Холокост и подсознательное

Feb 19, 2009 11:44

Тема Холокоста набила в Израиле не меньшую оскомину, чем тема расизма в США. Благодаря некоторым особенностям национального характера из Холокоста по сей день умудряются извлекать выгоду: Германия продолжает платить деньги уже третьему поколению израильтян, а в других странах за отрицание каких-то фактов Холокоста можно получить больший тюремный срок, чем за грабёж или разбой. Вопрос о том, хорошо это или плохо, лежит в сфере этики, морали и права, но туда мы с вами сегодня не пойдём. А пойдём мы совсем в другую сторону - в область низменных инстинктов, - и поговорим о том, как культ Холокоста повлиял на формирование сексуального поведения израильтян и какое влияние он оказал на становление жанра израильской порнографии.


Архипелаг "Сталаг"
Пожелтевшие брошюры серии "Сталаг" можно отыскать и сегодня в книжных развалах в Тель-Авиве на улице Алленби. На обложках с названиями "Сталаг-13", "Американский Сталаг", "Сталаг Гитлера" "Сталаг смерти" и т.п. эффектные дамы в эсэсовской форме самозабвенно истязают военнопленных. Этот жанр порнографической литературы был весьма популярен в Израиле в 60-х гг. На его тучных нивах встретились и полюбили друг друга Порнография и Холокост.

Сначала сюжеты брошюр писались по стандартной схеме: главный герой, американец или британец, оказывается в немецком плену во время Второй Мировой войны и попадает в лагерь для военнопленных под названием "Сталаг" (сокращ. от нем. Stammlager, главный лагерь), где становится жертвой сексуальных извращений похотливых эсэсовок. В заключение читателя ждал стандартный хеппи-энд: жестокая, но сладкая месть главного героя своим тюремщицам.

Популярность сталагов в Израиле в те годы была столь высока, что не могла не оказать влияние на формирование взглядов послевоенного поколения на историю Второй Мировой войны и на Холокост в частности. Например, в израильском обществе распространился миф о еврейских сексуальных наложницах, используемых нацистами в концентрационных лагерях. Это представление стало, возможно, одним их первых раскрученных мифов о Холокосте, где не было ни слова правды. Вот что пишет об этом исследователь истории Холокоста израильский журналист Ари Либскер:

"В период Холокоста никогда не было еврейских сексуальных наложниц. Причиной возникновения этого убеждения является жанр сталагов, которому миф о еврейских наложницах обязан своим массовым распространением" ("Гаарец" от 6 июля 2007 г.) В том же 2007 году Либскер стал одним из соавторов фильма "Сталаги: Холокост и порнография", показанном на Иерусалимском кинофестивале.

"Биологическое право самцов"
В 60-х гг. прошлого века Израиль представлял собой пуританскую и изолированную от внешнего мира страну. Достаточно упомянуть, что в 1968 году Израиль запретил гастроли и отказал в визах квартету "Битлз". Телевидение в то время было ещё предметом роскоши, а те, кто имели в домах телевизоры, мог рассчитывать на один государственный канал в чёрно-белом изображении. В такой атмосфере формировалось сознание первого поколения страны после обретения независимости в 1948 году.

Какой же пищей питались умы этого молодого и незнакомого племени? Открываем навскидку один из сталаговских бестселлеров "Сталаг-13" и читаем:

"В стародавние времена, когда германцы кишели по берегам Рейна, как стада свиней по болотам, самцы насиловали самок, и всё шло своим чередом. Мужчина был доволен, а женщина была унижена и зависима - такой создала её природа. Сегодня презренные самки похитили биологическое право самцов - право насиловать, - но что выйдет из этого? Перевёрнутый мир!"

Популярность сталгов росла, как на дрожжах. Каждый автор стремился превзойти других в описаниях картин насилия и жестокости. Написание сталагов превратилось в сверхприбыльное занятие, к которому пристрастились люди, прежде весьма далёкие от литературы, такие, как адвокат Нахман Гольдберг. Его опус под названием "Мерзкие чудовища Сталага" изобилует сценами каннибализма и всевозможных извращений. Затем Гольберг стал специализироваться на историях о молодых израильтянах, охотящихся в Германии на нацистских преступников и совокупляющихся со смазливыми немками.

Следует отдать должное израильской полиции: она неоднократно пыталась в судебном порядке изъять из продажи тиражи "Сталагов". Эта участь постигла тираж книги одного из мэтров жанра порнохолокоста Эли Кригера: его творение под названием "Вот идёт сладкая жертва" с описаниями сцен интимной близости между главным героем и его матерью-немкой был арестован сразу же после выпуска.

