Нам не дано предугадать...

Jun 14, 2010 04:28


Казалось бы, какая может быть связь между ценами на хлеб в 104 году и принятым четырьмя годами ранее законом, выводящим земли Нумидии из состава провинциальных земель? Этот закон положил начало сложной игре оптиматов с популярами, завершившейся принятием закона, позволившего Гаю Марию набирать свои  легионы из всех италийских свободнорожденных, пришлось искать свободнорожденных италиков и среди рабов. К 104 году острая необходимость в новобранцах отпала, процесс либерализации утративших свободу италиков прекратился, и те стали катализатором нового восстания рабов на Сицилии. 105 год принес Риму не только дипломатический триумф и военную катастрофу, к концу года рынок ответил на отсутствие галльского хлеба увеличением цен. В конце II века до н. э. доля сицилийского хлеба составляла до четверти всего италийского хлебного рынка, сицилийское восстание вполне закономерно привело к дальнейшему росту цен на хлеб и в следующем году.

Квестор в Остии, заведовавший приемкой хлеба, был заподозрен Сенатом в махинациях, поднявших цены, и лишен своего квесторства.  Формального обвинения Луцию Апулею Сатурнину предъявлено не было, что позволило ему, примкнув к популярам, претендовать на место плебейского трибуна. Безвинно пострадавший от сенаторов популяр, обещавший восстановить законы Семпрониев, и стал трибуном 103 года.

Восстановить законы Семпрониев в 103 г. Сатурнину не удалось, зато удалось наделить землей нумидийских ветеранов Мария, добиться избрания его консулом 102 года и приобрести себе личного врага в лице Квинта Цецилия Метелла. Сатурнин не только выступил против избрания того цензором, но и вместе с Гаем Главцией возглавил толпу, напавшую на его дом, вынудив Метелла искать убежища на Капитолии. Венцом трибуната Луция Апулея стал закон об умалении величия римского народа, под этот закон подпали Квинт Сервилий Цепион с Гнеем Маллием Максимом, но нового Семпрония в Апулее Рим пока так и не обнаружил. Это подтвердили выборы плебейских трибунов в 101 году: Луций Апулей получил трибунат лишь на повторном голосовании, проводившемся после убийства уже избранного трибуном оптимата Авла Нония.

В сотом году доказывать свое сходство с Гракхами Сатурнину было проще: консулами были избраны два популяра, Гай Марий и Луций Валерий Флакк, а городским претором Гай Сервилий Главция. Закон, предложенный римскому народу Апулеем состоял из трех частей. Первая предусматривала продажу гражданам хлеба эрариума по 5/6 асса за модий, то есть почти в восемь раз дешевле, чем по закону Семпрония, вторая, ограничивая действия закона Спурия Тория, указывала судить по вновь принимаемым аграрным законам, невзирая на конституирующие положения аграрного закона 111 года, третья часть закона обязывала сенаторов под страхом лишения сенаторской тоги и штрафа в 20 талантов серебра в пятидневный срок поклясться признавать все его положения.

Голосование по законопроекту не обошлось без сопротивления, организованного квестором Квинтом Сервилием Цепионом юниором. Сопротивление было подавлено вооруженными ветеранами Мария, и закон был принят, Марий заявил, что закон есть закон и поклялся его выполнять. Его примеру под одобрительные возгласы ветеранов последовали и все прочие сенаторы, отказался признать новый закон лишь Квинт Цецилий Метелл. Кроме тоги и 20 талантов ему пришлось по решению суда под председательством Главции, утвердившего предъявленное Апулеем обвинение в нарушении закона об умалении величия, расстаться и с Римом.

Путь к созданию новых колоний на ager publicus был открыт. Ветераны получили свои наделы в местах своей славы - в Цизальпийской Галлии, законы о создании колоний в Ахайе, Македонии, на Сицилии принимались один за другим. Остановили эту раздачу римских провинций только выборы консулов 99 года. Первым консулом без труда стал Марк Антоний Оратор, на место второго консула претендовали Главция и Гай Меммий, а поскольку шансы Меммия оказались более высокими, то прямо на Марсовом поле во время голосования ему пришлось разделить участь Авла Нония, хотя в отличие от него оптиматом Гай Меммий не был. Голосование было сорвано начавшейся потасовкой, плавно перешедшей в вооруженное столкновение сторонников и противников Луция Апулея.

Сенат, увидев шанс на избавление от Сатурнина, уже избранного плебейским трибуном и на 99 год, призвал консулов принять меры для спасения Республики от явления нового Царя, Сатурнин с Главцией после неравной битвы своих сторонников с вооруженными силами двух консулов и прочей публики, жаждущей крови заговорщиков, укрылись на Капитолии. Публика, разобрав водопровод, вынудила их сдаться на милость Сената, и заговорщики оказались под замком в здании курии. Не дождавшись решения Сената о дальнейшей судьбе бунтовщиков, публика сама решила судьбу Сатурнина со товарищи, забросав их черепицей с крыши их узилища.

Законы Апулея 100 года, конечно, в следующем же году были отменены, с Квинта Цецилия Метелла было снято обвинение, и он вернулся в Рим, а легионам и их командующим  было предоставлено право самим заботиться о своих наделах.

В сотом году в семье Гая Юлия Цезаря Страбона, брата жены Мария, родился Гай Юлий Цезарь, будущий пожизненный и единственный плебейский трибун, консул, диктатор и принцепс Сената, как это ни странно - тоже популяр, проконсул, перешедший Рубикон вместе со своими легионами только для того, чтобы восстановить в Риме народное правление и власть плебейских трибунов. Начинался новый век и новая эпоха.

ОТХОДЫ 56 57

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up