Как только не косячат фотографы на съёмках, то по своей вине, то из-за невнимательности, то из-за обстоятельств непреодолимой силы под воздействием генеральского эффекта.
Пока сегодня летел из Крыма в Абакан, чтобы оттуда добраться до Кызыла, где очень не советуют гулять вечерами с техникой [и вообще] решил, на основе своего опыта, и опыта знакомых фотографов, составить небольшой перечень косяков, которые могут приключиться с каждым. Заодно поговорим как избегать и бороться.
Всё сделал без карты
Совсем не смешная ситуация - снимаешь ты снимаешь, и вдруг обнаруживаешь, что последние полчаса в камере не было никакой флешки, и всё отнятое успешно ушло через буфер во вселенную, изрядно увеличив её энтропию. Не такая уж редкая ситуация, кстати, и сам сталкивался, и друзья рассказывали неоднократно.
Бороться с этим проще всего - я всегда советую сразу после первых экспериментов отключать в камере режим “съёмки без карты памяти”, по умолчанию он может быть активирован. Тогда, без флешки внутри, фотоаппарат не будет фотографировать.
Что делать на съёмке? С каменным лицом предложить отснять лучше и интереснее, чем до этого, и сделать это и лучше, и интереснее.
Не вставил аккумулятор
Невероятное количество фотографов уходило из дома, забыв вставить аккумулятор в камеру. Приезжаешь на съёмку, а у тебя мёртвая тушка на руках, и ничего не поделать - ладно бы это был Nikon Coolpix с его пальчиковыми батарейками, которые есть в каждом ларьке, а в остальных случаях аккумулятор не купить днём с огнём, а если даже рядом есть магазин, то аккумулятор продаётся разряженным.
Один раз меня выручил запас времени - позвонив в магазин попросил поставить батарейку на зарядку. Но, самый простой метод, оставлять камеру с открытым отсеком, если аккумулятор вынут на зарядку. Тогда, взяв в руки, видишь что чего-то не хватает.
Закончились все флешки
Снимающие репортаж большими сериями сталкиваются периодически и с такой бедой. Рассчитывая, что взятых с собой пары карт на 32 гигабайта должно хватить отсюда и до следующего дуба, на практике запросто выходит, что сюжетов оказалось больше, время съёмки увеличилось, заказчик попросил внезапно снимать ещё и в JPEG, чтобы сразу забрать результат и так далее. В какой-то момент запросто оказываешься без свободного места.
Что делать? Самый первый вариант, увидев что флешки подходят к концу, переключиться в JPEG заранее, а не когда осталось 20 кадров. Можно смело выставить не максимальное качество, а поменьше - визуально они не отличимы. Далее можно удалять отснятое, проводя первичную отбраковку прямо в камере, но… лучше и правильнее носить с собой всегда в бумажнике запасную флешку, как экстренный резерв, а в целом переходить на более ёмкие карты. В этом году я снимаю уже на 64-гигабайтные флешки, и задумываюсь о 128-гигабайтных, потому что RAW-ы стали большими, а цены на флешки снизились.
Несколько лет назад я бы
посоветовал носить с собой “фотобанк” - устройство на жёстком диске, позволяющее сбрасывать отснятое с карты на собственный большой носитель. Долгое время сам пользовался фотобанками Hyperdrive, но с ростом объёма флешек устройство стало бесполезным, потому что скорость копирования, по нынешним меркам, уже маловата, да и сбрасывать от одного заряда 60-80 гигабайт, реже сотню, стало неактуальным.
Современный вариант - ноутбук с USB 3.0 и быстрым кардридером. Знаю несколько фотографов, которые продолжают пользоваться картоводами USB 2.0, и копируют 32 гигабайта часа полтора. Мой справляется с тем же объёмом минуты за четыре - хорошая разница и отличный повод для апгрейда, разве нет?
Умерли исходники
И такое бывает. Причин ухода исходников в небытие может быть масса. Скажем, у моего друга из машины украли жёсткий диск с библиотекой RAW за впечатляющий период, да и у меня был совсем недавно случай, когда внезапно высыпался большой внешний диск, пусть и зарезервированный, но не до конца - ушло порядка 100 гигабайт, отснятых за несколько дней. Что делать?
