там поставлена задача
тут я собрал то, что подумал и сформулировал
Обсуждаемо.
Постановка задачи
Машин в Москве избыток? Безусловно! Как изменить ситуацию - без строительства дорог и сужения и без того узких тротуаров? Как отделять тех, кому надо, от тех, кому не обязательно? По каким критериям - и как их реализовывать на практике? Кто будет реализовывать - пусть в пределах одной Москвы и МО? Кто будет проверять? Что делать с теми, кто упрётся рогом?..
И это только "верхняя плёнка" проблемы - а есть ещё экономические интересы дилеров, например. Рабочие места авторемонтов и продажи запчастей. Заправки...
Как бы отступление
Решение не принимается в вакууме. Мы имеем сейчас мерзкую ситуацию в значительной мере потому, что в течение 70 лет транспорт в Москве строился как приоритетно общественный, а дороги и прочая инфраструктура (заправки, например) определялась этой же схемой.
Наибольшие препятствия для грамотного изменения инфраструктуры составляют:
- Отношения собственности на землю и сооружения в пределах города, в том числе коррупционная составляющая оных.
- Отсутствие полноценной структуры власти, способной планировать и принимать именно инфраструктурные решения и эффективно запрещать заведомо ложные сдвиги. В том числе - экспертов соответствующей квалификации на соответтствующих местах.
- Малая эффективность механизма обратной связи в системе власти, который бы позволил бы хотя бы принимать решения на уровне "люди просят здесь остановку - так сделаем же её". Подчеркну - какие-то механизмы есть и даже работают. Но реальная обратная связь очень легко спотыкается о личные интересы конкретного чиновника и-или бизнесмена.
Избыточно ли машин в Москве?
- Если считать по ныне существующим площадям допустимых парковок - то заведомо избыточное количество. Причину этого я изложил в комменте.
- Если считать по тому, какова интенсивность ПРОДАЖ машин и желания хомячков их иметь - их заведомо недостаточное количество для удовлетворения комфортных и статусных потребностей этих людей.
Кто перемещается по Москве?
Центр Москвы - это, в массе своей, 4 типа людей:
- Офисные работники как таковые.
- Посетители офисов, те кто взаимодействуют с офисными работниками.
- Обслуга офисов и их сиюминутных потребностей.
- Строительство новых офисов, ремонт и переделка старых.
Описанные ниже в 7 пункте меры воздействуют на первые два типа,
состояние 3 и 4 типов меняется пунктом 6 ниже. Масса второго типа
уменьшается пунктом 4 ниже.
Что перемещается по Москве?
Логистика грузовой части перевозок мне лично понятна намного хуже,
поэтому я здесь её подробно не рассматриваю, просто выделив её
в пункт 5.
Что из этого следует?
Задача в целом раскладывается на ТРИ ключевых составляющих:
- Проблема текущей малой реорганизации пространства города в текущей ситуации без революционных решений формата "всё отнять и поделить". Наличие постоянно принимаемых тактических решений и проблема соответствия их стратегии.
Пример таких весьма серьёзных, масштабных действий - снос газонов ради парковок буквально по всем районам (сейчас наблюдаю у себя по ул. Адмирала Макарова).
- Смена НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА потребностей людей на такие, которые лучше соответствуют потребностям города как системы, как структуры. Информационно-пропагандистская, законодательно-экономическая деятельность.
Пример тактического экономического решения из этого спектра - установить "плату за комфорт": Легковая машина платит за каждый въезд в черту города 200 рублей (сумма условна) за каждое свободное пассажирское место в оной.
- Собственно стратегия реорганизации инфраструктуры города.
Собственно стратегия
Пересадить с машин на общественный транспорт
Экономическое давление, стратификация по деньгам и комфорту.
1. Введение явной иерархии муниципального общественного транспорта по ценам и комфорту. Должно возникнуть не менее 4-х уровней комфорта:
- Метро, нынешние стандартные автобусы/троллейбусы/трамваи - нижний уровень комфорта, цена на поездку (в идеале) должна стать РАВНА НУЛЮ, все пропускные пункты и вся продажа билетов упразднены. Посадка и высадка должны быть возвращены в "советское" состояние. На основе опыта некоторых небольших городов, где так сделано было. Всё равно на данный момент эта часть транспорта Москвы - дотационна как и всегда была.
