«Неоновый фашизм» - часть 1

Nov 20, 2016 15:03

Оригинал взят у grigoriy_karpov в «Неоновый фашизм» - часть 1


Весной этого года состоялась премьера фильма «Неоновый демон» (на российских киноэкранах он появился летом). После просмотра одного только трейлера мне по большому счету уже все стало понятно: очередной удар расчеловечивания наносимый обществу при помощи такого мощного оружия, как современная массовая культура. Однако, прежде чем начать отвечать на этот вызов, пришлось дождаться, пока фильм появится в интернете и ознакомиться с ним полностью, чтобы никто не сказал, что сужу «по обложке». Просмотр фильма не только подтвердил первоначальные предположения о характере фильма, но и показал, что фильм еще более расчеловечивающий, чем можно было ожидать. Но дело не только в одном этом фильме, а в феномене. Фильм - только лишь маленькое отражение большого глобального процесса. Поэтому в этой статье я буду говорить о фильме и одновременно всматриваться через него в этот новый мировой процесс.

Кратко расскажу о сюжете, он достаточно прост. Молодая девушка Джесси (ей 16 лет) приезжает из провинции в Лос-Анджелес чтобы стать моделью. Обладая подлинной красотой, в отличии от других девушек, которые ложатся под нож ради красоты, она быстро очаровывает «продвинутых» в этом мире моды. С ней проводят фотосессию, на которую попадет не каждая, ей предоставляют почетную возможность закрыть показ. Быстро поднявшись в этой модельной иерархии, она портится и получает ненависть соперниц, которые в результате ее убьют. Сюжет сам по себе безобидный, но каждая деталь и подача омрачены тонкими и зловещими моментами, противоречащими всем классическим нормам. В этих деталях и скрыта вся сущность этого продукта современной культуры. Как известно, дьявол (в нашем случае демон) кроется в деталях. Давайте эти детали разберем.

Инициация смертью или архаизация, как следствие кризиса культуры
Как известно, с древнейших времен в мировой культуре практиковалось посвящение или инициация человека. Результатом ритуала инициации должен был стать новый социальный статус (роль в обществе) посвящаемого. Это требовалось для отделения детской жизни, когда главным человеком для ребенка была мать, от взрослой жизни, т.е. жизни самостоятельной и проходящей по новым правилам. Это были, например, посвящение в охотники, посвящение в воины и т.д. Ключевым в ритуале инициации является разыгрывание смерти. При этом участники ритуала инициации оплакивали посвящаемого как умершего. Эта символическая смерть и означает конец старой, прежней жизни, а затем возрождение и начало жизни новой, в новом социальном статусе.

Уже в современном модернизированном обществе инициация полностью не исчезла: ее используют для интеграции в определенные группы. Она была востребована, например, масонскими группами, в XX в. - группами оккультно-фашистскими и пр.

Так вот, возвращаясь к фильму, главная героиня хочет устроиться в модельное агентство, для этого нужны фотографии. С ней проводит фотосессию начинающий фотограф. Сюжет фотосессии - инсценировка смерти. Джесси лежит неподвижно, на шее, туловище и руках - бутафорская кровь. Сцена построена так, что камера не сразу захватывает фотостудию, сначала видны только декорации и не понятно настоящая это смерть или разыгранная. И это первая сцена фильма, т.е. с этой инициации смертью Джесси фактически и открывается дорога в мир высокой моды.

Введение в фильм этого в чем-то архаичного элемента не случайно и не единственно (о других таким элементах поговорим чуть ниже). Эти элементы, отсылающие к древним обычаям, которые как бы исчезли из культуры, но были возрождены заново, уже в современную эпоху, говорят о глубоком кризисе современной культуры. Кризис порождается неспособностью культуры ответить на современные вызовы, без ответа на которые невозможно продолжать полноценную жизнь. Человек интуитивно чувствуя, что задыхается в этом мире без ответа на предельные вопросы, не желая смириться с этим (а есть категория людей, которая смиряется, подавляя это внутри себя и не без последствий) пытается вырваться и преодолеть свою отчужденность. Однако, в большинстве случаев он попадает в ловушку суррогатных псевдоответов на этот вызов, которые обычно сохраняются в эзотерических (внутренних, скрытых) ядрах (очагах) культуры.

В принципе, в этом процессе ничего нового нет, это всегда было так. Если почитать крупных исследователей, то они пишут, например, о том, что всплески увлечения оккультными науками, магией, астрологией и пр. происходят в моменты кризиса культуры. На мой взгляд, стоит еще отметить, что культура в большей или меньшей степени, но всегда находится в кризисе, потому что развитие постоянно порождает новые вызовы, на которые не так-то просто ответить. И всегда существует возможность «бегства» в разного рода эзотерику. Эта эзотерика заключается в том, что в культуре сохраняются архаичные элементы (вышеназванные оккультизм, магия и др.), которые могут быть вновь востребованы. Это как-то заполняет смысловой вакуум в жизни отдельного человека или группы, но вовсе не является спасением для культуры. Наоборот, культура еще больше загнивает, а кризис превращается в полномасштабную катастрофу.

Ответы на эти катастрофы содержатся в сфере идеального. История выдвигает вперед силы, которые сохранили связь с этим идеальным и готовы ответить, как на духовные вызовы, так и социальные и тем самым двинуть человечество вперед, перевернув очередную страницу. Так было в случае крушения Римской империи, когда на историческую сцену вышел христианский идеал. Затем, на рубеже средних веков и нового времени, ответом на кризис веры (появление светских людей) стал проект Модерн, провозгласившей идеалы гуманизма, рационально познания, разума и прогресса. Но и этот великий по своему значению для человечества проект закончился глубочайшим кризисом и катастрофой первой мировой войны. Ответом на это стал советско-коммунистический проект, провозгласивший построение справедливого государства, нового человека и нового гуманизма с опорой на высшее начало в человеке и на достижения всей мировой культуры (без чего невозможно опереться на высшее начало в человеке - вспомните известный тезис Ленина: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»).

Теперь же, когда коммунистический проект потерпел неудачу и не возникло нового проекта и нового идеального, мы в каком-то смысле упали на «подушку» Модерна. Однако не трудно убедиться, что это только на первый взгляд так, ведь уже нет идеалов Модерна - они мертвы, нет целей Модерна, нет классического капитализма - есть мутировавший капитализм (особенности этого мутокапитализма я обсужу ниже). Все это называется постмодерн. И мы вновь имеем в чем-то прежний, а в чем-то обладающий зловещий новизной, глубокий кризис культуры. И фильм, который я взял отправной точкой для этих рассуждений - яркий тому пример. В эпоху классического Модерна невозможно было представить нечто подобное, но это стало возможным в постмодерне с его растабуированием сложных для человека тем (таких как смерть), его толерантностью, перверсиями и прочими атрибутами.

Поэтому сейчас я подведу небольшую черту под данным пунктом и вернусь к рассмотрению этого фильма «с близкого расстояния», с тем, чтобы потом вновь подняться на этот высокий уровень осмысления и обсуждения глобального процесса.

(Продолжение следует.)

Поделитесь этой публикацией в соцсетях:

кинематограф, образование., Ростов-на-Дону, искусство, культура

Previous post Next post
Up