожеланию Директора:

«Избытком мысли поразить нельзя,

Так удивите недостатком связи»

А на самом деле  Автор вложил столько мысли, и так структурировал произведение, что получился неисчерпаемый интеллектуальный, поэтический, национальный… метафизический источник для немцев, современников Гете  и потомков. Энциклопедия жизни того времени и не только.

И зрителя-читателя Автор настраивают на незамысловатое развлекательное представление :

В дощатом этом - балагане

Вы можете, как в мирозданье,

Пройдя все ярусы подряд,

Сойти с небес сквозь землю в ад.

Директор, поэт и актер, между прочим - комический, хотя перед нами произведение - трагедия, затеяли поставить пьесу. Она должна быть занимательной - чтобы народ валил валом, а театру был доход.  А Гете - режиссер, кукловод,  своим гением вдохнул жизнь в своих персонажей.
Далее Пролог на небе - согласование гарантии спасения души, чтобы Фауст ни совершил.

Мефистофель,   прерывая славословия архангелов, утверждает, что на земле царит лишь

...беспросветный мрак,

И человеку бедному так худо,

Что даже я щажу его покуда.

Убежденный  в своем навыке искусителя, он  заявляет  господу,  что  берется  отбить  у   него   этого "сумасброда". Господь принимает вызов Мефистофеля. Он  уверен  не  только  в том, что Фауст

Чутьем, по собственной охоте

...вырвется из тупика.

но и  в том, что Мефистофель  своими  происками  лишь  поможет  упорному правдоискателю достигнуть высшей истины.

(Может быть, было бы любопытно установить проекции  между двумя троицами Директор- Поэт-Актер (комический) и Господь - Мефистофель - Фауст и повнимательней рассмотреть- подобие, сферы влияния, отличие, отведенную роль, пределы полномочий… и т.д. )

Чтобы управиться с целым мирозданьем в создаваемом творении и с героями разворачивающейся драмы -  Автор должен обладать сверхсмелостью, исключительной духовной  силой и непоколебимой уверенностью в себе. Что, собственно, Гете и доказал, реализовав свой замысел в слове - текст трагедии «Фауст». Но это больше, чем текст, книга. Это творение нечто грандиозное, непостижимое для меня. Загадка.
(Автор-творец Гете знает про отдельные части создаваемого - поэзию, науку, религию, природу, …., философию, историю, …,Человека - ВСЕ. Гете осуществил синтез всего, чем повелевал. Произведение Гете целостно и совершенно как жизнь. Какое-то чувство подсказывает, что Гете дерзнул соревноваться с самим Господом, чье творение безупречней. Если Господь оперировал Словом: Вначале было Слово. А  Гете создавал свое святое писание со словами: «в начале было Дело», что не мешало Духу чудесным образом пронизывает трагедию. Удивительно и непостижимо. Мозг в ступоре, зависает. Чувствует свое бессилие и несовершенство. Нужна какая-то другая настройка, чтобы  принимать одновременно утверждения: Фауст-человеколюб, Фауст - убийца, Гретхен- жертва, Гретхен-убийца, трагедия-это комедия, свет-это тьма, и т.д.
Предположение: сделав (каким-то образом) мозг человека (а значит и его самого) более совершенным - можно постигнуть Совершенное творение Совершенного Гете? Как это возможно? И возможно ли для всех желающих? Или только для небольшого круга избранных людей?
Кажется, что во-первых, настроив каким-то образом мозг по-другому, поймешь в полной мере творение Гете, откроется иное мироздание, где правят свои законы. А во-вторых  если можно создать совершенную книгу, то м.б. можно создать и другую реальность (без воздействия на мозг человека), чуть более совершенную, чем имеется (Гомункула же вырастили). И правила игры подходящие установить….Гете что-то об этом знал…другими словами… - трагедия «Фауст» - модель новой реальности, так сказать улучшенной, более управляемой…- это уже во время чтения доклада появлялись такие крамольные дополнения, причем часть 1- это образ того, что есть (женственность - Гретхен), а часть 2- то совершенное, что должно быть (Елена).
Что служило Автору опорой, откуда черпал вдохновение, что давало энергию, которой наполнена трагедия? Религия? Наука? Любовь? Природа? Погружение в античный мир? А может, «ничто» с Матерями и вечной женственностью?

Договор с Мефистофелем

Увлеченный смелой мыслью развернуть с помощью Мефистофеля  живую, всеобъемлющую деятельность, Фауст выставляет собственные  условия  договора:

Мефистофель должен ему служить вплоть до  первого  мига,  когда  он,  Фауст, успокоится, довольствуясь достигнутым:

Едва я миг отдельный возвеличу,

Вскричав: "Мгновение, повремени:" -

Все кончено, и я твоя добыча,

И мне спасенья нет из западни.

Тогда вступает в силу наша сделка,

Тогда ты волен, -  я закабален.

Тогда пусть станет часовая стрелка,

По мне раздастся похоронный звон.

Как этот уговор осуществляется?

Наступает момент, когда по воле автора Фауст ослеп и устремлен мечтами в будущее, именно тогда он произносит роковую фразу «Мгновение, повремени». Его Душу уносят ангелы. А Мефистофель остался ни с чем. Как будто так, а  вроде не совсем так складываются  обстоятельства, чтобы по уговору завладеть душой Фауста.  Есть смещение, какие-то  доп. препятствия,  неоднозначности…и объяснить-то толком не получается…
Еще обращает на себя внимание, что Фауст сотрудничал на пути познания и поисках истины не только с Мефистофелем, но и с духами природы - макрокосма, земли, и Матерями. Здесь Мефистофель ему не товарищ и не помощник, языческая преисподняя для него закрыта… совсем другие сферы и иерархии?
Удивляет вот что. Гете вложил всю силу своего человеческого разума, воображение, творческое озарение, чтобы создать трагедию Фауст.  Но почему-то устами Фауста говорит (здесь перевод Холодовского):

На всё готов я, всё я испытаю:
В твоем «ничто» я всё найти мечтаю.

Что это? Ставка на «ничто» самого Гете (по выражению Шарлотты Шиллер)? Отказ от силы разума? Возвеличивание природного начала? Куда это может привести и привело  немцев? К фашизму. 
Именно об этом С.Е.Кургинян пишет  в газете Суть Времени 61 от 22 января 2014 г. цикла статей «Судьба гуманизма в ХХI веке».
Вот как после этих слов сказать, что Фауст - гуманист? Не получается.
Великая трагедия «Фауст» завершается мистическим хором:

Все быстротечное -
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь - в достиженье.
Здесь - заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней.

Хочется читать и вчитываться в эти слова,  разгадать суть, потому что «Фауст» Гете - это тайна. Неужели Шарлотта Шиллер была права, сказав, что Гете сделал ставку на «ничто»?

Выводы:
- трагедия Гете «Фауст» исключительное явление в культуре.
-Гете - величайший немец.
-бессильна охватить целиком это творение.
- обсуждение трагедии на ЛИК- маленькая песчинка целого, как будто бы постояли в прихожей храма, а сам храм - недоступно сияет в отдалении или потоптались в дельта -окрестности точки а в определении предела в точке.
- чем-то зловещим веет от Гете и его «Фауста». И Гете, и Фауст - не гуманисты в нашем коммунистическом и христианском понимании.

образование., литература, Ростов-на-Дону, воспитание, культура

Previous post Next post
Up