*Артур и его команда (лат.)
Вся в белом
Жена Артура Гвиневра - один из ключевых персонажей всего цикла. Причем, понятное дело, смыслов, намеков и параллелей в ее образе находят великое множество... Варианты ее имени: Гвиневра, Гвиневера, Гвенивера, Гиневра, Гвинивер, Гвиневир, Гиновер, Гуиневра, Гиньевра, Гуанамара (лат.), Гвенхвивар (валлийск.), Гвенифар, Женьевер (фр.), Джиневра (ит.), Квеннувар, Кунневаре (нем.). Поскольку древнейшее из них - кельтское, Гвенхвивар, то буквальный перевод имени королевы - "Белый дух" ("Белая тень", "Белый призрак", "Белая фея"). Сторонники концепции английского писателя Роберта Грейвза о Белой богине как древнейшем и архетипическом женском божестве всех времен и народов, радостно подбрасывают чепчики вверх. Примерно о том же самом говорит отождествление Гвиневры с Финдабайр - дочерью известной ирландской королевы-колдуньи Медб (Мив), которая и сама баловалась волшебством.
Гвиневра от У. Морриса
В валлийской традиции у нее есть сестра Гвенхвифах, но сюжетного развития этот персонаж не получил. Наиболее "популярный" их валлийский отец - Гвитир ап Грейдаул, один из рыцарей при дворе Артура. В "англо-французской" традиции отец Гвиневры - король Лодегранс из Камелиарда, бывший вассалом еще Утера Пендрагона. На его королевство напал злобесный король Риенс, "властитель Северного Уэльса, Ирландии и многих островов", носивший мантию с пришитыми к ней 11 бородами поверженных им королей и жажавшего получить двенадцатую. Артур побил воинство этого "снегодяя", а благодарный Лодегранс женил его на своей дочери. По одному из вариантов, Артур был при дворе отца Гвиневры инкогнито, и принцесса влюбилась в незнакомого красивого рыцаря, "а потом оно всё и открылось". Ну а в "Житии св. Гильдаса" Карадока Лленкарванского Гвиневру похитил некий король Мелвас из темного леса, и Артур с рыцарями снаряжает экспедицию по ее освобождению.
В целом же валлийская традиция едва несколько раз упоминает жену Артура - развитие этот образ получает во Франции, на почве концепции "куртуазной любви", а затем "обраткой" попадает в английские сочинения. В этом сюжете Гвиневра неразрыно связана со своим возлюбленным сэром Ланселотом Озерным - впервые они "знакомятся" в романе Кретьена де Труа "Ланселот, или Рыцарь телеги" (XII век). Видимо, из-за "мотива адюльтера" традиция устойчиво делает королеву рыжей. Впрочем, каждый из авторов "решал вопрос" в меру своей испорченности - в некоторых произведениях Ланселот и Гвиневра "просто за руки держатся", свято следуя "кодексу куртуазной любви". Что, конечно, объясняет довольно индифферентное на протяжении всего скандала поведение Артура (он много раз не обращал внимания на прямые намеки разных лиц), но как-то противоречит тому, что враги Ланселота искали его в спальне королевы, из которой он сбежал в окошко...
Есть и такая...
Что характерно: сообщает Артуру о связи его жены с посторонним рыцарем "демонический племянник" Мордред - по некоторым версиям, сам любовник Гвиневры, с которым она прижила аж двух сыновей (впрочем, Ланселот тоже "бегал на сторону" - родился же как-то у него сын Галахад, хотя и, как настаивают некоторые авторы, "обманом"). Более того - когда Артур, уезжая на "священную месть Ланселоту", оставляет Мордреда править королевством, тот "подбивает клинья" к Гвиневре, чтобы жениться на ней и стать королем. А "особую ревность" в поимке Ланселота с поличным проявляет другой племянник короля - сэр Агравейн (брат Гарета, Гавейна и Гахериса). В общем, большое и дружное семейство...
"Некоторые намеки" содержит традиция и на "особую близость" королевы с сэром Каем - в поэме "Разговор Артура и его жены Гвенвивар" именно он главное действующее лицо в "отъеме" Гиневры у Мелваса, а в "Рыцаре телеги" он первым бросается защищать честь королевы от посягательств приезжего Мелеаганта. Да и сам Мелвас в "Житии cв. Гильдаса" намекает, что у него с невестой что-то уже было до встречи ее с Артуром. В общем, королева получается далеко не святой женщиной с целым "донмужланским списком" тех, кто в ее сторону неровно дышал. Правда, после гибели мужа и раскаяния сэра Ланселота она вполне благочестиво оканчивает свою жизнь в монастыре, отмаливая грехи бурной молодости.
И кстати, о семействе - подавляющее большинство сочинений делает брак Артура бездетным, но "кое-где" мелькает его сын Лохольт (Ллахеу).