Одним из самых скандальных событий, связанных со сталагами, стал процесс Ицхака Гутмана, начавшийся после написания им сталага с колоритным названием "Я была личной самкой Колонеля Шульца". Полиция подала в суд. На суде Гутман заявил, что в его книгах нет вреда, их назначение в том, чтобы привлечь внимание общественности к нацистскому врагу. В результате Гутман был признан виновным в распространении материалов непристойного содержания и получил наказание в виде выплаты штрафа.

Господин Холокост
Ихиель Динор по прозвищу "господин Холокост" был одним из первых ивритоязычных писателей, использовавшим в своих сочинениях сюжеты Холокоста. Он писал под псевдонимом К. Четник. Послевоенное поколение израильтян открыло для себя тему Холокоста в основном благодаря его книгам: "Саламандра" (1946), "Дом кукол" (1953), "Часы над головой" (1960), "Меня звали Пипель (1961), "Звезда пепла" и "Песок из пепла" (1966). В своих книгах, переведённых на два десятка языков, К. Четник детально описывает творившиеся в лагерях жестокости: садистские истязания, каннибализм и сексуальное насилие над детьми. На процессе Эйхмана, где Четник давал свидетельские показания, у него случился истерический припадок, что также сыграло на пользу его популярности.

Исследователь жизни и творчества Четника проф. Ихиэль Шайнтох из Еврейского университета подвергает сомнению факты, упоминаемые в сочинениях Четника. С другой стороны, сочинения Чётника имеют гораздо больше общего со сталагами, чем с воспоминаниями бывшего узника лагерей. Даже художественное оформление его книг говорит само за себя. На обложке книги "Дом кукол" изображена молодая заключённая эффектной внешности с красными чувственными губами, а на её груди читается надпись, стилизованная под татуировку: "фронтовые наложницы".

Литературный критик проф. Дан Мирон в своей исследовательской работе под названием "От книги к пеплу" (1994 г.) отмечает, что "книги Четника, подобно тяжёлому молотку, доводят до сознания читателей и широкой общественности факты массовых уничтожений, при этом используются самые грубые и провокативные литературные приёмы. "Проф. Мирон подчёркивает, что книги Четика имеют порнографический характер: "Если вы в сухом и непредвзятом тоне повествуете о сексуальных издевательствах над еврейскими девушками, которых превратили в наложниц германских солдат - это можно воспринимать, как свидетельство очевидца событий. Если же повествование переходит в форму описания ощущений еврейской девушки в тот момент, когда на ней лежал германский солдат и подвергал сексуальным унижениям, это превращает повествование в порнографию, с характерным приёмом превращения насилия в нечто соблазнительное."

Эсэсовские сапоги по шекелю
Профессор Омер Бертов указал на прямую связь между сталагами и книгами Четника. Авторская аннотация к книге Бертова "Армия Гитлера: солдаты, нацисты и война против Третьего Рейха" гласит: "Кич и садизм на планете Четника: представления израильской молодёжи о Холокосте".

В своём исследовании Бертов уделяет внимание "странному сочетанию кича, садизма и порнографии с описанием немыслимых ужасов, творившихся в повседневной реальности концлагерей, и человеческих судьбах, подвергнутых самым невообразимым испытаниям." В другом интервью Бертов замечает: "Для подростка 60-х заключённые из книг сталагов были евреями, - такими же, как его родители и близкие, - и единственным способом не ощущать себя жертвой было представить себя палачом. Отношение молодого поколения к нацистам было двойственным. Не всегда можно было знать наверняка, с кем отождествляют себя молодые израильтяне."

Бертов приводит воспоминания о Йозефе Менделе узников Освенцима, которым он казался "молодым, высоким, стройным, интересным, безукоризненно одетым, в его образе было нечто очень... сексуальное. Очень мужественное, сильное и притягательное. Полярно противоположное образу забитого еврея, направляемого в газовую камеру. Мне вспомнились разные истории о том, как на базаре в Яфо покупали эсэсовские сапоги... это придавало их владельцу мужества."

На вопрос о том, действительно ли Холокост стал источником сексуальных соблазнов для молодого поколения, Бертов ответил: "Любая порнография балансирует на границах запретного, и естественно, прибегает к вымышленным сюжетам. Холокост идеально соответствует этим требованиям: происходящее там выходит за рамки самого распалённого воображения, где нет запретов и ограничений, где "можно всё", а любая прихоть сразу может быть воплощена в реальности. При этом подлинное и вымышленное отражение происходящего в лагерях всегда оставляет место для бесчисленных искажений и спекуляций. Понятно, что сексуальная эксплуатация имела место в гораздо больших масштабах, чем те, о которых повествует историческая литература, мемуары и воспоминания очевидцев; многое замалчивается из соображений скромности, уважения к жертвам и стыда."

