«Педагогическая поэма». Фильм, 1955 года.

Feb 24, 2015 10:00



Недавно в киноклубе «Реванш», удалось посмотреть фильм «Педагогическая поэма».

Фильм снят по известной одноимённой повести Антона Семёновича Макаренко, выдающегося советского педагога и писателя. В 20-30-е годы прошлого века, он руководил сначала трудовой колонией имени А.М. Горького близ Полтавы, а затем коммуной имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Макаренко занимался массовым перевоспитанием детей-беспризорников и малолетних преступников, и добился в этом блестящих, непревзойдённых результатов. Фильм вышел в прокат в 1955 году, и в нём ещё живо ощущается инерция сталинского периода.

Современному человеку, которого отделяет от той эпохи более полувека, достаточно любопытно наблюдать за взаимоотношениями между людьми, показанными в фильме. Естественно, нужно сделать некоторую скидку на то, что мы смотрим художественный фильм, а не кинохронику. Поэтому уместнее рассматривать общие тенденции происходящего, а не степень реализма. Тем более, что современный человек приучен к реализму иного рода. В чём разница реализма «Педагогической поэмы» и современного кино можно понять, например по сцене, когда один из воспитанников убил человека. Само убийство не показано, говорится только о свершившемся факте, внимание концентрируется на отношении персонажей к произошедшему. В современном кино, зачастую лишённом серьёзной смысловой нагрузки, убийство смакуется, показывается во всех подробностях, иногда нарочито замедленно, повреждения, наносимые убиваемому гипертрофированны, насилие немотивированно. Тем не менее такие убийства происходит в рамках фильмов претендующих на реализм.


Фильм «Педагогическая поэма» рассказывает о человеческих отношениях. Поражает, например, степень доверия между людьми. Сначала, нам показывают её в разговоре уже состоявшихся граждан - Макаренко и начальника, назначающего его на должность. В момент, когда Антону Семёновичу предлагают основать колонию в уже определённом месте, Макаренко говорит - «Надо же посмотреть, подходящее ли оно». На, что следует ответ начальника: - «Я уже смотрел. Что ж ты, лучше меня увидишь?». Современному зрителю, скорее всего, может показаться, что начальник-самодур, таким образом самоутверждается перед подчинённым. Совсем по-другому выглядит эта сцена, после того, как в дальнейшем мы видим, её своеобразное повторение в момент, когда Макаренко доверил получить деньги одному из своих воспитанников, показавших себя ранее не с самой лучшей стороны. Принеся деньги воспитанник говорит: - «Вот деньги - пересчитайте», на что получает ответ: - «Но ты же уже считал!». Таким образом в сцене разговора Макаренко с начальником мы видим не просто разговор двух людей, а разговор двух равных. В сцене же с воспитанником, Макаренко, отказавшись пересчитывать деньги, поднимает того до своего уровня, как бы говоря: «ты - такой же человек, как и я, равный мне». Такое отношение к воспитаннику имеет очень мощный эффект, позволяющий ему почувствовать себя личностью. Эту же сцену дополнительно подчеркивает и третья сцена в конце фильма с приглашённым на праздник сбора урожая писателем Максимом Горьким - несомненным кумиром и авторитетом для ребят. Горькому дают почётное право первым начать покос. Горький берёт в руки косу и начинает трудиться вместе с воспитанниками колонии, что поднимает их до уровня Горького, ведь теперь они вместе занимаются одним делом. То, что раньше приходило к ребятам как осознание, когда они читали книги Горького - «он такой же как мы», становится объективной реальностью.


Дополнительно, в этой сцене покоса, можно увидеть необыкновенное отношение к труду. Труд здесь обставлен как праздник - заниматься им почётно, и даже великий писатель, не только его не гнушается, но с удовольствием принимается за дело. Любовь к труду и важность его для человека, декларируются даже в песне: «...только тот хозяин жизни, кто живёт трудом своим!..»

