Что такое регионализм?
Регионализм (русский синоним - областничество) - это явление, широко известное среди Интернет-общественности и пока еще не столь заметное в оффлайновой общественно-политической жизни России.
Согласно
определению Сергея Корнева (
kornev ): «Регионализм - это борьба жителей города или региона за улучшение жизненной среды, защиту от негативных последствий глобализации и повышение своего статуса в глобальном разделении труда. Основной инструмент этой борьбы - культурно-экономические проекты, которые используют, развивают или создают с нуля уникальные преимущества региона. Необходимым условием этой борьбы является создание и поддержка региональной субъектности».
Регионалисты считают, что современная политическая система, которая основывается на административном гиперцентрализме и санкционирует непрерывный отток человеческих и материальных ресурсов в московский мегаполис, не способна обеспечить России нормальное будущее. В конце концов, эта система вредит и самой Москве как самобытному городскому организму. Регионалисты понимают, что проблема носит фундаментальный характер и не решаема за счёт перемены персоналий, осуществляющих руководство страной. Критика проявлений гиперцентрализма московцентризма у представителей и российской оппозиции (левой, либеральной, националистической) - часть регионалисткого дискурса.
Максимальная цель регионалистов - переформатирование страны в подлинную Российскую Федерацию и Многополярную Россию, где всем регионам будут обеспечены равные права и возможности. При этом регионализм, исходит из индивидуальных потребностей конкретного региона и старается избегать общегосударственных абстракций.
Регионалисты - не сепаратисты, и не считают, что превращение регионов в новые государства (со всеми атрибутами независимости) является залогом их благополучия. Напротив, общее культурное и языковое пространство России воспринимается регионалистами как важнейшая ценность, а межрегиональное сотрудничество, представляется средством реализации областнической программы на практике.
Зачем регионализм нужен Татарстану?
Республика Татарстан по целому ряду показателей входит в число самых успешных регионов Российской Федерации. У Татарстана есть ярко выраженная субъектность, обусловленная особым этноконфессиональным составом населения. Но на этом фоне существует сложнейший клубок проблем, заложенных в самом формате государственного устройства региона.
Современный Татарстан является прямым наследником ТАССР, образованной Декретом ВЦИКа от 27 мая 1920 года. Административные границы и специфика государственности Татарстана были заданы в рамках национальной политики большевиков. Большевики унаследовали от своей эпохи и концепцию права наций на самоопределение, и свойственное эпохе понимание нации, с упором на национальный язык и национальную территорию. Все крупные нации в СССР (в отличие от малочисленных «народностей») получали государственные образования со статусом союзных или автономных республик. В этих государственных образования формировались и поддерживались национальные институты (школа, язык, письменность и культура от национальной литературы до национальной кухни). Одновременно с этим, право назначать формат самоопределения какой-либо нации полностью принадлежало центральному руководству страны, а все социалистические нации являлись частью новой общности - советского народа. Любая национальная самодеятельность пресекалась.
Строго по указанной модели была реализована автономия Татарии. В отведенных пределах она обеспечила татарскому народу социалистическую государственность, и скорее была результатом решения принятого «наверху», чем являлась результатом местного политического процесса. За два года до создания ТАССР был пресечен проект Идель-Уральского Штата инициированный тюрко-татарским национальным движением и предполагавший объединение максимальной этнической территории татар. Накладываясь на чересполосное расселение народов Волго-Уральского региона, советские административные границы закрепляли за одними народами титульный статус, другие превращали в меньшинства. Татарский народ получил свою территориальную автономию в пределах части уездов Казанской, Уфимской, Сибирской, Вятской и Самарской губерний, но значительная часть татар осталась за пределами автономии. Казань перестала быть культурным центром для чувашей и мари, а представители этих и других коренных народов, издревле проживавших на территории ТАССР, стали здесь меньшинством. Как и каждая из созданных автономий, ТАССР получила «в нагрузку» сотни тысяч русских, чьё нетитульное положение искупалось только высоким статусом русского языка и культуры.
Национальная политика, основанная на праве наций на самоопределение и территориальной автономии, не решила национальных вопросов, но подготовила большой конфликтный потенциал на будущее. Негативные последствия этой политики в форме этнократии и дискриминации по национальному признаку не замедлили явиться после распада СССР. В той или иной степени неудовлетворёнными оказались представители всех народов Волго-Уральского региона, а социальный взрыв удерживается только мероприятиями по консервации статус-кво «сверху», и аполитичностью «снизу».