- "маршрутки" - на данный момент наиболее востребованный вид общественного транспорта, "заполняющий" собой все маршрутные дыры города. Цена на него сохраняется, все "коммерческие перевозчики" сохраняются в этом сегменте как они есть. С ценами какие они и есть.
- "VIP маршрутки" - заказной и наполовину заказной транспорт, ориентированный на доставку малого (от 1 человека до 70% заполнения ТС) числа людей. В отличие от 1.4. - статус по ПДД "общественный транспорт". В отличие от 1.2. - не обязан сажать кого угодно (но имеет право сажать любого с абонементном!). Цена поездки - вчетверо выше нынешней маршрутки, при этом НОРМОЙ должен быть "абонемент как на электричку". Имеет право менять маршрут ("завезти туда человека А").
- "Такси" - в отличие от предыдущих трёх, НЕ имеет статуса "общественный транспорт" по ПДД
Повышение транспортной связности города
2. Повышение транспортной связности города, ныне совершенно
устрашающей тем, что "из точки А в точку Б ведёт 8 путей,
но все они проходят через одну точку Ж". Причём построенные
за последние годы конструкции типа ТТК и изменение МКАД
ухудшили ранее явно преимущественное положение пешеходов
и велосипедистов, лазающих там, где никто не ездит.
- Волевое решение по перепланировке ВСЕХ имеющихся в Москве
закрытых промзон вопреки имеющимся сейчас стандартным схемам
"завод-владелец продался, организация перестраивает промзону
как получится, а подъездные пути как были".
- Изменение требований по землеотводу и
строительству на такие, которые вынудят владельцев
земли обеспечить проезд и проход пешеходов через территорию
сверх некоторого размера. В частности, владелец офисного
комплекса из более чем 1 здания не может запретить проход
или проезд ЛЮБЫМ способом между зданиями.
- Обязательное установление правила, по которому между территориями двух
владельцев должен быть пеший проход, а не "стыковка двух заборов так чтобы
всем обходить два километра". В некоторых районах (ул. Донская - метро
Шаболовская) внесение изменений в терриитории радикально уменьшит
число желающих ехать час по пробкам то расстояние, что
проходится 5 минут пешком. Установить обязательные сроки исполнения.
- Построение подмосковных ДЕПО для всех жд (начинать сейчас) и метрополитена (делать по мере выхода за пределы МКАД соотв веток, на некоторых направлениях начинать сейчас), в пределах города остаются только малые по размерам ремонтные сегменты.
- Реорганизация погрузочно-разгрузочных структур жд
Снижение нагрузки на центрально расположенные вокзалы
3. Децентрализация "конечной остановки" для поездов дальнего следования:
Сделать обязательные +1 или +2 остановки поездов дальнего следования при подъезде к Москве на каждом направлении на минимальном расстоянии от МКАД.
- одна остановка - в "спальных районах", непосредственно у метро, ни в коем случае не у конечных станций. При удачном раскладе это снизит нагрузку на центральные вокзалы и улучшит комфорт перемещения тех, кому не придётся ехать потом от вокзала до своего дома, который он видел, проезжая мимо него час назад.
- одна остановка - в непосредственной близости от близлежащих аэропортов.
- тарифное расстояние от этих станций до следующей, в самом деле "дальней станции" (Владимир, например) должно быть вчетверо меньше реального. То есть цены на билеты Нижний-Владимир, Нижний-Новогиреево, Нижний-Москва должны соотноситься примерно как 1/1.1/2, а не 1/1.9/2, как формально по километражу.
- Время стоянки на этих остановках сделать сначала 5 минут, в дальнейшем по результатам - или увеличивать его, или уменьшать.
- организация или использование именно у этих точек-станций автостоянок с очень существенными (50% и более) скидками для тех, кто показал билет от или до соотв. станции или билет на самолёт. Если показываешь второй билет на те же даты - то скидка увеличивается (ты получаешь бонус за то, что твоя машина будет использоваться в черте города не для одной твоей попы)
Минус решения - ломка графика движения многих поездов, что в этих точках наименее критично (поезда внутри города едут ОЧЕНЬ медленно), но может стать камнем преткновения.
