Оригинал взят у
fleri_a в
ГАСЯТ ОГНИ «САЛЮТА»Авиагигант - с молотка
17 апреля состоялся очередной митинг рабочих и инженеров московского авиамоторного завода «Салют». Протестными акциями работники пытаются спасти свое знаменитое предприятие, с которого начиналась российская авиация. Как и вся наша промышленность, завод попал в плохие руки, его хотят акционировать, обанкротить, продать с молотка, вывезти из Москвы, можно сказать, выбросить на помойку. Для начала пытаются избавиться от классных специалистов, создают для них невыносимые условия. Люди боятся потерять свои рабочие места, всех активистов администрация заносит в черные списки - это первые кандидатуры «на вылет». Поэтому многие не хотят светиться в протестных мероприятиях.
Для митинга отгородили возле заводского дома культуры «Чайка» несколько десятков квадратных метров, площадь не больше двухкомнатной квартиры. Окружили это место металлическими решетками, потом сделали второе, но уже живое кольцо - из бравых ребят в полицейской форме. Это стало ритуалом в нынешнем государстве, критика действий администрации даже какого-то захудалого предприятия должна проходить под доглядом полицейских и омоновцев. Отряды этих «цензоров» перебрасывают для «редактирования» митингов, пикетов с одного места на другое. Критически настроенных людей в стране становится все больше, поэтому приходится увеличивать численность таких «военизированных редакторов». Ребята в форме, наподобие таможенной службы в аэропорту, тщательно проверяли у входящих на разрешенный пятачок у дома культуры личные вещи, бумаги и даже газеты, искали в них плохие слова, похожие на экстремизм. Тела входящих не ощупывали, в их карманах не рылись, чего не было, того не было, видно, такое распоряжение пока не поступило. Многие работники не стремились проходить этот унизительный контроль, столпились по другую сторону загородки. Участникам митинга раздавали листовки с разъяснением, как лучше вести себя, использовать свои права при сокращении. Эта бумажка похожа на инструкцию для пользования парашютом. За какой ремешок нужно потянуть, чтобы над тобой раскрылся спасительный купол, возможность спастись при катастрофе.
Работа - это основа жизни, цивилизации. Как работают, так и живут люди, целые государства. Интересная перенастройка отношений произошла у нас с Америкой. После переговоров в США нашего президента Медведева с Обамой, тот вышел к журналистам как победитель и заявил, что Россия покупает у США 50 «Боингов», это обеспечит Америке тысячи дополнительных высокотехнологичных рабочих мест. В результате такой перенастройки наши профессионалы станут безработными, закроются заводы; власть все делает для того, чтобы трудились американцы, французы и прочие европейские народы, а наши работали грузчиками и продавцами.
В советские времена отечественные авиационные заводы выпускали около тысячи пассажирских самолетов в год. В настоящее время российские авиапроизводители предлагают на рынке несколько типов вполне конкурентоспособных машин всех классов (от дальнемагистральных до региональных), рассчитанных на работу в разных климатических зонах, в том числе и на Севере. Однако заказов пока нет.
В результате наша «авиационная держава» за минувший год выпустила менее двух десятков лайнеров. Даже широко разрекламированного SuperJet-100, по отдельным характеристикам опережающего иностранные аналоги, спустили со стапелей всего несколько штук. Знаменитый ульяновский авиазавод «Авиастар» за прошлый год отличился двумя самолетами Ту-204 VIP-класса для кремлевских пассажиров.
Вместо того чтобы наладить выпуск Ту-334, довести до ума сотрудничество с Украиной по Ан-148, вернуться к совместной доработке
Ан-70, насытить рынок самолетами Ту-204, наши правители увлеклись лоббированием «Боинга» и «Эрбаса».
Пока гробили у нас Ту-334, тратили время и деньги на «Суперджет», Китай на пустом месте создал свое собственное авиастроение.
Самолеты, произведенные еще советской промышленностью, стремительно стареют, а приходящие им на смену «иномарки» держатся в нашем небе неуверенно. Печальный случай с АТР-72 под Тюменью это подтверждает.