Сегодня Татарстан представляет собой полиэтничный регион, в котором татары составляют 52,9 % (36 % татар, проживающих России), русские 39,5 %, чуваши 3,3 % (в некоторых районах их численность превышает 1/3 населения), а также представители других коренных народов Волго-Уральского региона и народов бывшего СССР. Между народами Татарстана, за исключением сферы религии, нет никаких непроходимых барьеров. Языком межнационального общения является русский, для татар характерно двуязычие, а в некоторых районах с чувашским населением существует и уникальная ситуация трехъязычия. Уже несколько десятилетий около одной трети браков являются межэтническими, и в нескольких поколениях многие граждане Татарстана живут с двойственной этнической идентичностью. С учётом всех этих факторов следует признать, что этническая модель нации и соответствующая модель национальной государственности, в Татарстане не соответствует социальной реальности.
В качестве универсального решения политики, официальные идеологи и СМИ уже давно предлагают такой концепт как «многонациональность». Однако этот концепт следует признать неудачным, поскольку он базируется на терминологическом невежестве, и непонимании феномена нации. В отличие от «этноса» или «народа», «нация» - это строго политический термин. В любом государственном образовании нация может быть только одна, даже если включает в себя несколько этносов и этнических групп. Именно так строились все европейские нации, включившие в состав французов, немцев и итальянцев, элементы очень разные в культурном и этническом плане. Таким образом «многонациональность» - это курьёз, служащий лишь прикрытием для существующих проблем в межэтнических отношениях.
Альтернативы, предлагаемые со стороны русского и татарского этнонационализма, также не способны решить национальный вопрос в Татарстане. Этнонационализм безусловно выражает базовые стремления людей, такие как приверженность национальному языку, культуре и исторической памяти. Инициативные группы, выражающие интересы этносов-наций необходимы в гражданском обществе. Однако любая модель этнической государственности (губерния в составе государства русских или государство татар) в условиях Татарстана приведет к дискриминации значительных групп населения и может вылиться в открытый конфликт.
Регионализм, по отношению к «многонациональности» и этническому национализму, находится в другой системе координат. С точки зрения регионализма, любая нация, в значительной степени является воображаемым сообществом. Ведь называя себя русским или татарином вовсе не обязательно знать лично своих соплеменников, знать их условия жизни и т.д. Чтобы принадлежать к этнической нации достаточно иметь несколько общих признаков, порой очень формальных. Напротив, в центре внимания регионалистов находится территориальная солидарность, происходящая из соседства, личной взаимосвязанности и общего пространства. Образно выражаясь, регионализм сосредоточен на конкретном социокультурном ландшафте с его шероховатостями и контрастами, а не на универсальной грамматике национального языка, старательно очищенной от всех «чужеродных» примесей. Именно поэтому регионализм может стать альтернативой для Татарстана, а в самом Татарстане сложилось множество предпосылок для восприятия областнической идеологии.
Регионалитская идеология выражает интересы регионального социума, проживающего на определенной территории, вне зависимости от лингвистической или религиозной принадлежности его членов. Городское население Татарстана (74,9 %) со времени урбанизации 1930-х годов представляет собой единый социум, в котором русские, татары и другие народы живут в общем пространстве. Компактное проживание народов сохраняется только в сельской местности, хотя и там работает тенденция к смешению этносов. Горожане Татарстана в своей профессиональной деятельности, выборе круга общения и семейных связей практически не зависят от этничности. С 90-х годов это касается даже такой обусловленной этничностью сферы как религия: есть русские принявшие ислам, татары принявшие православие, а в новых для региона религиях, таких как протестантизм, роль этничности практически равна нулю.
Регионализм рассматривает исторический путь и культурное наследие каждого региона во всём его многообразии. В Татарстане есть все предпосылки для завершения этого синтеза. Уже сейчас, русские, участвуя в научно-исторических проектах и исторической реконструкции, приобщаются к наследию Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского Ханства как к наследию своей родины, хотя их предки и жили далеко к западу от Казанки и Свияги. Татары воспринимают стены кремля, построенные псковскими зодчими, Казанский Университет, математика Лобачевского, поэта Державина и художника Шишкина как часть своего наследия, хотя их предки и жили в те времена как минимум по другую сторону озера Кабан.