Замечу, что во многих более мелких городах такие остановки "для сателлитов" есть - например, Лянгасово в Кирове. И без тарифных бонусов.
Выдавливание офисной деятельности в информационно-виртуальную сферу
4. Законодательное и информационное давление.
- Уменьшение, сведение к нулю бумажной части деятельности, перевод "в электронную форму" всех видов деятельности, вопреки имеющемуся чиновному сопротивлению.
Для этого - введение дополнительных критериев работы ВСЯКОГО чиновника, например:
ЕСЛИ ((число бумажных документов, подписанных чиновником за последний месяц, на 10% менее числа бумажных документов, подписанных за предыдущий месяц) И (процент электронных документов, подписанных ЭЦП чиновника, среди всех подписанных им документов, ВОЗРОС на 10%)) ТО (чиновник получает "инновационную премию"). Совсем кратко - если чиновник подписал меньше бумажных и больше цифровых документов, получает бабло.
На это же работает пункт 7 ниже.
Изменение грузовой логистики
5. Введение дополнительных требований по логистике к организациям,
у которых перевозки грузов не "на своих двоих" составляют существенную
часть деятельности. Не могу внятно сформулировать, ибо недостаточно
ориентируюсь в вопросе. Результатом введения таковых должно стать
вытеснение складов "на ступеньку дальше" по радиусу из Москвы.
Уменьшение перемещений существенной части работников дом-работа
6. Фактическая легализация (на данный момент это объективно существует
в строительстве - житие джамшудов в вагончиках, а также дворники в подвалах)
и введение в обиход понятия "обслуга и желающие работники живут в том же
здании" и создание офисно-жилых комплексов, в которых имеется
"основная офисная часть", парадные лестницы и "обслуживающая часть",
чёрные лестницы. При этом не исключён вариант проектирования
"жилой зоны для всех уровней работников". Делается прежде всего ради
минимизации трафика обслуживающего персонала.
- Введение явных льгот тем, что соглашается "жить у рабочего места".
- Особый статус "квартир работников комплекса", жильё фактически сдаётся внаём работнику, цена найма должна быть по крайней мере вдвое ниже типичной рыночной.
- Для квартир обслуги - цена найма должна быть совершенно символическая.
Изменение представлений о комфорте
О комфорте рабочего места и правилах работы офисного работника.
7. Пропаганда (СМИ, произведения искусства) сдвига представлений о комфорте рабочего места офисного человека, управленца, менеджера. В пару к 6-ому пункту, обеспечивающему часть условий для этого - прессинг в направлении "если уж ты работаешь как следует, и тебе дорого время - удобнее всего или работать там где живёшь, или жить там где работаещь. И это НЕ зазорно."
Ибо всякий мелкий менеджер, которого удалось выдавить в онлайн работу и житьё в служебной квартире при офисе - это минус его машина на улице и минус его опоздания на работу "из-за пробок" и минус потери времени на дорогу.
- "Всё, что ты можешь решить в онлайне и по телефону - следует решать в онлайне и по телефону". Если ты мог, но не сумел чего-то решить в онлайне - твоя работа должна оцениваться ниже.
- "Всё, что решено, должно попадать в корпоративную систему документооборота, и электронная форма всегда предпочтительнее бумажной"
Альтернативное предложение транспорта гражданам
В летний период - организация "летучего проката велосипедов, самокатов" по примерной схеме:
- имеется машинка-перевозка велосипедов, которая по наполнению оной выдвигается в место, где великов не хватает.
- всякий гражданин заранее сдаёт в залог некую разумную сумму и получает "абонемент на аренду велосипеда".
- всякий гражданин, обладающий таким абонементом, видя перевозку с велосипедами, может обменять "абонемент" на велосипед или наоборот.
- повреждённый велосипед может быть сдан без получения обратно абонемента (если повреждения очевидно велики), или получение абонемента оплачивается по обоюдному соглашению гражданина и оператора пункта проката.
- помимо собственно велосипедов, в аренду также могут даваться шлем, перчатки, наколенники и тому подобные элементы.
- по результатам первого лета делается вывод о целесообразности дальнейшего расширения данного сектора.
Яковлев Сергей. Записано и опубликовано просто чтобы не забыть. Public Domain.