Книга, которую наконец прочитали

Apr 08, 2020 21:07

Есть у меня определенная категория книг - купленная с твердой уверенностью, что я их прочту, и мне это понравится (другие книги автора понравились, "тема на сто процентов моя" и пр.). Чаще всего я даже начинаю их читать, мне нравится еще больше, и... откладываю, "чтобы было походящее настроение". И потом они лежат на полке среди книг, которые я читаю сейчас в категории "эти я вот-вот прочту". Годами лежат - иногда накатит, беру, читаю страниц 20-30, констатирую: вах, хорошо! И так до следующего раза...

Вот и роман Сейса Нотебома (для наших переводчиков и издателей - упорно Нотебоома) "День поминовения" я честно купил тогда, когда он был издан - в 2004 году. И даже начал читать, ибо предыдущий прочитанный роман "Ритуалы" от него "хорошо зашел". Начал, почитал... и отложил, сказав себе "хорошо, но позже". С тех пор он честно лежал под рукой, периодически брался, читался с получаемым удовольствием от чтения и откладывался с той же присказкой. Книга аж затерлась вся, а бумага пожелтела. Покамест на днях внезапно я себе не сказал - "сто двадцать оставшихся страниц надо добить!"... И вот, свершилось.

На самом деле есть у меня идея насчет того, почему так. Очень меня бросают в уныние книги о глубоко несчастной любви промежду М и Ж. Вот также было с "Бедными-несчастными" Аласдера Грэя (но ее я прочитал сразу, когда лет через семь-восемь заставил себя, ибо это таки Грэй) - человек пишет о великой любви к девушке-франкенштейну, ради которой проехал полмира (догоняя и спасая), а она в эпилоге дописывает, что не любила его, и спасать себя милостиво позволила, и вообще, он тут насочинял всякого, а на самом деле был ужасный нудень, и женилась только для того, чтобы в викторианской Англии осесть и завести врачебную практику...

Вот и в "Дне повиновения" основа сюжета - странная любовь, которую в Берлине конца 1990-х (мобилы уже есть, но у избранных, а персональными компами и е-мейлами еще никто не пользуется) встречает голландский оператор-документалист Артур Даане. Девушка Элик Оранье - даже не дикая кошка, а гремучая змея, наглотавшаяся нитроглицерина, даром что аспирант-историк, пишущий диссертацию о средневековой королеве Уракке Кастильской. Всё у них в отношениях не так - начались тем, чем обычно заканчивается, развиваются странно и "не туда", чтобы довольно предсказуемо и в чем-то банально закончится...

Зато у Артура есть верные друзья (философы, журналисты) и заботливые подруги, которые "подстилают соломку" и опекают его. А еще одним героем книги становится Берлин зимой - то мрачный и голый, то весь белый от снега, то серый и дышащий недавним прошлым. Причем, как всегда у Нотебома, то, как он пишет, даже важнее того, о чем он пишет. Он словно берет какую-то одну ноту и играет на протяжени нескольких страниц "Полет шмеля" - мысль причудливо крутится и вьется вокруг разворачиваемого тезиса в виде дружеской беседы, мрачного пейзажа вокруг, или какого-то действия. В общем, передать трудно, чем именно, но проза Нотебома завораживает. А еще она очень искренняя и подкупающая, создающее ощущение диалога писателя с читателем.

Короче, если вы еще ничего у Нотебома (Нотебоома - так будет легче искать) не читали, то зря - срочно читайте. И не берите пример с меня - не ждите годами...



книжки

Previous post Next post
Up