Готовлю пост про Ленинградский вокзал после ремонта, обрабатываю фоточки. На официальное открытие поехать не было времени, поэтому специально поехал чтобы отснять интерьеры пару дней назад, ближе к ночи.
Ну и жестокая же ситуация для камеры, скажу я вам. Вернее как жестокая - можно плюнуть и просто "добавить контрастика", не особо заморачиваясь на том что получается, и во многих случаях это нормально. Но, посмотрев на отснятое я понял, что вижу на фотографиях, после всех установок баланса белого и кривых, совсем не то же самое, что видел глазами.
Я уже много раз говорил, что человек видит не глазом, а мозгом. Глаз это сенсор, мозг трактовщик. Причём и то и другое невосприимчиво ко многим моментам, которые лезут в цифровой сенсор. В итоге, на многих фотографиях может получиться совсем не то, что видел когда снимал. Тот же Ленинградский вокзал ощущается как очень светлое помещение в серых тонах, современный хайтек залитый светом. А на камере сочетание пурпурного и зелёного.
Под катом расскажу в чём причина.
Вот так это видит фотоаппарат с автоматическим балансом белого:
Потолок здесь белый, и можно попытаться выставить баланс белого по нему:
Получаем странную картину - пол в середине ушёл в пурпурный, а по краям и вдалеке в сильную зелень. При этом "нейтрально серым" стал только сам потолок, и только в середине - по краям он пурпурный, как и стена вдалеке. В реальности же они такого цвета, видимого глазом, не имеют.
Чтобы понять проблему нужно упомянуть такое известное фотографам понятие как "баланс белого", где помимо цветовой температуры существует ещё и такое понятие как "смещение" (tint) - степень отклонения цвета в пурпурный или зелёный.
В "смещении" и кроется проблема - дело в том, что Ленинградский вокзал освещён лампами дневного света, которые как раз имеют выраженное смещение либо в пурпурный, либо в противоположный ему зелёный. Фактически, это оппозитные цвета - чтобы убрать на фотографии зеленоватый оттенок нужно добавить пурпурного, и наоборот, пурпурный съедается зелёным.
Для цифровой камеры на Ленинградском вокзале возникает очень сложная ситуация - в кадре одновременно и лампы дающие сдвиг в пурпур, и лампы дающие сдвиг в зелень. Чтобы убрать зелень насыщаем пурпур и вокзал уходит во многих местах в этот оттенок, а убрав пурпур делаем интерьер зелёным. Применить к фотографии некий "глобальный" фильтр или настройку, чтобы вывести цвет, технически невозможно.
Выход? Их несколько.
Самый простой - плюнуть и забыть, либо перевести фотографию в ЧБ, и она будет лучше передавать ощущение от светлого современного интерьера:
Но раз мне хочется сделать цветную фотографию, чтобы она передавала то что видели глаза, можно пойти более сложным путём:
1. Использовать возможности зонной обработки Lightroom 5, в частности, радиальный фильтр. В местах где зеленит кладём хорошо растушёванный овал и сдвигаем внутри него баланс белого в пурпурный, а там где лезет пурпур сдвигаем в зелень. В большинстве случаев это поможет нивелировать недостатки, но придётся столкнуться с тем, что форма цветовых сдвигов таки сложная, не круглая и не овальная - либо нужно наложить массу пересекающихся радиальных фильтров, либо...
2. Во всё снимке прибрать насыщенность пурпурного и зелёного оттенков в модуле HSL в Lightroom 5. Очевидный минус - в кадре помимо окрашенных областей есть нормальные пурпурные и зелёные оттенки - те же деревья, одежда. Они тоже выцветут. Значит, можно создать две версии картинки - с насыщенными и ненасыщенными оттенками, а затем в Photoshop по маске протереть только те места, где явно требуется вернуть зелень и пурпур.
3. Ещё один вариант резонно указал
orki в комментариях - использование корректирующей кисти в Lightroom. Для тех кто не перешёл на Lightroom 5 он и вовсе заменяет первый, потому что в чётвёрке и трёшке нет радиального фильтра. Принцип тот же самый - сдвиг смещения в зелёный или пурпурный в указанной области. Саму область можно нарисовать с разной степенью прозрачности, контролируя маску. Мне этот способ кажется ещё более долгим, но возможно кому-то подходит больше.
Первый способ очевидно менее точный и быстрее, второй глобальнее и требует несколько больше времени для "протравки" мелочей. Вот что у меня получилось:
Сомневаюсь в одном. Мне кажется накладки под поручнями были не совсем белые, а с лёгким бирюзовым оттенком за счёт цвета стекла. Тогда этот кадр должен выглядеть так:
Ещё этому кадру хочется добавить немного тонирования, чтобы убрать неестественные нейтральные серые области:
Стоит ли так заморачиваться? В 99,9% случаев ответ будет отрицательным, ведь потратить пятнадцать минут на обработку одного снимка к посту, где их будет двадцать с гаком, значит потратить на обработку целый рабочий день. Иногда перфекционизм в ретуши приводит к совершенно ничем неоправданному увеличению затрат, а результат никто не оценит, не так ли?