Режиссер - Джон Карпентер. В ролях - Брайан Нарелл, Кэл Кунихолм, Дре Пахич, Дэн О’Бэннон, Адам Бекенбау, Джон Карпентер, Ник Касл, Куки Кнапп, Джо Саундерс, Алан Шерец. США. 1974. 82 мин.
Космическая одиссея в зеркальном отражении
Дулиттл, Бойлер, Талби, и Пинбэк - члены космического корабля «Тёмная звезда», выполняющих миссию по уничтожению нестабильных планет в далёкой звёздной системе, предназначенных для земной колонизации. И вроде всё шло относительно по плану (за исключением смерти командира корабля Пауэлла), но всеобщая меланхолия, безответственность и тупость, приводит экипаж к неожиданной развязке….
Что в первую очередь приходит в голову при сочетании слов фантастика или научная фантастика, конечно же «Чужие» или «Звёздные войны», но до того, как вышли все эти известные фильмы, в 1974 году появился, по сути, их прародитель «Тёмная звезда». Кино, которое не вызвало ошеломляющих успехов и знакомо лишь избранным любителям фантастики, но при это воплотившее в себе все те элементы, которые Кэмерон, Скотт и Лукас использовали в своих знаменитых кинотворениях. Что неудивительно, так как сценаристом и одним из исполнителей ролей был Дэн О’Бэннон - человек вследствие написавшего легендарного «Чужого». Но, а самое любопытное это то, что «Тёмная звезда» - это дебютная картина культового режиссёра Джона Карпентера, которая имея вполне угрожающее название, оказалась вовсе не ужасом, а пародийной и абсурдной комедией.
В действительности Карпентер вместе с О’Бэнноном сознательно решили постебаться над «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика, умело выворачивая пародию до приятного нонсенса, соседствующего с забавными глупостями и юмором «Монти Пайтона». Карпентер, конечно, не был бы Карпентером, если бы не использовал в фильме элементы саспенса. Вроде звучит странно: откуда саспенс в абсурдной комедии? Удивительно, но это так. Вовлекая героев в нелепые ситуации, режиссёр создаёт им настолько опасное положение, что ирония в таких моментах благородно уступает место напряжению. Сцена, где один из персонажей десять минут бегает за инопланетным существом, которая откровенно выглядит как бред, на деле же насыщена вязким напряжением и сопереживанием, и всё благодаря мастерству Карпентера искусно создавать тревогу.
Юмор до того нетипичный и находящийся на какой-то обособленной волне, создающий через обусловленную размеренность аналогичное настроение, что происходящее вокруг непомерно радует и забавляет. Искусственный интеллект, напоминающий HAL 9000; говорливая и очень капризная бомба; инопланетная тварь, выглядящая как дешёвый надувной шар с ножками; замороженный мёртвый капитан, отдающего ценные советы; глупый астронавт Пинбэк, который вовсе не астронавт - все эти прекрасные моменты выглядят настолько умилительно и смешно, что улыбка от этого только сильней расширяется. Но самое замечательное это то, что весь этот поток абсурда заканчивается на удивительно красивом и философском финале с положительной метафорой про свободу и гармонию, сладостно устремившаяся в вечную бесконечность.
Итог: В меру талантливый дебют Джона Карпентера, которому удалось создать пародию в абсурдном и ироничном ключе, вызывая одновременно улыбку и страх.