Почем супермен для народа?

Dec 26, 2018 19:19

Я, конечно, фанат Умберто Эко, но это касается только его художественной прозы. Когда он писал "за жизнь" - тоже получалось интересно. Но ежели взбирался на своего научно-семиотического конька - всё, читать нельзя, обычное "ученое щебетанье на нечеловеческом языке про то, что мало кто понимает". Посему многие "вот эти вот сборники" про "поэтики Джойса", "эссе об эстетике" или "сказать всё то же самое" я даже в руки не беру...

Поначалу кажется, что сборник "типа как вроде бы о народном романе", объединенный ушлыми издателями под загом "Superman для масс" - это "то же самое". особенно после прочтения предисловия и двух первых эссе. Ибо "Слезы Черного Корсара" - это совсем-совсем не о романах Э. Сальгари, а довольно нудноватые рассуждения об абстрактных категориях "типа популярной литературы", как и "Узнавание: заметки о видах распознавания". Но, с трудом продравшись через оные (либо же вообще не читая - совсем ничего не потеряете), не спешите отбрасывать книгу с разочарованным видом. Ибо далее как раз и начинается всё самое интересное - не об абстрактном, а о конкретном.

Когда читаешь литературную критику, есть два способа получить удовольствие от хорошего автора (каким, несомненно, является Эко). Первый - конструирование, это если произведение, о котором идет речь, тебе неизвестны, и ты увлеченно пытаешься "выстроить" их основную идею, отталкиваясь от того, что пишет автор эссе. Так у меня получилось с "Эжен Сю: социализм и утешение".  Эко объясняет, как создатель "Парижских тайн" докатился от денди до социалиста-утописта, и почему его главный роман - это социалистическая утопия, играющая с основными архетипами, "утешающими" всех униженных и оскорбленных. В том числе и с образом супермена, вершащего "социальную справедливость".

Примерно то же самое было с "Беати Паоли и идеология народного романа" - сочинение начала ХХ века о "тайной организации сицилийцев для борьбы с несправедливостью за справедливость" знакома разве что итальянцам. И с, наверное, самым ярким эссе сборника "Питигрилли: мужчина, который заставлял краснеть свою маму" - о писателе, на которого был повешен ярлык "безнравственного" (его даже пытались судить, но по личному приказу Муссолини оставили в покое). Эко, впервые прочитавший его романы для написания предисловия к их переизданию в 1970-х, приходит к любопытному выводу, что эпатирует читателей не довольно, кстати, моралистическое содержание произведений, а сама личность и манера автора, эгоцентрика-неудачника.

"Взлет и падение супермена" - это коллаж из коротких, на полторы-две странички, эссе о популярных персонажах,типа Монте-Кристо, Ришельё, Рокамболя и Тарзана. И, наконец, второй вариант - когда речь идет о знакомом мне произведении, и я могу оценить глубину проникновения автора по достоинству. Эссе "Повествовательные структуры Флеминга" разбирает арсенал авторских приемов автора романов об агенте 007 "по косточкам", отвечая на банальный вопрос "почему и зачем это читают?".

В общем, читается легко и быстро (кроме указанных мест, через каковые гребешь, как лягушка в сметане), польза налицо, культура повышается, всё путем.



книжки

Previous post Next post
Up