Во-первых, можно подстраховаться, и таки начать резервировать фотоархив с исходными RAW на другой жёсткий диск или NAS ежедневно. NAS, правда, как показала моя недавняя история с Synology, тоже не панацея, и жадные хакеры могут испить порядочно фотокрови.
Любой коммерческий фотограф, с каждой серьёзной съёмки, может себе позволить купить жёсткий диск, на который эта съёмка целиком поместится. Стоит задуматься о таком варианте.
Можно ли спасти снимки, без восстановления жёсткого диска с исходниками? Можно. Есть вариант у тех, кто пользуется Lightroom. Если при импорте фотографий заказывать построение Smart Previews, в случае отказа жёсткого диска у вас на компьютере останутся версии мини-RAW, в меньшем разрешении, но вполне пригодные для печати на формат A4.
Если в Lightroom строить, для всех отснятых кадров, превьюшки размером 1:1, то в базе Lightroom остаются полноразмерные JPEG, которые при необходимости можно выдернуть специальным скриптом очень быстро. Как именно это делается расскажу отдельным постом.
Всё получилось нерезким
Тоже не самый редкий случай, как подсказали читатели, после моего поста про необходимость юстировки линз в пресс-парке. Со светосильными линзами на зеркалках это частенько бывает - вроде бы и целился как нужно, и попал куда нужно, а на выходе промах мимо фокуса и нерезкие снимки.
Здесь просто стоит помнить, что даже сильная нерезкость при просмотре попиксельно, во весь 30-дюймовый экран, не означает, что снимок нельзя использовать на меньшем формате. Один из очевидных вариантов - добавить резкости при обработке, использовав маску нерезкости, и после уменьшения дополнительно увеличить резкости фильтром, пусть даже Smart Sharpen (или другими,
более умными методами). Я таким образом вытаскивал у друзей фотографии на печать, совершенно непригодные, с их точки зрения, ни для чего.
Не справился с управлением
Выставил неверные параметры и получил слишком тёмные или слишком светлые снимки - понятно, что при съёмке в JPEG из них уже может ничего не выйти, и это одна из причин, почему я всегда советую снимать только в RAW, который затем можно куда эффективнее подкрутить.
С недосветами обычно проще - поднять яркость в конвертере несложно, пусть и ценой роста шумов, которые скрадываются при печати и уменьшении разрешения, да и программ-шумодавов хороших нынче немало.
С пересветами ситуация сложнее, пару ступеней ещё вытянуть можно, но при дальнейшем возврате яркости уже появятся жутковатые артефакты. В таком случае я советую применять более сложные методы, типа тонировки, наложения текстур, фактически уже художественную ретушь.
Это хорошо подходит для вытягивания снимков, сделанных против сильного источника света или напротив окна, когда в оригинале есть “белый квадрат”, и его можно превратить в стильно тонированный.
Заклинило затвор
Заклинило затвор, умерла электроника, что-то закоротило - тоже не самый редкий случай в практике фотографа. Основной способ борьбы, конечно же, использование на съёмке резервной камеры. Именно поэтому большинство моих знакомых носит с собой сразу два фотоаппарата, чтобы в случае необходимости отложить умерший и взяться за рабочий.
Ещё помогает использование по назначению профессиональной техники. У любительских моделей ресурс гораздо ниже, и хотя сам знаю много случаев, когда простые камеры служат годами и годами, случиться может разное. Так у “единичек” Canon гарантированный ресурс затвора 300 тысяч срабатываний, а у камер более простых серий в два-три раза ниже. Когда снимаешь в жутковатых условиях, типа дождя или сильного мороза, начинаешь хорошо ощущать разницу в том, как себя ведёт камера.
Ну и конечно, даже при наличии двух хороших камер, не мешает иметь с собой
что-то маленькое, но приличное. Просто как дополнительный резерв, например, хорошую беззеркалку с современным сенсором, не особо уступающим по картинке старшим зеркалкам (фуджики, олики, альфы из последних).
Флешка отказала
Флешки не самый надёжный носитель, а уж недорогие тем более. Не зря существуют камеры с двумя слотами, даже в любительском сегменте, и этим нужно пользоваться. Бывало, что флешку “заедало” прямо во время съёмки, бывало что она отказывала по пути домой, во время просмотра снимков на камере.
