Cities-28: Хмельник. Часть 3: Костел в отместку за собор и протестанский универ

Jan 02, 2011 11:56



Римо-католический тринитарский (Троицы) костел Усекновения Главы Иоанна Предтечи основан в 1603 году, при турках был мечетью. Восстановлен и переосвячен в 1728 году. В 1930-е годы использовался как склад зерна, служба восстановлена при немецкой оккупации, и с той поры не прекращается. В костеле действует орган, привезенный в 1974 году ксендзом Антонием Хомицким из Риги. Хмельницкий костел - один из старейших на Подолье, и тому была причина - в конце XVI века Хмельник стал центром т.н. средневековых «ересей: учений Кальвина и Социна, в 1985 году здесь прошел Хмельницкий собор!




Последняя реконструкция проведена в начале XX века, с того времени на стенах - масляная живопись. В 1970-х годах изменен главный вход на усадьбу костела - ранее он размещался перед главным входом в храм, однако в целях безопасности дорожного движения при расширении дороги перенесен.


Протестанские идеи появились в Хмельнике в в 1500-е года: несмотря на давление со стороны католичества, хмельницкие приверженцы идей Реформации (да, тогда мы шли в ногу с Западной Европой!) основали в городе социанскую школу высшего типа - по сути, духовный вуз! В ней преподавали польский и латинский языки, риторику, поэтику, философию, историю, математику… Главной идеей было отрицание божественности Христа - что он был человеком, а не Богом, - и, как следствие, - святой Троицы. Хмельник стал центром этого учения, и в 1585 году здесь состоялся Хмельницкий собор! Католические лидеры не могли не обратить на это внимание, и вскоре, после церковной унии 1595 года выстроили в Хмельнике один из первых и крупнейших костелов на Подолье. Социанская школа, естественно, вскоре, закрылась, но до сих пор в городе немало штунд - приверженцев одного из направлений протестантизма.

Теперь немного собственно об этих христианских учениях.

Идеи Реформации стали распространяться на Украине уже тогда, когда в Западной Европе после решения Тридентского собора в Ватикане 1545-1563 гг. развернулось наступление контрреформации. Лютеранство и кальвинизм проникали в Галицкую Русь из Польши, а на Волынь - в значительной степени и из Беларуси. Поскольку кальвинизм выступал за ликвидацию церковного землевладения, многие украинские магнаты его активно поддерживали. Кальвинистская доктрина об абсолютном предопределении служила обоснованию «богоизбранности» магнатов и шляхты.

В этой связи феодальная знать с удовольствием восприняла протестантские варианты Библии и религиозных проповедей, способствовала их переводу на украинский язык. Относительно широкое распространение на Украине получило социанство - рационалистическое движение в протестантской богословской науке, отрицавшее догмат о Троице и требовавшее веротерпимости. Социане придавали большое значение делу просвещения.

Протестантские школы открывались во многих имениях волынских, киевских и подольских шляхтичей. По свидетельству бежавшего из России князя А. Курбского, отрицанием догмата Троицы заразилась «мало не вся Волынь». Однако социане игнорировали народные массы, употребляли только польский и латинский языки. У крестьянства протестантские идеи в целом отклика не нашли. По неполным данным, в Русском и Белзском воеводствах действовали 63 реформационные общины, на Волыни - 27 (преимущественно социанские), на Киевщине и Брацлавщине - 7, на Западном Подолье - 6.

Их появление и относительно продолжительное существование было в значительной степени связано с общим упадком православия и недовольством шляхты своим духовенством. Но и протестантский этап в жизни представителей известных фамилий закончился переходом большинства из них в лоно католической церкви. К середине XVII в. протестантских общин на Украине практически не осталось.

Источник





Перед костелом - огромная площадь, где расположены главный универсам - на фото, - узел связи, памятник воинам Великой Отечественной, Афгана, вход в санаторий жд и первая в городе скважина радона. Теперь по порядку.

Универсам


За ним - Сильпо


Новый отель "Визит"


Первая скважина




Памятник Великой Отечественной. Когда строили это огромное сооружение, наткнулись на подземные ходы. Ранее в этом месте располагался исторический центр города с классической еврейской застройкой - двухэтажные домики с магазинами на первом этаже и огромными подвалами. Подчас подвалы соседних домов соединялись - и так получилась огромная система подземных ходов. Раз в 2-4 года их находят до сих пор.




Здание санатория "Радон" на самом деле - бывшая синагога.


Памятник Афгану


Еще отель


В боковой улочке расположена старинная церковь. Богослужения в этом храме не прекращались и в советское время, как говорят местные жители.




Чуть дальше -  дом земского врача, ныне - санаторий «Южный Буг»








Это уже современные корпуса, и, кажется, санатория ЮЗЖД


А это вроде санаторий МВД. Всего санаториев в городе 10 или больше, и расположены они в трех курортных зонах. Первая - в историческом центре, вторая - на окраине города, а третья - за городом, фактически в лесу. Там создана отдельная инфраструктура для отдыхающих и самые сильные радоновые воды. Впрочем, туда ездит городская маршрутка №1.


"За вторым мостом" - так называют иногда новый район Угриновка, хмельницкая Троещина. Здесь застройка в основном многоэтажная.




Но у самого моста есть старинный храм. Всего в городе 4 церкви, построенные до революции.




Современные лавки: пока Киев борется с приветом из 1990-х - киосками, - в Хмельнике в 2000-е выстроено десятки таких магазинчиков с индивидуальным дизайном, ларьков же нет в принципе - остались только газетные, еще советские.


архитектура, cities, Винницкая область, Хмельник

Previous post Next post
Up