Оригинал взят у
bin_rada в
Права человека - роботам! Фантастика фантастически быстро превращается в нашу обыденную жизнь. Совсем недавно мы зачитывались
книгами фантаста Айзека Азимова с придуманными им 75 лет назад законами робототехники. А сегодня в мире вовсю обсуждаются законы об эмансипации роботов.
В сентябре Британский институт стандартов выпустил документ, регламентирующий этику роботов. А Европарламент с начала лета обсуждает возможность сделать роботов практически гражданами. «По меньшей мере некоторые, наиболее сложные автономные роботы могут получить статус электронных лиц, наделяющий их специфическими правами и обязанностями», -
говорится в проекте резолюции, которую депутаты из Комитета по законодательству направили своим коллегам.
Умных роботов становится всё больше, умные роботы с неизбежностью будут социальными, и люди, в свою очередь, не сумеют их не одушевлять. Алгоритмы поработят людей - если не нашу волю, то точно наши чувства.
Люди жалеют роботов. Люди и взаимодействуют с роботами как с себе подобными. Люди считают роботов почти живыми существами. От склонности антропоморфизировать роботов не могут избавиться даже профессионалы. Можно подумать, что люди одушевляют только человеко- или звероподобных роботов, но это совсем не так: люди называли свой робот-пылесос «важным членом семьи» и «почти питомцем», приписывали ему чувства, намерения и уникальные черты.
АIВО - один из популярных роботов-компаньонов, известный во всем мире.
Рынок потребительских роботов растёт как на дрожжах. В 2015 году было
продано 6,6 млн сервисных роботов (пылесосов, газонокосилок и очистителей бассейнов), а в 2020 году, как подсчитала исследовательская компания Tractica, их продадут больше 30 млн.
С точки зрения многих учёных, занятых в робототехнике, сильный искусственный интеллект, полноценное сознание машины, создать невозможно. Но чтобы люди только думали, что имеют дело с мыслящим существом, достаточно имитации, обмана. Социальный процессор, встроенный в человеческое сознание, настолько мощный, что готов воспринимать мыслящим и одушевлённым существом практически любой объект, обладающий сложным поведением, даже если поведение это создано алгоритмом. В этом состоит
«большое жульничество» искусственного интеллекта: когда робот выглядит как разумное милое создание, мы считаем его разумным.
iRobi Q - робот-воспитатель-сторож-метеоролог.
В ситуациях, когда робот и человек вместе решают какую-то задачу, люди ценят в роботах проявление самостоятельности. Люди ценят в роботах человечность.
Есть множество свидетельств привязанности людей к роботам, но вот только сами роботы к людям не привязываются. Они в большинстве своём даже не имеют программного обеспечения для распознавания людей. С точки зрения робота-пылесоса Roomba или военного робота-пакбота, применявшегося в Ираке, каждый из нас - всего лишь препятствие на пути.
Первые русские терминаторы. Российские боевые роботы
Источник В США не отстают от Европы:
США, 6 декабря, РИА
ФедералПресс. Ученые уверены, что в ближайшем будущем людей и роботов поставят на одну ступень. Их права необходимо будет приравнять.
Исследователи-футурологи из британских организаций Outsights и Ipsos Mori представили свой доклад на конференции, посвященной научно-фантастическим вопросам. В ходе мероприятия мировые ученые обсуждали права роботов, обладающих искусственным интеллектом.
Большинство специалистов предположили, что искусственный интеллект позволит роботам получить те же права, что есть и у человека. Высший научный деятель при правительстве Великобритании Дэвид Кинг заметил, что произойти это может приблизительно к 2056 году.
Источник В России о правах роботов тоже заговорили:
Основатель Grishin Robotics, председатель совета директоров и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин разработал концепцию первого в мире закона о робототехнике, предложив частично использовать в отношении роботов регулирование, которое применяется к животным и юридическим лицам. Искусственный интеллект как таковой не может в отсутствие эмоций делать роботов субъектами права, но роботы схожи с животными, поскольку способны совершать автономные действия, говорится в концепции.
Гришин допускает создание реестра роботов по аналогии с ЕГРЮЛ. Кроме того, к создателям роботов могут применяться нормы об ответственности владельца источника повышенной опасности, поскольку искусственный интеллект может причинить вред.
Также концепция предполагает и уголовное наказание за ряд действий человека и робота: «конструирование робота-убийцы специально для совершения правонарушения, отключение программных и аппаратных функций, блокирующих возможность причинения вреда человеку, конструирование робота, способного причинить вред человеку, и конструирование робота без осознания того, что он может быть использован для причинения вреда человеку».
Инвестор Promobot, первый проректор Московского технологического института Евгений Плужник и гендиректор компании Алексей Южаков в беседе с РИА Новости заявили, что считают инициативу Гришина своевременной и правильной. Плужник напомнил, что сейчас в России разрабатываются меры по регулированию беспилотных средств транспорта.
Между тем, по их мнению, роботов надо регулировать не так, как животных, а сделать субъектами права.
«На мой взгляд, необходимо юридически формализовать когнитивные функции роботов и предоставить им усеченные права людей в Гражданском кодексе, а не приравнивать роботов к животным, когнитивные функции которых крайне ограничены. К примеру, уже сейчас можно робота научить, что хорошо и что плохо, а, к примеру, домашнее животное не может делать таких выводов», - отметил Плужник, добавив, что через некоторое время искусственный интеллект позволит роботам принимать вполне осознанные решения.
В отличие от животных, искусственный интеллект и его оболочки умеют излагать и доносить информацию, указал в свою очередь Южаков.
Источник Придуманные Айзеком Азимовым в конце 30-х/начале 40-х годов ХХ века законы робототехники перевернули «представление» людей о роботах в научной фантастике. До этого умные машины рисовались писателями в основном как монстры, пытающиеся захватить власть и поработить людей. Азимов и другие фантасты стали рассказывать о сотрудничестве людей и роботов. Поэтому понадобилось придумать некие этические правила, которые оформились в три закона роботехники.
Три закона роботехники Законы гласят:
· Робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
· Робот должен выполнять приказы человека, кроме приказов, противоречащих Первому закону.
· Робот должен заботиться о своей безопасности, если это не противоречит Первому и Второму законам.
Нельзя не заметить, что концепция Дмитрия Гришина перекликается с законами роботехники от Айзека Азимова. И это существенно важно - писатели-фантасты должны выступать некими предтечами, позволяющими задумываться о ситуациях, которых ещё нет, но которые возможны в будущем. Сущностно важной при этом является идеология писателя-фантаста: гуманист ли он, или, может быть, гностик. Считает ли возможным решение любой проблемы силой человеческого разума, либо считает, что человечество идёт по пути вырождения и самоистребления.
Эволюция