Кредит без процента

Aug 20, 2008 08:57


Никейский собор запретил взимание процента за предоставляемые ссуды, явно находясь под влиянием Аристотеля, утверждавшего, что "деньги не рождают деньги", поскольку фразу Писания "взаймы давайте, не ожидая ничего", можно толковать по всякому, что и продемонстрировал впоследствии папа Лев Х. Для мусульман же эту фразу, кроме Аристотеля, подтверждавшего ее толкование в духе Никейского собора, разъяснил и истолковал еще и сам основатель ислама, пророк Мухаммед, утвердивший ростовщичество одним из семи смертных грехов.

Бедным мусульманам оставалось либо грешить, либо притворяться, что они не дают деньги в рост, а покупают дешево, чтобы потом продать дорого, этакие мусульманские сделки репо - продажа с обязательством последующего выкупа проданного в определенный срок, что, впрочем, исламом тоже не поощряется: он признает праведными только сделки, преумножающие количество благ, как выражаются нынешние либералы. Благодаря пророку Мухаммеду и отсутствию в исламе Церкви с ее иерархом-императором эти принципы экономики - запрет ростовщичества и умножение количества благ, сохранились и до наших дней, испортив загробную жизнь и прижизненную репутацию не одному поколению мусульманских ростовщиков.

В 1963 г. в египетском Майит Гумре была открыта первая в мусульманском мире ссудосберегательная касса, действовавшая по тем же принципам, что и подобные ей европейские разновидности кредитных кооперативов, за одним исключением: ссуды, выдаваемые кассой своим пайщикам, были безпроцентными. Откуда касса брала средства на свое существование? Из прибыли от инвестиций в промышленность и торговлю, что поощрялось и самим Мухаммедом, часть этой же прибыли выплачивалась и пайщикам кассы пропорционально их вкладам. Процент? Если процент по вкладу может быть отрицательным, а такое вполне возможно, если все инвестиции кассы принесут ей убытки, то, пожалуй, и процент, но только процент не на сами вклады, а на их часть, вложенную в промышленность и торговлю, и полностью зависящий от успехов и неудач промышленности и торговли.

Как и в свое время в Европе, в Египте из одной кассы через четыре года выросла целая банковская сеть, но Египет, следуя в фарватере Советского Союза, строил социализм и Асуанскую ГЭС. Основатель кассы в Майит Гумре и сети египетских банков, работающих по принципам Шариата, Ахмад ан Наггар покинул Египет и перебрался в Судан после того, как президент-социалист Гамаль Абдель Насер, поддерживаемый своим вице-президентом и председателем Национального собрания Мохаммедом Анваром ас Садатом, в 1967 году национализировал капиталистическую, да к тому же еще и исламскую банковскую сеть, естественно, чтобы улучшить положение ее вкладчиков. В Судане Ахмад ан Наггар продолжил свои начинания, исламские банки начали действовать и в Судане, а затем, последовав за Ахмадом ан Наггаром, и в Саудовской Аравии.

В 1970 г. было завершено строительство Асуанской ГЭС, и Анвар Садат, ставший президентом после кончины Абдель Насера, в 1971 г. приглашает ан Наггара в Египет строить новую банковскую сеть. Исламские банки в семидесятые годы появляются в Египте, в Кувейте, в Дубайи, в Пакистане, в Иране, в Турции, на Кипре… Пакистан, Иран и Судан полностью перевели свои финансовые системы на работу по правилам Шариата. Пока христианские экономисты скептически взирали на исламские банки и предрекали им скорый крах, не представляя себе кредитов без процента, те расширяли свою деятельность и ежегодно наращивали свои активы на 15%. Заканчивается эта история тем, что мусульманские банки появляются и Европе, и в Америке, а европейские и американские банки заводят у себя отделения, работающие по принципам, принятым в исламских банках.

Исламские банки хороши для тех, кто предпочитает умеренный риск своим капиталом ради его роста, но сейчас мы все вынуждены предпочитать риск, ведь если капитал не растет, то его медленно съедает инфляция - рост капитала стал условием его сохранения.

Наша европейская цивилизация мнит себя центром вселенной и полагает, что все открытия, используемые в финансовой практике, принадлежат ей. Так, принято считать, что банковское дело завелось в Италии, что подтверждает и почти вся банковская терминология, странно звучащая в нынешнем англоязычном мире финансов. На самом же деле, еще во II тысячелетии до нашей эры вавилонские банкиры принимали вклады, выписывая векселя, кредитовали купцов и проводили безналичные расчеты; за полтысячелетия до нашей эры Тир и Сидон являлись финансовыми центрами всей финикийской торговли, точно такими же, какими для европейской торговли стали потом Антверпен и Амстердам; бумажные деньги впервые появились на родине бумаги - в Китае в VIII веке, в начале X они стали национальной валютой и вплоть до XIV века подлежали размену на золото, а уже в следующем столетии были выведены из обращения из-за поразившей Китай инфляции. Наши неразменные бумажные деньги тоже существуют уже почти столетие, и, кажется, нам предстоит повторить китайскую историю.

Европа проспала появление на ее же земле новой финансовой инфраструктуры и смотрит на исламские банки, как на нечто, принадлежащее исключительно мусульманскому миру. Боюсь, ислам к нам придет не с Джихадом, а с исламскими банками: современные банки потеряют всех своих вкладчиков потому, что своих исламские банки кредитуют без взимания процента, участвуя в прибылях и убытках кредитуемых ими предприятий. Западные банки, может быть, и сумеют перестроиться, но Россия уже страхует себя от этой исламской напасти, запрещая кому бы то ни было выдавать беспроцентные ссуды.

РЫНКОСТРОЕНИЕ      33  34  35

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up