Так что же все таки такое Четвертый путь.

Aug 14, 2011 10:08


Так что же все таки такое Четвертый путь (Путь хитреца). Даже покидая московскую группу Четвертого пути 10 лет назад, я все еще задавался вопросом, что же именно Гурджиев вкладывал в это понятие. На тот момент единственное, что давало хотя бы какой-то ориентир для внутренней работы, были осознанность и тотальная честность с самим собой. Лишь где-то через 3 года к ним добавилось еще и ненасилие. Но тем не менее вопрос продолжал оставаться открытым. Я ни на минуту не верил, что Георгий Иванович принес на Запад что-то новое, как не верю ни во что новое в сфере духовного знания. А если это что-то из известного, тогда что? Я ведь на тот момент покопался уже много в чем. Неужели я упустил какую-то методологию, которая на порядки эффективнее чем контроль тела, обуздание страстей и созерцание? И тут давеча меня осенило - Точно, упустил!

Гурджиев говорил, что Четвертый путь берет методы от предыдущих трех путей. И точно, берет. От пути факира (контроль тела) он берет тотальную внимательность к телу и пребывание здесь-и-сейчас. От пути монаха (обуздание страстей) он берет внимательность к эмоциям и ориентацию на высшее из того, что доступно человеку на текущем уровне развития. От пути йога (созерцание) он берет дхарану, дхьяну и самадхи. А вот что является пилюлей, которую делает Хитрец это мы сейчас и разберем.

Начну с воспоминаний, отчасти потому, что мне так проще, а отчасти потому, чтобы у вас была свобода маневра в приятии или неприятии этой информации. Ведь при таком подходе всегда можно сказать: "ну, это всего лишь частное мнение автора". Итак, лет 8 назад, когда я только-только столкнулся с принципом отказа от любых форм насилия в практике, в моей жизни наступила "темная ночь души". Море эмоционального и ментального хлама, который до этого худо-бедно сдерживался от прорыва в осознавание, хлынуло в него неудержимым потоком. Добавить туда еще сложности по жизни, которые в тот момент были, и картина возникает довольно мрачная. Вот именно тогда, постоянно напоминая себе, что путь насилия ведет в никуда, и я этим путем уже неоднократно ходил, тогда в один прекрасный момент я в первый раз, совершенно случайно, осознал, что при определенных условиях эти самые негативные мысли и эти чувства могут из серьезных проблем стать источником колоссальной жизненной энергией. Как, вы не любите "кошек"?! Да, вы просто не умеете их готовить!!!

Итак, рецепт. Основные ингредиенты: самовспоминание (самадхи), ненасилие, самонаблюдение (дхьяна), подавленные напряжения (самскары, страсти). Как готовить. В начале необходимо освоиться с самовспоминанием. Если вы еще не преуспели в этом, то за приготовление "пилюли" лучше не браться, ибо она скорее всего окажется "ядовитой". Одновременно с освоением самовспоминания (или же после него) необходимо выработать навыки самонаблюдения. Они включают наблюдение за телом (2 аспекта), за мыслями (2 аспекта) и за эмоциями (2 аспекта). Более подробно о самонаблюдении можно прочитать здесь. Когда все это освоено, следующим шагом является смирение себя и позволение всем вещам в вашей жизни идти своим путем - то есть, так, как склонны идти они, а не так, как хочется вам, а самому просто быть свидетелем этого движения. Поначалу проще всего это осваивать в специально выделенное время, например во время практики медитации. Когда будет набрано достаточное количество опыта такое наблюдение само начнет переходить в жизнь.

Уже в медитации вы столкнетесь с массой проявлений в теле и психике, которые вы субъективно будете склонны воспринимать как негативные и от которых рефлекторно захотите избавиться. Но если вы сможете удержаться от этого соблазна и пойдете выбранным путем до конца, то станете свидетелем, как проблемы, исчерпав себя благодаря их осознаванию, лишаются энергии, которая при этом переходит к вам. Вот, собственно, вкратце и все.

Итак, возвращаясь к Гурджиеву и Четвертому пути. Долгое время я думал, что это всего лишь моя находка. Но ничто не ново под луной. Кроме того, годы, проведенные в группе 4П никуда не испарились, и информация из прочитанных книг тоже никуда не делась. Фактически я изобрел нормальный четвертопутческий "велосипед". А понял я это вот надысь, когда смотрел новый и довольно "жареный" фильм "Я Гурджиев, я не умру". Там Георгий Иванович в очередной раз осветил два ключевых момента, свойственных для 4П, и не свойственные для других 3х путей. Один - это создание "трения", и второй - это терпение неадекватностей других людей. И вот тут все сложилось. Выходит той самой пилюлей является создание необходимых условий для осознавания подавленных конфликтов и трансформации скрытой в них энергии в более тонкие формы, а после и направление этой энергии на духовную работу. Все 3 первых пути работают вдали от мира, в результате чего их адепты могут рассчитывать только на свои силы и силы природы. А четвертопутчики выбирают другой путь - они осваивают бросовые энергии Мира. На начальном этапе (а это могут быть годы) они используют по большей части энергию, заключенную во внутренних конфликтах. Позже, когда этой энергии становится недостаточно, они переходят на энергию, заключенную в желаниях, для активации которой они используют то, что в Четвертом пути называется "трением". Чуть позже, когда они становятся способны к трансформации намного более сильных энергетических потоков, собственных желаний оказывается уже недостаточно, и тогда они начинают черпать энергию из социальных отношений. На этом этапе используется подход "терпения в отношении неадекватности окружающих". Написанное конечно же является сильным упрощением, но что другое можно ожидать от поста в блоге?

Возвращаясь к началу. Так к какому же известному пути относится Четвертый путь. Теперь мне это стало более-менее ясно - скорее всего речь идет о Тантре. Я всегда знал, что путь Тантры - это путь стремительный, но и одновременно довольно опасный. Все, кто его описывали (ну, разве что кроме Ошо), не забывали упомянуть, что вставать на него без грамотного наставника - духовное самоубийство. И я даже не догадывался, что существует технология, которая позволяет этот путь "оседлать" (пусть и с определенными сложностями). А оказывается существует. Сдается мне, что Гурджиев унаследовал свою методологию из Тибетского (тантрического) буддизма. Не случайно тибетский буддизм (и другие буддизмы) пустил свои корни во Франции больше, чем где бы это ни было - все таки исторически там находится одно из самых развитых отделений Четвертого пути. То есть именно Гурджиев протоптал туда тропинку Тибетскому буддизму в начале 20го века.

См. так же: http://quest4sanity.livejournal.com/148261.html

четвертый путь, практика

Previous post Next post
Up