Премия за признание холокоста
В 1994 году книги Четника стали частью обязательной программы израильского среднего образования. Их разослали во все израильские средние школы и вручили ученикам в виде подарков. Книги были снабжены рекомендацией Министерства образования и рекомендованы в качестве учебного пособия для преподавателей и учеников. Предисловие к книге написал сам главный раввин Израиля. Ученикам предлагалось писать курсовые работы по материалом книги, а в качестве вознаграждения выдавались стипендии и ценные призы.

Д-р Гила Глезнер из Беэр-Шевского университета в своём докторате "Дискуссия по образованию и политические мотивы у Четника" пишет: "В течение последнего десятилетия (1994-2004) израильские школьники получали в подарок книгу Четника, - это происходило в рамках соглашения между Министерством образования и обществом "Премия Четника за признание Холокоста" (я в ахуе от одного названия).

Исследование д-ра Глезнер основано на документах, предоставленных ей д-ром Нили Леви, государственным ревизором по школьной литературе и Дорит Шрир, участвовавшей в разработке методики преподавания литературы в старших классах школ Тель-Авивского округа. Выяснилось, что школам, не участвовавшим в проекте распространения книг Четника, были объявлены выговоры. Лишь в 2003 году было принято решение отменить проект в его первоначальном виде. Однако по сей день директора школ могут заказывать книги Четника для своих учеников по собственному усмотрению.

Был ли секс в Освенциме?
В фильме Ари Либскера "Сталаги: Холокост и порнография", показанном на Иерусалимском кинофестивале в 2007 году, есть документальный фрагмент, где израильские старшеклассники посещают Освенцим. Женщина-преподаватель останавливается возле 24-го блока и говорит: "В этом блоке содержались молодые девушки, юные прекрасные еврейки, прошедшие процедуру стерилизации. Этот блок назывался "блоком утех". Девушек размещали по маленьким комнатам и выдавали по косметическому набору. Они обязаны были быть готовыми 24 часа в сутки удовлетворять потребности немецких солдат. Эти девушки назывались "походно-полевыми наложницами". Об этом рассказывает Четник в книге "Дом кукол".

Есть ли у этих фактов реальная основа? Наама Шик, докторант по истории в Тель-Авивском университете, исследовала вопрос сексуального рабства среди еврейских женщин в Освенциме. Её выводы однозначны: "Вследствие господствовавшей расовой теории, не было и не могло быть еврейских женщин, использовавшихся для удовлетворения сексуальных потребностей в 24-м блоке Освенцима, либо в других домах терпимости в иных местах. В подобных домах терпимости содержались немецкие и польские женщины. Не было и так называемых еврейских "фронтовых наложниц". Широко известная фотография Пауля Гольдмана является подделкой: номер на груди женщины выглядит как личный номер заключённого в Освнциме, но таких номеров там не существовало. По моей просьбе эта фотография была убрана из музея в Освенциме после проведения экспертизы."

Шик доказала, что расовая теория запрещала сексуальные контакты с евреями, что почти полностью исключало возможность изнасилований еврейских женщин немцами. "Случаи изнасилований еврейских женщин имели место, но не со стороны немцев, а со стороны их союзников", - утверждает Шик. Она пунктуально исследовала множество свидетельств, автобиографий и других исторических документов и сопоставила это с официальными документами нацистов. Результатом этой работы стали однозначные выводы: "Не было еврейских наложниц во время Холокоста. Не было явления, называемого "фронтовыми наложницами".

Заключение
Почему книги Четника впервые были названы порнографией лишь в 1994 году?
"Над этим вопросом висел ореол святости", - говорит писательница и переводчица Рут Бонди. - "Чтобы подвергать критике такого человека, как Четник, пережившего плен и потерю близких, требуется известная смелость. Я писала об этом до 1994 года, но в частном порядке." По мнению Рут Бонди, "Четник нанёс колоссальный вред. Его книги были, по сути дела, первым в Израиле источником информации о Холокосте и имели статус истины в последней инстанции." Бонди считает, что "о Холокосте нужно писать самыми короткими, скромными и простыми словами, потому что для описания этого нет слов".

***

Обложки и иллюстрации сталагов:





















***

Источники и ссылки (иврит):
http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3463773,00.html
http://www.e-mago.co.il/Editor/literature-1263.htm
http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/878237.html
http://www.haayal.co.il/story?id=423&NewOnly=2&LastView=2009-02-16%2016:20:18
http://stagemag.co.il/Articles/236

мечты сбываются

Previous post Next post
Up