Регионалистская доктрина включает в себя идею экономической самостоятельности регионов и нацелена на формирование регионов сильных и конкурентоспособных в мировом масштабе. Экономические успехи Татарстана, его твёрдые позиции в промышленности и технологическом развитии - это результат совместного труда всех народов населяющих регион, а успехи региона приносят выгоду всем независимо от вероисповедания и национальности.
Регионализм - это антипод губернизации и унификации регионов, почва для которой уже давно прощупывается в Москве. Для Татарстана отстаивание федеративного устройства России уже давно стало ключевым и узнаваемым политическим брендом.
Всё это лишь малая часть фактов, по которым можно сказать, что в обществе Татарстана есть предпосылки для восприятия регионалисткой идеологии. Популяризация региональной идентичности может стать ключом к солидарному региональному обществу и укреплению позиций Татарстана.
Почему Царство Казанское?
Среди всех возможных названий региона (Татарстан, Татария, Булгария, Идель-Урал, Казанская губерния, Казанский край) Казан Патшалыгы/Царство Казанское является наиболее экзотическим. Между тем, оно основано на реальных исторических фактах и опирается на исторические источники, чем не отличается, например, такой сугубо историографический конструкт как «Казанское ханство».
Царство Казанское - это имя, которым называли Казанский юрт, выделившийся из державы Джучидов в XV веке, поздние русские летописи и знаменитый «Казанский летописец».
Царство Казанское - так называли своё государство его подданные, по мнению великого татарского археолога Альфреда Халикова.
Царство Казанское для средневековых русских - это знак преемственности правителей Казанского юрта царям Сарая и знак их особой власти.
Царство Казанское - именно так в российском делопроизводстве именовали завоёванные земли Казанского юрта в XVI и XVII веках.
Царство Казанское знали в Европе, благодаря сочинениям Флетчера, Гваньини и Герберштейна.
Царство Казанское изображали на картах и французский картограф Гийом Делиль и составители «Атласа Российского» изданного Российской Академией наук в 1745 году.
Царство Казанское означало старшинство Казани по отношению ко многим городам России.
Царство Казанское с юридической точки зрения существовало до 1917 года, когда последний правитель, носивший титул «Царь Казанский» подписал отречение от престола.
Царство Казанское для регионализма в Татарстане - это возможность взглянуть на историю региона без разрывов и противопоставлений, это мост, тянущийся от Казани джучидов, через Казань губернскую и университетскую, к Казани современной.
Царство Казанское - звучит как название сказочной страны, открывая нам - современным жителям Татарстана возможность для творческого осмысления образа и судьбы нашего региона.
Для чего создано это сообщество?
Было бы наивно считать, что существование коммъюнити в Livejournal само по себе приведёт к изменению мира вокруг и неиллюзорному счастью для всех его участников. Однако до тех пор, пока блогосфера привлекает множество умных, творческих, инициативных и знающих свое дело людей, ЖЖ обеспечивает хорошие возможности для взаимодействия и генерирования новых идей.
Сообщество создано для продвижения регионалистских идей в Татарстане, для обсуждения вопросов нашей региональной идентичности, для собрания материалов о культурном и историческом многообразии нашего края.
Темы, которые приветствуются в сообществе условно можно разделить на «отрезки» линии времени.
Здесь можно писать о прошлом нашего региона, о его истории и истории народов населяющих его. Рассказывать об известных личностях, связанных с нашим регионом и открывать новые. Культурное наследие, историческая география, естественная история, процессы, изменившие облик страны, история религий, этнография, картография и геральдика. Прошлое городов, селений, улиц и социальных институтов. Всё что отложилось в коллективной памяти жителей Татарстана. И т.д.
Здесь можно писать о настоящем нашего региона, о политическом, экономическом, социальном и экологическом состоянии. Обсуждать культурную жизнь, общественные события и проблемы. Выкладывать фото, видео о современном Татарстане. Стихи и прозу с региональным колоритом. И т.д.
И, наконец, здесь можно прогнозировать будущее региона и высказывать идеи, которые могут сработать уже завтра.
Категорически запрещаются оскорбления по религиозному, этническому, национальному, социальному и всем возможным признакам. Запрещается контент, провоцирующий неадекватное отношение окружающих, к темам, которым посвящено сообщество (прежде, чем сказать или выложить нужно думать). Также следует помнить, что данное сообщество не является городской или региональной площадкой для обсуждения всего подряд.