Люди и вещи на равной ноге

Jan 04, 2009 03:19



Имеет ли право чемодан претендовать на те вещи, что вы положили в него, собираясь в дорогу? Имеет ли право почтово-багажный поезд С.-Петербург - Мурманск на ту почту и тот багаж, что направляется в его вагонах в Мурманск? Для разума, не испорченного Римским правом, сам вопрос кажется абсурдным, а ответ очевидным, но само это право во многом и появилось на свет, дабы дать вовсе неочевидные ответы на абсурдные вопросы.

Если в Законах XII таблиц V века до нашей эры зафиксированы нормы, выработанные долгой практикой и призванные облегчить общежитие, такие, скажем, как расстояние от посаженного дерева до соседнего участка, нормы обычного права, то с развитием Римской государственности законодательство все более отдаляется от этих норм и становится тем, что и называется ныне Римским правом, правом не республики, а Pax Romana, Римской Империи. Рождение Империи означало и переход граждан Рима в новую категорию: они становились ее подданными. Империя возвестила о своем рождении понятными подданным, но абсурдными с точки зрения граждан законами, направленными на умаление их прав и расширение прав Империи, на регламентацию частной жизни, вроде законов Августа о безбрачии, и… на увеличение роли государства в социальном обеспечении. Последнее уже являлось прямым следствием победы государства над союзами граждан - коллегиями, прекрасно справлявшимися с перераспределением излишков доходов своих членов в пользу бедствующих сограждан и осуществлявшими на добровольной основе то, что императорам пришлось сначала делать за свой счет, а затем, когда общая казна, эрариум, окончательно слилась с казной императорской, фиском, за счет добровольно-принудительных пожертвований и налогов.

Появление компаний, откупающих право сбора налогов и разрабатывающих государственные рудники, занятых строительством кораблей и зданий, перевозкой и реализацией товаров, даже возникновение профсоюзов и страховых касс, религиозных сект и политических клубов вовсе не является приметой нового времени, все эти компании, союзы, секты, клубы существовали еще в Древнем Риме.  Вплоть до последнего столетия, предваряющего нашу эру, всякое объединение граждан Рима в любые коллегии было делом самих граждан, собственно, и сам Рим тогда представлял собой такую же коллегию, он был общим делом, общим достоянием, республикой, вещью общества.

Больше всего нарождающуюся Римскую Империю беспокоили религиозные коллегии, те самые, что и занимались благотворительностью. Эти коллегии благодаря мудрой политике официального Рима постепенно превращались в политические клубы, потому под предлогом охранения национальной нравственности в 64 году Сенат присвоил себе право распускать вредные для общественного порядка коллегии по представлению магистратов. Уже к 58 году выяснилось, что общественный порядок более страдает от отсутствия запрещенных коллегий, нежели от дел, творимых прежде внутри этих коллегий - запрещенные было коллегии вновь были разрешены. Через два года Сенат вновь прибег к закрытию ряда коллегий по представлению магистратов, на сей раз, уже не скрывая за общественной моралью мотивов преследования коллегий, те уже официально запрещались за свою политическую деятельность.

Радикал Цезарь и к вопросу существования коллегий подошел радикально: он запретил их вовсе, но уже Август вновь разрешил их деятельность, только отныне все вновь создаваемые коллегии должны были испрашивать позволения на свое существование у Сената. Этот порядок распространился и на все прочие союзы граждан, в итоге всем компаниям, коллегиям, союзам, профсоюзам и кассам, кроме похоронных, требовалось разрешение Сената на свое существование. Без разрешения Сената все эти компании и союзы не могли теперь ни отстаивать в суде интересы своих членов, ни нормально осуществлять свою деятельность.

Обретением же субъектности имущество, накопленное в одном месте, обязано христианской церкви. Именно она первой получила статус телесности (corpora), а вместе с ним и право распоряжения имуществом, прежде находившемся в общей собственности своих прихожан. Этот статус сначала получают подпавшие под церковное управление благотворительные учреждения, а затем и сами епископии, положив начало всем прочим корпорациям - вещам, имеющим право претендовать на обладание иными вещами, право, прежде принадлежавшее исключительно лицам. Физическим.

РЫНКОСТРОЕНИЕ 41 42 43

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up