Оригинал взят у
barsukov в
Новый спектакль московского театра "На досках", впечатления О театре Кургиняна я впервые услышал из случайно попавшейся под руку газетной статьи, в которой автор, по стилю молодой амбициозный журналист, очень старательно и очень красочно критиковал режиссера за то, что, мол-де, актеры -
на самом деле не актеры вовсе, а профессиональные политики, "взрослые серьезные люди", скачущие по сцене в черном трико перед "сумасшедшей", типа насильно запертой в зрительном зале, публикой.
Более высокую оценку театру придумать сложно, и потому с тех пор в театре "На досках" я стал стойким завсегдатаем, хотя лично мне на представления приходится приезжать издалека, заранее озадачиваясь билетами и отгулами.
Спектакль "Жду любви" - не совсем новый, его в театре, оказывается, уже ставили. Но в нынешнем виде он практически полностью перепоставлен: другой порядок новелл, дополнение текста новыми авторскими отступлениями, пополнение труппы молодыми актерами - всё придает спектаклю новый, более выразительный, единый смысл.
Оригинальный текст - четыре коротких рассказа Василия Шукшина ("Хахаль", "Думы", "Три грации", "Хмырь") - могут кому-то показаться чересчур простым, незатейливым жизнеописанием деревенско-провинциального быта. Спектакль же, в котором эти четыре новеллы связаны в единую смысловую композицию, наглядно показывает, что на деле это вовсе не так. Что Шукшин на деле - вовсе не певец деревенского уныния, и не хохмач над советской послевоенной действительностью; Шукшин - художник-экзистенциалист, исследующий и описывающий человеческие низменные стороны в поисках человеческих же высоких смыслов. По мне - экзистенциализм - это как раз необусловленность Человека внешней средой, торжество Человека над Природой, Мышления и Эмоций - над Обыденностью.
Не могу согласиться с театром (с режиссером) в том, что Шукшин писал о совсем уж "мертвецах". Рассказ не стал бы называться "Думы", если бы председатель колхоза Матвей Рязанцев был бы совсем уж бездушным мертвяком. Совсем "мертвый" председатель не стал бы так томно тревожиться, ни из-за ночной гармони, ни тем более из-за пропажи гармониста-Кольки; мертвые не задумываются, ни о радостях-смысле жизни, ни тем более о любви. В спектакле, впрочем, есть изрядная доля оптимизма: молодое поколение (его роль исполняет молодая актриса А.Бушуева), тоскующее об известном лишь понаслышке СССР, пытается найти именно Любовь. Молодое поколение - как раз и есть образ будущего, связывающее в одно целое все четыре новеллы.
Эрос.
Со времен перестройки по стране гуляет анекдот о том, как некая советская женщина во всесоюзном прямом эфире объявила, будто "в СССР секса нет!". Справедлив ли этот анекдот? - И да, и нет.
В новом спектакле глубоко отражена тема русского эроса, который никогда не существовал в отрыве от некоего высокого смысла; в свою очередь, высокий смысл не мог существовать в отрыве от эроса, физическая близость еще более оживляет смысл любви. Потому-то русские люди, в том числе и в советское время, так и не научились к своим взаимоотношениям навешивать ярлык "секс". Об этом говорят и пушкинская Татьяна Ларина, и толстовская Наташа Ростова, и многие другие литературные персонажи. Об этом же говорит Шукшин, об этом же - спектакль "Жду любви".
В оригинале Шукшина "хахаль" Костя и его новоявленная знакомая Нина остаются в комнате наедине и вместе чистят картошку, пытаясь найти тему для разговора, подразумевая некие дальнейшие отношения; в спектакле же та же Нина (в исполнении А.Кудиновой) в этом же месте совершенно открыто дает своему смущающемуся спутнику понять, зачем их оставили наедине, и также явственно показано, почему, по какой незримой причине интрига закончилась, так толком и не начавшись.
Словами этого всего не опишешь, это нужно читать (рассказы, по которым поставлен спектакль, кстати, короткие совсем) смотреть, слушать, вникать, внимать и понимать, обсуждать. Извлекать то, что нельзя объяснить словами, что можно показать только на сцене, что лежит целиком на совести режиссера, что позволяет ему трактовать исходный текст чуть по-своему, чтобы показать именно те образы которые вкладываются в пьесу.
Еще немного о театре. В числе зрителей вы можете встретить политиков, врачей, учителей, ученых, десятилетних детей и даже находящихся в двух-трехдневном увольнении действующих ополченцев Донбасса:
(товарищу Лому, кстати, - большой привет:-))).
Зрительный зал, как правило, заполнен до отказа, заняты даже места на ступеньках между рядами - зрители сидят на поролоновых подушечках. Потому, особенно если вы не москвич, бронировать билет лучше заранее, по телефону.
После спектакля есть возможность пообщаться актерами и режиссером. Можно, к примеру, уточнить у А.Бушуевой (упомянутой выше молодой актрисы), как, каким образом связаны её участие в проекте "Дети России - детям Донбасса", её поездки в самый разгар боевых действий по школам Донецкой и Луганской областей, и как это всё связано с её последующим выступлением на театральной сцене.
Можно даже с режиссером встретиться-поговорить, поспорить даже:-)
Продолжительность спектакля - около полутора часов. Чаепитие и обсуждение - примерно столько же или больше, насколько кого хватит:-)
Одним словом - настоятельно всем рекомендую.
Очередной спектакль обещают показать
в субботу, 5 марта.