Махаяна, Хинаяна, Ведантизм и Христианство

Apr 22, 2010 11:48

Я довольно долго не решался опубликовать эти размышления, ибо мне было неприятно осознавать, что за конфилкты между мировыми религиями несет ответственность не только невежество и высокомерие их членов, но эти конфликты могут быть вызваны так же и неразрешимыми противоречиями. Причем противоречия оказываются не на уровне слов, или концепций, или практик, а на принципиальном уровне - на уровне духа. Хотелось убежать от осознавания этого факта, сделать вид, что его не существует. Но мироздание вещь упрямая. И вот давече Состоялся разговор на данную тему. После него я решил, что нечего тут ждать и закрывать глаза на реальность.

Как бы мне не хотелось, чтобы все жили в мире, но я вынужден признать, что даже между мировыми религиями существуют непреодолимые разногласия. Говоря "непреодолимые", имеется ввиду не разницу в философии, легендах и методологии, а речь идет о разнице реальной, которую не обойти, не объехать и не скомпенсировать. Такая разница есть между Христианством и Буддизмом Махаяны (и так же, а может быть даже в большей степени, Ваджраяны), и границей, их разделяющей, является обет бодхисатвы.

Кто не в курсе, обед бодхисатвы, это клятва ученика не входить в поток нирваны (окончательное просветление) до тех пор, пока на земле существует хотя бы одно страдающее существо. Отсюда же возникает так называемая Бодхичитта, которае есть сердце, устремленное к достижению просветлению, преодолению всех недостатков и реализации всех потенциалов, ради блага каждого. Она побуждается любовью и состраданием ко всем существам и чувством ответственности за помощь им. Здесь мне бы хотелось обратить внимание на на наличие "других". Их существование постулируется в самом начале практики и поддерживается в процессе ее. С помощью подобного "якоря" сознание фактически приковывается к феноменальному миру, в котором только и возможно существование "меня" и "их", и оно не может вырваться из его цепей даже тогда, когда оказывается от просветления всего лишь в одном шаге. С точки зрения ортодоксального Буддизма такое поведение - заблуждение. С точки зрения христианства - гордыня. А в Махаяне и Ваджраяне оно является стержнем, на котором строится вся дальнейшая практика.

В индуизме и хинаяне человек испытует мир в том, как он проявляется в сознании человека, вплоть до самых тонких проявлений, а после отбрасывает и эти самые тонкие его проявления, оказываясь соединенным с сердцем мира. Его возврат как эго становится более невозможен. Но это не значит что с просветлением человека, сердце мира для оcтальных становится навсегда потеряным. Оно осталось там же, где и было всегда, а за передачу знания ответственность несет цепь учительской приемственности.

В христинстве началом и концом является Бог, и когда человек достигает его познания, он может вернуться и начать обучать других. Но может и не вернуться. Решение делается в момент общения с Богом. А что же в Махаяне? Там у ученика нет выбора. Его с самого начала обуславливают с помощью обета бодхисатвы, и в решающий момент выхода не находится. Последний шаг оказывается сделать нельзя. Как можно сделать последний шаг, ведь при этом исчезнут все люди? А как можно дать им исчезнуть, если сознание привязано к их существованию? Таким образом махаяна фактически создает духовную прослойку, промежуточное звено, между людьми, полностью обусловленными материей, и духовной свободой и реализацией, ради достижения которой ИМХО и существуют все религии. С одной стороны, тех кто находится снизу, она подтягивает, но с другой, для тех, кто мог бы пойти дальше, создает непреодолимое препятствие.

Отсюда возникает большое количество всевозможных подпорок вроде перерождения, сияющего тела, сверхспособностей и т.п. В индуизме, хинаяне такие способности считаются скорее препятствием, чем помощью, скорее заблуждением, чем достижением. В христианстве к ним относятся с изрядной долей сдержанности, каждый раз требуя обоснования, что они корнями уходят в Бога, а не в эго человека. Но, сориентировав сознание на подготовку бодхисатвы, в Махаяне оказываются вынуждены изыскивать ненужные в других религиозных учениях средства, чтобы продлить существование жизни эго за приделы одного физического воплощения. Поскольку есть другие, то есть и я. Если есть "я", то для достижения непрерывности существоания оно не должно исчезнуть. Но как же этого добиться, если эго смертно, как и все когда-нибудь рожденное? И выход оказался найден. Оказывается можно создать хранилище для сознания, где оно сможет переконтоваться между физическими рождениями, и когда подходящее тело будет рождено, это сознание может перемеситься в него. Безусловно такой контейнер тоже не является бессмертным, но по крайней мере он может просуществовать существенно дольше, чем физическое тело. Но такое решение - полумера. В целом оно проблемы не решает, а лишь надолго такое решение оттягивает.

Продолжение следует:
http://quest4sanity.livejournal.com/81033.html

Материалы по теме:
Традиция тантрического буддизма Гелуг

UPD: Я вполне бы мог понять и принять, если бы Бодхичитта была всего лишь методическим приемом, который помогает человеку "размыть" границы его эго, сделав его более податливым и подготовив к полному подчинению Божественной природе. Но пока, то что я вижу, говорит мне, что де-факто Бодхичитта является не только методическим приемом, но еще и мировозрением. А вот с такой постановкой вопроса я уже смириться не могу. Таким образом, пока я не получу однозначных доказательств, что мое текущее понимание предназначения Бодхичитты неверное, мои отношения с Буддизмом Махаяны и Ваджраяны хотя все еще и остаются дуржелюбными но при этом все же становятся отрешенно-настороженными.

PS: Похоже данная мысль все таки витает в "воздухе". Сразу после публикации поста выше мне кинули ссылку на другой довольно свежий пост человека, с которым я знаком по интернету уже лет эдак 6, но при этом с работой которого не сталкивался уже довольно давно. Несмотря на том, что пойти на столь радикальные утверждения, на которые идет он, я не готов, но все же... вобщем, пост: http://borovik.livejournal.com/254273.html

буддизм, индуизм, размышления, христианство, адвайта

Previous post Next post
Up