Поэтому флешки нужно покупать хорошие, фирменные, и использовать по две штуки.
Сбросил и затёр
Недавно
писал про проблему с MacOS - если “двигать” каталог DCIM с флешки в папку, а затем взять другую флешку и повторить операцию, весь каталог будет перезаписан. Могут быть и другие причины - скажем, что-то не успело записаться из кэша, когда внезапно выключили электричество. Или камера именовала файлы с 001 каждый раз, при установке новой флешки, и вы скопировали одни снимки поверх других.
Что делать? Прежде всего, никогда не перемещать файлы с флешки на диск, а использовать копировние. Во-вторых, до момента полной уверенности, что всё скопировано и импортировано, не чистить флешки. Поэтому, как уже писал выше, имейте резервные флешки, с запасом.
Клиент попросил снимки “прямо сейчас”
Некоторые клиенты любят устроить марафон в самый невероятный момент. Скажем, вас приглашают отснять мероприятие, с которого нужны фотографии с ретушью, а перед самым концом внезапно просят “отдать хотя бы сотню кадров прямо сейчас”.
Что делать в такой ситуации? Самый простой вариант, если есть ноутбук или чужой компьютер под рукой. Как я уже писал в статье “
почему не нужно снимать в RAW+JPEG”, из RAW можно выдернуть JPEG довольно быстро.
Второй вариант - всё же, снимать в RAW+JPEG, последний можно писать на вторую флешку, сделать более низкого разрешения и с большим сжатием. Это имеет смысл ещё и потому, что клиенты любят использовать самые медленные флешки. Скажем, на днях, меня попросили сбросить всего 4 гигабайта отснятого на USB-брелок с настолько чудовищной скоростью, что копирование заняло бы час. Я плюнул и отдал свою флешку, конечно с возвратом.
Третий вариант есть у владельцев камер с Wi-Fi, которые снимая в RAW умеют отдавать снимки в JPEG на смартфон. Тогда выкачиваете на смартфон варианты в JPEG и пересылаете.
Забыл зарядку дома, уехал в путешествие
Можно забыть зарядку, можно просто кабель от неё - часто разница невелика, и получается почти безвыходная ситуация, разве что экономить кадры и искать магазин с зарядками/проводами. У меня такое бывало, у других такое бывало, вон
zyalt в Гонконге зарядку найти не мог. Для некоторых камер, типа Canon 1D X и Nikon D4S зарядка
может стоить как целая зеркалка. Что делать?
Одно время были в продаже переходники для зарядки аккумуляторов зеркалок от
PowerGorilla, но как я понял, сейчас их не продают.
Я бы в путешествие брал с собой резервную камеру, компактную и лёгкую, предпочитая те, что заряжаются от USB, чтобы всегда иметь возможность запитаться от внешнего аккумулятора - Samsung NX и NX mini, Sony NEX и пришедшие им на смену A5000/5100/6000 это умеют, и тем удобны.
Разбил и утопил объектив
И такое бывает - объективы, чаще всего, разбивают роняя при смене или из плохо застёгнутой сумки, а также, снимая в ситуациях, когда что-то может прилететь, типа гравия из под колёс автомобиля. Топят их в воде по тем же причинам, а также на побережье,
пытаясь поймать красивую волну.
Как бы плохо я не относится к защитным фильтрам, иногда они полезны. Во-первых, с фильтром защищённый объектив становится более защищённым, во-вторых, гравий перестаёт быть проблемой, как и грязь. Некоторые фотографы носят с собой запас чистых защитных фильтров, и не протирают испачкавшийся, а надевают на объектив новый.
Но от ударов при падениях, как бы не уверяли продавцы, защитные фильтры практически не спасают. Поэтому, я всегда за то, чтобы у каждого объектива была бленда. Она и падение смягчит, и при ударе о стену спасёт, и при съёмке с боковым сильным светом помогает.
Общий вывод
Большинства косяков позволяет избежать:
- Резервная камера;
- Резервная флешка;
- Резервное копирование;
- Тренировка памяти.
Какие ещё грабли сущестуют?