Удивительно, почему Дмитрий Медведев не потребовал приостановить эксплуатацию самолетов семейства АТР, как он до этого, после авиакатастрофы под Ярославлем, приказал прекратить полеты отечественных ЯК-42. После, правда, выяснилось, что машина в катастрофе не виновата.
В течение долгого времени наша авиационная отрасль была брошена на произвол судьбы, практически не финансировалась. Заказы на авиапродукцию не поступали, новая техника не разрабатывалась. За это время отрасль настолько деградировала, что сегодняшние попытки ее хоть немного оживить оказываются малоэффективными. Из общей цепочки выпали целые секторы, приборостроение и радиоэлектроника.
В самой Москве существовало немало крупных наукоемких предприятий, КБ Туполева, Сухого, Микояна, Яковлева, многие стратегические заводы. Сегодня большинство из них ликвидировано, завод «Салют», пожалуй, последний, оставшийся на плаву. Чтобы не потерять авиапром, нужна продуманная государственная политика. Заниматься решением этой проблемы должны профессионалы, а не «эффективные менеджеры», которые даже не знают, что ставить впереди, лошадь или телегу.
После выступления на митинге пожилой рабочий, который проработал на «Салюте» 40 лет, отошел к загородке и стыдливо вытирал слезы - не выдержал. Да и не только он один прятал слезы. Стоит ли стыдиться этого? Нужно гордиться этими людьми, они настоящие патриоты, говорят правду, а ее отгородили от народа полицией, чтобы не услышали жители соседнего переулка. Работники завода, пришедшие на митинг, болеют не только за свои рабочие места, но и за благополучие, величие своей страны. Такую боль трансплантировать бы хирургическим путем большинству российских государственных деятелей, которые думают не о рабочих местах, а о жирных кусках, которые легче отхватить, находясь у власти. Большинство из них, согласно декларациям о доходах, стали посмешищем для народа, альфонсами, живущими на попечении богатых жен. Кто поверит, что не они сами, в ущерб своим рабочим обязанностям, а их жены проводят комбинации с акциями различных предприятий, скупают гектары земли, ведут семейный бизнес, зарабатывая сотни миллионов?
Перед тем как продать наши рабочие места американцам, президент Медведев побывал на заводе «Салют» и ушел оттуда удовлетворенный, заявив, что в России идет разработка авиационного двигателя пятого поколения. Сотрудники Научно-исследовательского института технологии организации производства двигателей (НИИД), являющегося подразделением завода, опровергают это. Разработчикам авиационных двигателей просто не дают работать. Их перевели на запутанную оплату труда, реальные доходы резко упали, по своему усмотрению лишают премий даже за то, что человек приболел, взял больничный.
Два инженера, Дмитрий Хижный и Анатолий Федоренин, которых незаконно лишили премии, осмелились подать жалобу в конфликтную комиссию. Директор НИИД осерчал, пообещал, что найдет повод для их увольнения.
Сотрудникам института было запрещено, как с заразными, общаться с этими инженерами. Нарушила такой запрет добрая душа, заведующая лабораторией Зеленская. После этого у нее самой отобрали подчиненных, перевели в другие подразделения. Завлаб вынуждена была подать заявление об уходе по собственному желанию. В трудовых отношениях творится произвол, за спиной работников нет силы, которая защитила бы их, молчат традиционные профсоюзы.
В феврале этого года не от хорошей жизни уволились из НИИД по собственному желанию заведующий еще одной лаборатории, Михайлов, и начальник производственного участка Кутиков. Вынужден был уйти с завода и бунтарь Хижный, такая же судьба, очевидно, ждет и Федоренина. Они окончательно сожгли мосты, пооткровенничали с корреспондентом одной из газет, выдали ему страшную тайну, что администрация НИИД блокирует все научные изыскания и исследования.
Вот и все разговоры о двигателе пятого поколения. На прошедшем митинге инженер Алёна Желяпова призналась:
«Я сегодня была на выставке «Двигатель-2012». На наш стенд смешно смотреть. Стенд с пятикопеечную монету - результат двух лет работы «Салюта».