Воспитанников колонии на протяжении всего фильма учат быть людьми. А человеком может называться только тот, кто является хозяином своей жизни. «Ограничиваться только жалостью мы не имеем права - мы должны быть требовательными и суровыми», - говорит Антон Семёнович Макаренко - «любить и уважать человека, значит предъявлять к нему высокие требования». Таким образом, основа педагогического метода Макаренко - любовь к человеку, ведь, например, по определению Эриха Фромма, любовь - это заинтересованность в жизни и развитии другого человека.

В фильме показана ценность реального опыта, противостоящая теоретизированиям оторванным от реальности. Вступивший в острую полемику с Макаренко инспектор, в подтверждение своих слов, сыплет научной терминологией. Слова эти, скорее всего им зазубренны - на поверку оказывается, что он не знает элементарных вещей - впервые видит барометр и не понимает принципа его работы. «Вы нарушаете все инструкции! Вы воспитываете рабов!» - возмущается инспектор и серьёзно просчитывается. Ведь воспитанники-поселенцы уже усвоили урок «вы люди, или сявки?», т.е. буквально: хозяева или рабы. То, что они действительно не рабы, они доказывают прогоняя инспектора и возвращая тем самым Макаренко обратно.


Реальному Макаренко и его методу воспитания в период его активной деятельности противостояли сторонники привнесённой с запада науки - педологии и последователи педагогических методов Монтессори, пока их продвижение в советскую педагогическую науку было не остановлено в 1936 году. Сторонники педологии считали, что ребёнок с самого рождения фатально обусловлен биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды.

Корней Чуковский называл педологов горе-теоретиками, да и сам Макаренко весьма гневно отзывался о них: «Я всегда честно старался разобраться в педологической „теории“, но с первых же строк у меня разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию: бред сумасшедшего, сознательное вредительство, гомерическая дьявольская насмешка над всем нашим обществом или простая биологическая тупость. Я не мог понять, как это случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей, то есть миллионов будущих и притом советских рабочих, инженеров, военных, агрономов, решается при помощи простого, тёмного кликушества и при этом на глазах у всех».

Возможно сцены с инспектором, отражают суть конфликта педологов и Макаренко.

С 1950-х годов методы педологии опять стали использоваться педагогами и психологами. А с прекращением существования советской педагогической системы, и с практикой заимствования «готовых» западных систем воспитания и обучения, вместо разработки своих, педология вновь вернулась в нашу систему образования. Например, система тестирования учеников, разделение учащихся на классы по способностям - методы педологии.


Несомненно, легко провести аналогию, между происходящим в фильме, и событиями происходящими в стране в целом. «Всё хорошо, но мы стои́м на месте. Коллектив должен видеть, что впереди радостное будущее. Дайте нам что-нибудь, чтобы голова закружилась от работы!» - говорит Антон Семёнович Макаренко, в момент, когда колония начинает работать как часы, и приносить доход государству. Советский человек видел впереди великий светлый ориентир - коммунистическое будущее. Эта грандиозная цель позволяла с радостью совершать колоссальные трудовые подвиги. Человек ощущал себя хозяином своей страны, своего будущего, а значит был подлинно свободным. Результатами труда человека той эпохи мы пользуемся до сих пор. И уже кажутся фантастическими те объемы работы, которые были сделаны за мобилизационные годы пятилеткок. И совершенно понятно, что без образа будущего, без грандиозных планов, и без самоотверженного труда, невозможно ни стать человеком в полном смысле этого слова, ни хоть чуточку приблизится к великим достижениям советской эпохи.

Максим Горький, фильм, 1955, Корней Чуковский, человек, Антон Макаренко, педагогика, педология, Педагогическая поэма, воспитание, киноклуб, труд, Эрих Фромм, образ будущего, педагогика Монтессори, советский реализм, коммуна

Previous post Next post
Up