При посещении завода Медведевым его заверили, что к 2015 году объем производства продукции завода «Салют» увеличится в 2,5 раза и составит 30 миллиардов в год. Какая-то волшебная дата светит впереди - обещали к этому же времени увеличить в разы выпуск молочных продуктов, продукцию судостроения, увеличить в 2,5 раза ввод жилья в Ставрополье, на такую же цифру должен подняться объем кредитов Внешэкономбанка, а также вырасти продажи детских товаров. Авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре сам бог велел тянуться за другими стахановцами, он по сравнению с 2011 годом обязан увеличить к контрольному сроку выпуск гражданской продукции в 1,6 раза. Вот такие у нас мыльные пузыри в планировании. Как хотите называйте это - «от фонаря», «пальцем в небо». Вся система управления построена на таких непроверенных фактах, на неправдивых отчетах. Да и самому Путину помощники перед выборами для выступлений сыпанули много звезд из мешка, фантастических цифр для веселого будущего страны.
Сейчас завод «Салют» выпускает в год около ста моторов, а мог бы и 500 осилить, рассказывает один инженер (будем соблюдать конспирацию, обойдемся без фамилии автора). Есть совершенная техника, просто некому работать, много народу ушло, затыкают дыры в основном приезжими, работают они по полторы-две смены. Живут эти люди в ужасных условиях. Вот выступление на митинге электромонтера Фёдора, о фамилии опять умолчим:
«Я электромонтер, работаю с высоким напряжением. Меня поселили в комнату шесть метров с клопами. Весь искусанный хожу. И за это с меня высчитывали из зарплаты 6 тысяч рублей, потом 9, теперь хотят 12. У меня даже не остается денег, чтобы навестить родных, съездить домой». Дорого стоят клопы на этом заводе.
В другом общежитии живут по 10-15 человек в квартире. Платят по 2 тысячи с человека. В начале девяностых со всей страны собирали специалистов на «Салют», обещали им золотые горы, жилье, квартиры. А сейчас они оказались не нужны, их пытаются выкинуть на улицу из семейных общежитий. Берут измором, отключают им для профилактики то свет, то газ, то воду. Вот одна из мучениц, которая ходит в составе инициативной группы по кабинетам различных чиновников, Ольга Морозова, ведущий инженер-конструктор. Ей в прошлые годы дали на семью из трех человек комнату 18 метров. Получает она 31 тысячу рублей, а платить за комнату теперь приходится 12 тысяч 400 рублей.
В последнее время завод «Салют» пытаются акционировать, присоединить к госкорпорации «Оборонпром». Противником этого был прежний директор завода Юрий Елисеев. Он не хотел кормить лишнее звено, надстройку. Когда завод посетил Медведев, директор с возмущением рассказал, что прибыль по контрактам, реализуемым через «Рособоронэкспорт», гораздо ниже, чем осуществляемая реализация самим заводом напрямую.
В результате Елисеева убрали, на смену пришел Владислав Масалов. Он прославился тем, что обанкротил несколько предприятий, а рыбинский «Сатурн», где он был последнее время финансовым директором, набрал необоснованных кредитов, разогнал почти всех работников. Сам Масалов ушел на повышение, оставив предприятие в больших долгах. Работники «Салюта» боятся, что он так поступит и с их заводом. Земля в Москве дорогая, акционировать завод - значит потерять льготы государственного предприятия. Придется раз в 8 больше платить налог за аренду земли, территорию завода. Удивительные аргументы выставляет руководство предприятия, говорит, что акционирование развяжет руки, позволит брать больше кредитов. Вот этих «развязанных рук» и боятся работники, боятся самого Масалова, знают его прошлые подвиги.
Прежний директор каждый день проходил по всем производственным закоулкам, с ним можно было пообщаться, поговорить по душам. Почти каждый обед Елисеев беседовал с коллективом по заводскому радио. Говорил о проблемах, перспективах, о завтрашнем дне. Нынешний же хозяин недоступен, словно его спрятали за бетонной стеной и он там готовит коварный план по развалу завода. Ввиду отсутствия достоверной информации в коллективе бродят слухи один страшнее другого. Если сравнивать это с происходящим произволом, все догадки оказываются недалекими от истины.
Альберт СПЕРАНСКИЙ, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»